ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ НАРОДА ИЗРАИЛЯ В ИЗГНАНИИ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Еврейские
ученые, работавшие в Явне и в Галилее, создали особый тип жизни, благодаря
которому народ Израиля смог сохранить свою самобытность и внутреннюю автономию,
даже будучи оторванным от своей земли и не имея своего государства. Его заменило
сознание своего особого национально-религиозного предназначения, оформившееся в
культуре народа Израиля еще на родине, в эпоху Второго Храма. Эта нерасторжимая
связь с утраченной родиной снова и снова проявлялась во всех моментах жизни
еврея, от рождения до погребения, и в будни и в субботы, и в праздники. Эта
связь в настоящем была неотделима от мечты о будущем, от мессианских чаяний
народа. Иначе говоря, связь евреев со Страной Израиля в описанную эпоху
сказывалась скорее во временном, чем в пространственном измерении. Что касается
пространства, евреи обнаружили поразительную способность приспособиться к любому
месту, к любому климату и ужиться со всякой культурой, экономической системой и
способом правления.
В новых условиях
функции Храма и государства приняла на себя Тора - Тора в широком смысле,
включающем в это понятие и Письменную, и Устную Тору (Мишну и Талмуд). Иудаизм
как совокупность религиозных и философских идей, обычаев и специфических
учреждений, объединил все еврейство во всех странах рассеяния. Тора и иудаизм,
бережно хранимая память о Сионе* - реальном и идеальном - послужили основой, на
которой развилась своеобразная культура "еврейских центров". Она была разной в
разных местах, в соответствии со специфическими местными условиями. Так в эпоху
средневековья создавалась культура народа в изгнании, поскольку политические,
религиозные и экономические условия не позволяли строить реальные планы
массового возвращения евреев на
родину.
ЕВРЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НА "ВОСТОКЕ" (ВАВИЛОНИЯ)
Когда в
538 г. до н.э. персидский царь Кир разрешил евреям, изгнанным из Иудеи,
вернуться на родину, этим разрешением воспользовались не все. В древнем
Персидском царстве (до 160 г. до н.э.), а затем в сменившем его Парфянском
царстве евреи пользовались особой автономией: еврейские общины представляли
собой своего рода государство в государстве, во главе которого стоял "глава
изгнания" ["реш-галута"] из рода Давида. Он следил за порядком в общественных
местах (среди прочего, он отвечал за состояние дорог, мостов, каналов и
городских стен), а также осуществлял суд по законам Торы и Галахи и взимал
налоги для персидской, а затем для парфянской
администрации.
В эпоху Второго Храма
еврейское население Вавилонии продолжало увеличиваться, экономика общины крепла,
ее положение становилось все более независимым. Большинство евреев Вавилонии
занимались сельским хозяйством; меньшая часть - торговцы и ремесленники - жили в
еврейских городах, таких как Негардеа, где пребывал "глава изгнанников"* и
находилась самая древняя ешива* Вавилонии. Отсюда в сопровождении военного
конвоя доставляли в Иерусалим "полу-шекелевый"* налог. Вавилонская община
поддерживала постоянную связь со Страной Израиля до конца Римского владычества.
Эта связь сохранилась - хотя и ослабела - в эпоху Византии. О многих мудрецах,
упоминающихся в Мишне, и Талмуде, известно, что они прибыли в Страну Израиля из
Вавилона: раби Гиллель "Старый" и раби Натан Вавилонский - после восстания
Бар-Кохбы, раби Хия и его сыновья - во времена раби Йегуды га-Наси. Некоторые из
них остались учиться и преподавать в ешивах Страны Израиля, другие вернулись в
Вавилонию и приняли на себя руководство общиной, как "Рав" Аба, ученик раби
Йегуды га-Наси.
Первые шаги к
независимости от центра в Стране Израиля можно заметить вскоре после
опубликования Мишны (200 г. н.э.). Эта тенденция усиливается параллельно
ускоряющемуся экономическому и политическому упадку Страны Израиля и уменьшению
ее населения в конце римской эпохи и в начале периода Византии. Рав, ученик раби
Йегуды га-Наси, возвращается в Вавилонию и открывает ешиву* в городе Суре, на
юге Вавилонии. Его соученик Шмуэль возглавляет старую ешиву в Негардеа.
Используя дидактические и герменевтические приемы, разработанные в Стране
Израиля, ученые-амораи* интерпретируют Мишну в соответствии со специфическими
условиями еврейской общины Месопотамии. Так создается Вавилонский
Талмуд.
Многие из учеников
вавилонских ешив, вернувшись в свои городки и деревни, составили ядро местного
еврейского самоуправления, стали главами общин и вошли в городскую элиту. Дважды
в год - в месяцы элул и адар - они собирались на традиционные семинары - "месяцы
собрания" ["ярхей кала"] и таким образом сохраняли связь с ешивой, в которой
когда-то учились, и со своими наставниками. Талмуд (Гемара*) передавался устно
из поколения в поколение и распространялся во всех еврейских поселениях в
Вавилонии; он был известен также и в Стране Израиля через прибывавших туда
амораев*. Материал, изучавшийся и передававшийся устно, - толкования,
интерпретации и дискуссии ученых, - становился все более объемным. Около 400 г.
н.э. рав Аши, ректор ешивы в Суре, приступил к сбору и систематизации
"теоретических дискуссий" амораев. Рав Аши обладал большим авторитетом благодаря
своей мудрости, обширным познаниям, богатству и высокому положению при дворе
персидского царя. Его грандиозный труд привлекал многих ученых и приобрел
всенародное значение. Окончательное редактирование Талмуда завершил Равина
Второй (около 500 г. н.э.), уже после начала гонений на вавилонских евреев при
новых персидских царях.
