ЕВРЕИ В ИСПАНИИ
К началу арабского
завоевания Испании местная еврейская община, находившаяся там с римских времен,
была немногочисленной. В христианской Испании евреи подвергались постоянным
преследованиям и потому приветливо встретили арабов, известных большей
религиозной терпимостью. Вскоре к ним стали присоединяться группы вавилонских
евреев, в основном торговцев, прибывавших на Пиренейский полуостров через
Северную Африку и южную Италию (см. карту 5, с. 176). Таким образом, культура
испанских евреев восходит непосредственно к древнейшим традициям евреев
"Востока" - то есть
Вавилона.
Еврейская община как нельзя
лучше отвечала колонизаторским устремлениям арабских завоевателей и потому арабы
не чинили никаких препятствий ее развитию. Вскоре не осталось ни одной области
хозяйственной, политической и общественной жизни, где бы евреи не проявили свой
ум и энергию. Они занимались земледелием, внутренней и внешней торговлей,
ремеслами, дипломатией, медициной. Евреи были экономическими, политическими и
даже военными советниками при дворах арабских
правителей.
Арабская культура в
мусульманской Испании достигла расцвета и оказала большое влияние на евреев,
особенно в области философии и науки. Так в системе традиционного еврейского
образования появились новые области, органично сочетавшиеся с традиционным
изучением Писания и Талмуда. Их развитие финансировали и поддерживали "нагиды" -
еврейские аристократы, занимавшие высокое положение при дворах арабских халифов
в качестве советников и министров и являвшиеся одновременно руководителями
еврейских общин. Кстати, и тут проявилась преемственная связь испанских евреев с
общиной Вавилонии, где сложилась аналогичная структура управления: "глава
изгнания" мирно сотрудничал с нееврейской властью и пользовался ее поддержкой.
Далеко за пределы Испании разнеслась слава о мудрости еврейских "нагидов",
таких, как живший в ХШ веке раби Шмуэль га-Нагид, военный министр халифа Героны,
поэт и комментатор Талмуда, или как раби Хасдай ибн-Шапрут, советник при дворе
халифа Кордовы, завязавший переписку с царем Хаза-рии, перешедшим в
еврейство.
Но "золотой век" еврейской
культуры в мусульманской Испании был недолог. Из Северной Африки в Испанию
вторгаются Альмохады* - ревнители ислама, противостоящие Реконкисте* - попыткам
христиан заново отвоевать когда-то принадлежавшую им Испанию. Спасаясь от
насильственного обращения в мусульманство, евреи бегут на север, в христианскую
часть Испании, и на юг - в Северную Африку. Среди беженцев на юг была и семья
величайшего еврейского ученого раби Моше бен Маймона (Рамбама)*, который,
посетив опустошенную Страну Израиля, решил обосноваться в
Каире.
Рамбам стал придворным врачом
каирского султана, и "нагидом" евреев Египта. Среди евреев Востока он обладал
огромным авторитетом - и как руководитель общины, и как знаток еврейского
закона. Рамбам хорошо знал, что живет в эпоху кризиса. Подобно другим великим
еврейским деятелям переломных эпох - таким, как раби Йегуда га-Наси, кодификатор
Мишны, и как Равина и рав Аши, систематизаторы Талмуда, Рамбам чувствовал
необходимость собрать и обобщить все, что было создано евреями Востока в области
философии и Галахи со времен Талмуда. Его огромный труд "Мишнэ Тора"
("Повторение Торы"), или "га-Яд га-Хазака" ("Сильная рука") представляет собой
своего рода компендиум еврейской культуры эпохи средневековья и отличается
систематичностью и ясностью
изложения.
Как мы уже говорили выше,
большинство евреев, вынужденных бежать от преследований Альмохадов, нашли себе
пристанище в областях Испании, отвоеванных у арабов христианами в процессе
Реконкисты. И снова, как уже не раз бывало в истории, на первых порах владыки
новых христианских королевств нуждаются в евреях как в проводниках их
колонизаторской политики. Нужно было поднимать экономику вновь отвоеванных у
арабов земель. Никто не мог справиться с этой задачей лучше, чем евреи, и
потому, несмотря на противодействие католической церкви, в христианских
королевствах евреи получают особые права, равные правам горожан-христиан. Однако
по мере того, как в Испании и во всей Европе города укрепляются и развиваются,
доля налогов с еврейских общин в финансах христианских королевств становится
сравнительно меньше, и у королей остается все меньше желания сопротивляться
давлению церкви, которую, со своей стороны, поддерживают конкуренты евреев -
горожане-христиане. Снова начинаются преследования. Церковь распространяет
клевету о том, что евреи употребляют кровь христианских детей для приготовления
мацы (т.н. "кровавый навет"*) и оскверняют хлеб святого причастия. Вспыхивают
погромы, вводятся антиеврейские законы. В конце концов и здесь, как в Западной
Европе, евреи оказываются перед выбором: христианство или смерть. Был, конечно,
и третий выход: бросить все и
бежать.
