МЕИР НЕЙМАН "РАББИ АКИВА"

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =


01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

XLV

В то время как народ был занят подготовкой к строительству Святыни, к бар Кохбе явилась делегация самаритян, чтобы предложить евреям братский союз и получить разрешение участвовать в строительстве вместе с израильтянами.

Самаритяне (кутеяне) были языческим народом, который принял еврейские обряды и обычаи. Когда Шалманесер, царь Ассирии, разорил царство Израиля и увел десять колен Израипевых в плен, в Халах и Хавор, к реке Гозан и в города Мидии, он доставил сюда племена из Вавилона, Куты, Авы, Хамата, Сефарваима и повелел им поселиться на земле бывшего царства Израильского, в столице Самарии (Шомрона) и в других городах. По имени столицы страны жители были названы самаритянами, а по имени страны, откуда они были переселены – кутеянами. Когда эти языческие народы поселились в стране Израиля, они не боялись Превечного, и Всевышний послал против них львов, которые истребили много новых поселенцев. Тогда обратились они к царю Ассирии: «Народы, которых ты переселил и поселил в городах Самарии, не знают закона Б-га той земли, и за это Он посылает на них львов, и те умерщвляют их, потому что они не знают закона Б-га той земли».

Тогда повелел царь Ассирии: «Отправьте туда одного из священнослужителей, которых изгнали оттуда. Пусть они пойдут и живут там, и он обучит их закону Б-га той земли». И пришел один из священнослужителей, изгнанных из Самарии, и поселился в Бейт-Эле, и учил, как чтить Господа. С тех пор стали эти языческие племена поклоняться Превечному, Б-гу Израиля, сохранив при этом свое идолопоклонство.

Иудейское царство просуществовало на сто тридцать лет дольше царства Израильского. Невухаднецар, царь Вавилона, овладел Иерусалимом, разрушил священный Храм и увел евреев в вавилонский плен. Спустя семьдесят лет Б-г сжалился над Своим народом, и евреи вернулись в Иудею, чтобы восстановить Иерусалим и священный Храм.

На второй год после возвращения, во втором месяце, заложили они фундамент для строительства священного Дома. Узнав, что евреи вернулись и начали восстановление священного Храма, кутеяне послали депутацию к Зрубавелю и князьям народа и просили сказать им: «Мы хотим строить вместе с вами, ибо, как и вы, чтим мы вашего Б-га и приносим Ему жертвы с тех пор, как царь ассирийский привел нас сюда». И ответили им князья народа: «Не строить вам вместе с нами Дом нашему Б-гу. Мы одни будем строить Дом Господу, Б-гу Израиля».

С той поры кутеяне стали злейшими врагами евреев. Они причиняли зло, где только могли, нападали на евреев с оружием в руках, мешали строительству Святыни и сжигали вновь построенные города и деревни, пока Эзра и Нехемия не привели новую колонию из Вавилона. Им удалось завершить строительство Святыни, укрепить еврейское государство и обуздать кутеян.

Но этим не была сломлена враждебность кутеян по отношению к евреям. Они выискивали малейшую возможность причинить вред евреям, и когда Александр Великий разорил персидское царство и завоевал большую часть Азии, кутеянам едва не удалось направить гнев завоевателя против евреев и обречь их на уничтожение. К счастью, первосвященнику Шим'ону Праведному удалось переубедить великого императора и отвести угрозу гибели от своего народа.

Александр осадил Тир и потребовал от евреев прийти ему на помощь. Но они, подданные тогда еще живого последнего персидского царя Дария, отказались помогать врагу их господина. Когда осада была снята, а умирающий Дарий назначил своим наследником царя Македонии, самаритяне постарались разжечь гнев Александра и уговаривали его идти войной на Иудею, завоевать Иерусалим, разрушить священный Храм, истребить всех евреев. Когда Шим'он Праведный, первосвященник и князь евреев, узнал об этом, он надел белые одежды священнослужителя, сел на белого коня и, велев всем остальным священнослужителям следовать его примеру, отправился в лагерь завоевателя мира. Увидев благочестивого первосвященника, Александр смиренно опустился перед ним на колени. Тогда спросили у него военачальники: 'Ты, гордый завоеватель мира, великий сын богов, ты унижаешься перед этим евреем?» И Александр ответил: «Перед всеми моими великими сражениями мне являлся во сне образ этого почтенного старца, и я знал, что одержу победу». Император милостиво отнесся к Шим'ону и его спутникам и поручил им наказание злоречивых самаритян. Позднее Александр посетил Иерусалим и священный Храм и не требовал, чтобы евреи, подобно другим порабощенным народам, поклонялись ему, поместив его изображения в Храме. Евреи были благодарны ему за это, и все священнослужители дали своим сыновьям, родившимся в том году, имя Александр в честь их нового, милостивого царя. Поэтому греческое имя Александр встречается среди еврейских имен.

Нет надобности говорить, что эти события не способствовали улучшению отношений между евреями и самаритянами. Кутеяне оставались злейшими врагами евреев и тогда, когда священный Храм был разрушен во второй раз. Они были на стороне врагов Израиля, когда евреи восстали во время правления императора Траяна и войска Квиета угрожали им уничтожением.

Теперь успехи бар Кохбы стали причиной того, что самаритяне решили забыть о старой вражде и принять участие в войне против Рима на стороне евреев. Во главе депутации стоял самый знатный их предводитель, Менаше.

Бар Кохба созвал совет, чтобы обсудить предложение кутеян.

– Друзья мои, – обратился он к собравшимся, – я должен сделать вам очень важное сообщение. Если Б-г благоволит к человеку, Он превращает врагов в друзей. Кутеяне хотят отказаться от пятивековой вражды, хотят стать нашими братьями, помочь нам в борьбе против римлян и вместе с нами строить Дом Б-га нашего. Я полагаю, мы с радостью примем протянутую братскую руку. Это решение кутеян -событие вдвойне радостное: оно увеличивает наши силы и уменьшает число наших противников.

– Царь Израиля, – взял слово рабби Акива, – твои слова удивляют меня. Ты сказал это, вероятно, лишь для того, чтобы испытать нас, твоих слуг, твердо ли мы убеждены в твоем Б-жественном назначении, полностью ли мы доверям тебе. К чему человеческая помощь, если с нами Б-f? Разве коротка рука Превечного, чтобы