АШКЕНАЗСКОЕ ЕВРЕЙСТВО
В еврейских общинах
Франции и Германии были потомки евреев-беженцев, прибывших из Палестины в
римскую эпоху и обосновавшихся там еще до начала династии Каролингов*, но их
было немного. В основном ашкеназские евреи происходят от евреев южной Италии,
которых Каролинги пригласили поселиться в Франкском королевстве в качестве
купцов, которые должны были наладить внешнюю торговлю. Евреи нужны были
франкским королям и как жители возникавших городов. Несмотря на противодействие
католической церкви, в феодальных государствах Западной Европы евреи получили
особое положение: они пользовались личной свободой, у них было собственное
судопроизводство, право на самооборону и
т.д.
Окружение евреев в Западной
Европе очень отличалось от окружения их братьев в мусульманских государствах. В
феодальной Европе было больше невежества и религиозной нетерпимости, больше
непреодолимых барьеров между различными классами и сословиями в обществе. Это
привело к тому, что еврейская община в Западной Европе остается более замкнутой,
закрытой от внешнего мира и создает свой особый общественный и культурный мир,
оторванный от окружающего ее внешнего
мира.
Эта культура бережно сохраняет
свои связи со Страной Израиля и с идеями, почерпнутыми в Вавилонском Талмуде и
во многом отличается от культуры евреев Испании. Это проявляется и в принципах
организации общественной жизни (общиной управляют харизматические лидеры -
мудрецы и ученые, знатоки Торы, а не аристократы-"нагиды"*, как в Испании), и в
области духовного творчества. Ашкеназские поэты, в отличие от сефардских, пишут
не философские сочинения, научные исследования и утонченную любовную лирику, а
комментарии к Священному Писанию и пиютим* - религиозные гимны). Вследствие
хороших условий жизни и благодаря традиционному уважению к институту семьи
еврейское население Франции и Германии быстро
увеличивается.
Положение евреев резко
ухудшается вследствие погромов, учиненных толпами простонародья, сопровождавшего
в 1096 крестоносцев в Первый крестовый поход. Евреи, запершись в своих домах,
пытались защищаться, но безуспешно. Погромщики поставили их перед выбором:
принять христианство или умереть. Целые общины в этой ситуации принимали решение
"освятить Имя Всевышнего"* и принять мученическую смерть за веру, чтобы их дети
не выросли христианами. Немногие перешли в христианство, чтобы спастись, но как
только беспорядки кончились, вернулись к
иудаизму.
Еврейские общины в Германии
были разрушены. Но их традиции и культура нашли свое продолжение в еврейских
общинах Франции, не затронутых Первым крестовым походом. Раби Шломо бен Ицхаки
(Раши) продолжает изучение Талмуда по системе, принятой у его учителей в
Германии. Его комментарий к Талмуду отличается краткостью и ясностью, так же как
и его прославленный комментарий к Торе и другим книгам Писания, отразивший
надежду на скорое возвращение в Святую
Землю.
Оправившееся от погромов
немецкое еврейство очень скоро попало в совершенно новую экономическую ситуацию.
По следам крестовых походов налаживаются новые связи с Востоком; монополия
внешней торговли переходит от евреев к горожанам-христианам. Евреям остается
только узкая сфера финансовой деятельности: ростовщичество. Они ссужают деньги
под проценты местным жителям-христианам и властям, и их деятельность
ограничивается рамками городов, в которых они
живут.
Соперничество евреев с их
соседями-христианами становится все более ожесточенным в XII и XIII веках.
Вместе с ним растет и церковное давление. Евреев обязывают пришивать на свою
одежду желтый лоскут в знак принадлежности к презренному племени. Церковь
принимает деятельное участие в распространении кровавых наветов* и легенд об
осквернении евреями хлеба святого причастия. В 1348 году вспыхивают погромы,
связанные с эпидемией чумы - "черной смерти". В 1290 евреев изгоняют из Англии,
в 1390 г. - из Франции. В Германии время от времени евреев изгоняют из того или
иного княжества или города. Евреи вынуждены скитаться из страны в страну, из
города в город. Но вскоре направление их странствий становится все более
определенным: это славянские страны и Восточная Европа, (см. карту 7, с.
178).
К концу эпохи средневековья