Однако испанские евреи в этой
ситуации ведут себя несколько иначе. В Испании жизнь евреев, в особенности
еврейской аристократии, была теснее сплетена с жизнью местного нееврейского
населения. Рвать эти сложные связи - и экономические, и культурные -было труднее
и больнее. Вот почему часть евреев, принадлежавших к средним и высшим слоям
еврейских общин, не выдержала давления и приняла христианство. Этим "новым
христианам" (евреи называли их "анусим" - "подвергшиеся насилию", а христиане
дали им кличку "марраны" - "свиньи") удалось сохранить свое имущество и
социальное положение. Но они продолжали колоть глаза горожанам-христианам.
Инквизиция продолжала преследовать новообращенных, стремясь доказать, что они
втайне исповедуют иудаизм. Многие из них, не выдержав своего ложного положения,
в конце концов открыто признались в своей верности религии предков и
пожертвовали жизнью ради нее, разделив судьбу своих ашкеназских
братьев.
В 1492 году закончилось
христианское завоевание Испании. Очистив ее от арабов, христиане взялись за
евреев. Евреям, не принявшим христианство, было приказано оставить Испанию,
чтобы они не могли пагубно воздействовать на марранов и не содействовали им в
тайном исполнении еврейских обрядов. В последний момент некоторые евреи решили
креститься, чтобы остаться в стране. Но подавляющее большинство евреев вместе с
раввинами, возглавившими общины, предпочли навеки покинуть Испанию. Часть из них
направилась на запад, в Португалию, где через несколько лет они снова оказались
перед тем же выбором - крещение или изгнание. Но большая часть отправилась на
восток, где поднималась и набирала силу новая Оттоманская империя, начинавшая
завоевание Балканского полуострова. И снова завоеватели в своей колонизаторской
политике опираются на евреев; и снова евреям предоставляются экономические и
торговые льготы, позволяющие им создать на новых местах процветающие общины, в
которых бережно сохраняются традиции испанского
еврейства.
ЕВРЕИ В ЦФАТЕ
Еще до испанского
изгнания, как мы говорили выше, были евреи, которые, устав от скитаний по
мусульманским и христианским странам, возвращались в разрушенную и пустынную
Палестину. В середине XII века в Страну Израиля приехал поэт и философ раби
Йегуда Галеви; примерно в то же время туда прибыла семья Рамбама. В середине
XIII века Страну Израиля посетил каббалист и комментатор Писания раби Моше бен
Нахман (Рамбан), в конце XV века там поселился комментатор Мишны раби Овадия из
Бертиноро (Бартенура). После изгнания евреев из Испании в Палестину начинают
прибывать группы беженцев с Пиренейского полуострова. Многие из вновь прибывших
евреев предпочитают селиться не в центре страны, а на севере, в Галилее,
являвшейся центром еврейского населения в Палестине еще со времен восстания
Бар-Кохбы, и особенно в Цфате. Ни мусульмане, ни христиане не считали Цфат своим
священным городом, не предъявляли на него особенных претензий и потому не
препятствовали евреям селиться в нем (в отличие от Иерусалима). Накануне
завоевания Палестины Турецкой Оттоманской империей (1516 г.) еврейское население
Страны Израиля значительно
увеличивается.
Изгнанники из Испании
быстро включаются в экономическую жизнь Оттоманской империи. Еврейские купцы
налаживают постоянные торговые связи между Сирией и Египтом. Цфат становится
самым многолюдным и оживленным еврейским городом в Стране Израиля, промышленным
и культурным центром. Его многочисленное еврейское население составляют
ремесленники (особенно ткачи), торговцы пряностями и - что особенно важно -
крестьяне. Это новое явление, которое надо отметить особо: к этому времени
относится первый за много сотен лет опыт организации еврейской земледельческой
колонии в городе Тверии. Культурная жизнь евреев Цфата, принадлежавших к
"сефардской" ветви еврейской традиции, становится настолько интенсивной, что
раби Яаков Бирб пытается возобновить традицию "смихи" (посвящения в сан
раввина), которая в свое время являлась прерогативой Сангедрина в эпоху его
пребывания в Явне, а затем в
Галилее.
Замечательным явлением
расцвета еврейской культуры в Цфате стало творчество раби Йосефа Каро (1488 -
1575). Раби Йосеф Каро, посвященный в сан раввина в Цфате (это посвящение не
было тогда признано в Иерусалиме), считал, что настало время создать новый
всеобъемлющий свод еврейских законов и обычаев сефардского еврейства. Такой опыт
не предпринимался никем после Рамбама. Книга раби Йосефа Каро вышла в свет в
1555 году под названием "Шульхан Арух" ("Накрытый Стол"). Очень скоро "Шульхан
Арух" был принят евреями всех стран как главный галахический кодекс, сравнимый
по степени своей авторитетности с книгой Рамбама "Мишнэ Тора", и даже с Талмудом
и с Мишной. В конце XVI века польский раввин рабби Моше Иссерлес добавил к
"Накрытому столу" "Скатерть"("Мапа") - комментарии и пояснения к труду Йосефа
Каро в свете традиций, обычаев и законов ашкеназского
еврейства.
В одно время с Йосефом
Каро жил в Цфате легендарный раби Ицхак Лурия Ашкенази, прозванный "Святой Лев",
величайший из еврейских каббалистов, создатель мистического учения о
всемирно-космическом Избавлении, достигаемом внутренним совершенствованием
личности. Каббалистическое учение, развивавшееся в Цфате, стремилось дать ответ
на жгучий вопрос еврейской истории, который еще более обострился после
катастрофы, постигшей еврейство Испании и еврейских погромов в Польше, - вопрос
о том, когда же наконец кончится изгнание и начнется
Избавление.
Можно сказать, что
цфатская каббала дала толчок крупнейшему из мессианских движений, потрясавших
еврейский народ в эпоху средневековья. И до того появлялись "лжемессии" - в
Персии, в Сирии, в Йемене, в Италии, в Германии и в других странах. Но никогда
еще мессианское движение не вызывало такого массового отклика. Центром его была
Палестина, а во главе стояли Шабтай Цви из Измира, сефард, и Натан-пророк из
Газы, ашкенази. Весть о приходе Мессии разнеслась во все концы еврейского мира,
от Йемена до Польши, Германии и Голландии. Она попала на почву, хорошо
подготовленную лурианской мистикой. Десятки тысяч евреев - сефардов и ашкеназов,
рационалистов и мистиков -постились и молились, готовясь к приходу Мессии и к
сверхъестественному Избавлению. Несчастья, обрушившиеся на еврейский народ -
сефардов и ашкеназов - в последних поколениях, воспринимались как "родовые муки
мессии", то есть как залог грядущего Избавления. Тем ужаснее было разочарование,
когда "Мессия" - Шабтай Цви - оказался трусом и изменником. В 1666 году турецкий
султан бросил Шабтая Цви в темницу и тот, чтобы спасти свою жизнь, согласился
принять ислам. Многие из последователей Шабтая Цви отказались признать этот
факт: они не могли поверить в такую насмешку Всевышнего над Своим народом и
продолжали утверждать, что их "Мессия" появится снова. Так возникла секта
"саббатианцев". Другие, напротив, разочаровались в мистическом Избавлении и
объясняли неудачу мессианского движения тем очевидным фактом, что Страна Израиля
до сих пор в руинах. Так катастрофа саббатианства косвенным образом дала толчок
к алие из Восточной и Центральной Европы в Страну Израиля (1700г.). Возглавил
эту алию раби Йегуда га-Хасид, который прибыл в Страну Израиля с тем, чтобы
поселиться и жить там. Движение, связанное с именем Иегуды га-Хасида, уже очень
напоминает первые значительные волны алии конца XIX века, связанные с
сионизмом.
Другое решение проблемы
евреев, оторванных от родины и преследуемых в изгнании, предложило движение
хасидизма, возникшее в Восточной Европе в конце XVIII века. И еще одна концепция
пути, по которому могло бы пойти развитие еврейского народа, возникла в Западной
Европе, где к концу XVIII века среди еврейства Западной Европы начинается
процесс эмансипации*: евреи постепенно получают равные права с остальными
гражданами государств, в которых они живут. Этот путь парадоксальным образом был
связан с сохранившимися саббатианскими настроениями и уводил за пределы мира
еврейской
традиции.