Так
закончилась эпоха амораев* и началась эпоха са-вораев*. Савораи (разъясняющие) -
так назывался новый тип еврейских ученых, которые разъясняли и переписывали
Вавилонский Талмуд. (См. приложение 1: развитие Устной
Торы).
Следствием упомянутых гонений
была попытка восстания. В начале VI века н.э. "глава изгнания" Мар Зутра объявил
о создании независимого еврейского государства, после чего ему и всей его семье
пришлось бежать из Вавилонии в Палестину. На некоторое время пост "главы
изгнания" был отменен. В отсутствие центрального органа власти в Вавилонии начал
развиваться институт, подобный "власти мудрецов" в Явне. "Глава ешивы "Гений
Яакова"" - такой титул носил ректор ешивы в в Суре, сокращенно "гений" ["гаон"]
- к концу нового персидского царства возглавляет интеллектуальную аристократию,
и становится председателем [наси] "Великой Сангедрии" - совета знатных мудрецов,
вождем и высшим авторитетом для евреев "Востока" - то есть всех областей к
востоку от Палестины.
С началом
арабского завоевания (633 - 641 г. н.э.) ислам распространяется в Персидском
царстве, в Палестине и в Египте и становится господствующей религией Ближнего
Востока. По сравнению с предшествующими правителями, мусульманские власти
относятся к евреям достаточно терпимо, хотя и вводят унизительное
законодательство для "неверных", то есть для тех, кто не исповедует ислам. При
новой власти осуществляется массовый переход евреев от земледелия к торговле. В
новой политической и экономической ситуации расширяется влияние гаонов Суры и
Пумбедиты за пределами Вавилонии. Вслед за арабскими завоевателями и еврейскими
купцами слава вавилонских гаонов достигает "Запада" - то есть Северной Африки и
Западной Европы. Так Вавилонский Талмуд распространяется по всему еврейскому
миру и становится "книгой жизни" - и жизни повседневной, и жизни вечной - для
огромного большинства еврейского
народа.
К X веку н.э. власть гаонов
достигает высшей точки. Но развивается и оппозиция иудаизму в интерпретации
гаонов. В конце VI века н.э. наследник "главы изгнания" Анан порывает с
традицией Устной Торы, протестует против института ешив и восстает против
авторитета гаонов. Так возникает еретическое движение в иудаизме - караимство. В
начале X века раби Агарон бен Меир - гаон Страны Израиля - пытается восстановить
новомесячные жертвоприношения и присвоить себе право на расчет еврейского
календаря.
К X веку относится и
многообразное литературное творчество раби Саадии Гаона, уроженца Египта. Он
перевел Танах на арабский язык - язык всего тогдашнего цивилизованного мира. На
арабском языке написано и философское сочинение раби Саадии Гаона "Эмунот
ве-деот" ("Вера и мнения"). Ему же принадлежит первый опыт собрания еврейской
литургии: в его молитвеннике - "Сидур раби Саадии Гаона" собраны лучшие "пиютим"
- религиозные гимны, созданные в Эрец Исраэль. Саадия Гаон символизирует высшую
точку расцвета эпохи гаонов, но также и начало ее заката. На "Западе" - в
Северной Африке, в Италии, в Испании и в Германии - возникают новые центры
еврейской культуры, независимые от
Вавилонии.
Еще в XI веке, при жизни
гаона рава Гаи, западные общины продолжают направлять к нему послания с
вопросами о Галахе. Но в более позднее время влияние гаонов постепенно
уменьшается и ограничивается Вавилонией. В XIII веке на большую часть еврейского
"Востока" обрушивается страшная катастрофа: нашествие Чингис-Хана (см.
приложение 2: еврейское население мира в разные эпохи). Но в это время уже
начинается расцвет центров еврейской культуры на "Западе" и в Стране
Израиля.
При арабо-мусульманских
правителях - Омейядах (661 - 750 гг.), Аббасидах (750 - 941 гг.), Фатимидах (969
- 1070 гг.), сельджуках (1071 - 1096 гг.) и до самого нашествия крестоносцев
(1099 г.) Страна Израиля оставалась заброшенной нищей провинцией. Еврейское
население Палестины постепенно уменьшается. Еврейские крестьяне, не
соглашавшиеся принять ислам, должны были платить огромные налоги - половину
урожая. Не выдержав бремени налогов, они оставляли свои земли и уходили в
города, которые затем были разрушены крестоносцами. Так вышло, что евреям
пришлось оставить Страну Израиля и искать пристанища в еврейских общинах
"Запада" и "Востока".
ЕВРЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НА "ЗАПАДЕ" (ИСПАНИЯ И ГЕРМАНИЯ)
После антиримских
восстаний в Палестине начался массовый исход евреев на Запад - в Северную Африку
и в Европу. Евреи попадали туда в качестве изгнанников - рабов и беженцев (см.
карту 4, на с. 174). И в новых местах евреи стремились продолжать тот образ
жизни, который они вели в Стране Израиля: они сохраняли свое традиционное
общественное устройство - самоуправление под руководством мудрецов - и свои
традиционные занятия - земледелие, ремесла и торговлю. Постепенно расселяясь,
евреи достигли Франции, Испании и Германии. Их положение в Римской империи было
достаточно прочным и устойчивым.
С IV
по X вв. евреи вместе со всеми жителями "западных" стран переживают тяжелые
времена. Одно за другим следуют опустошительные нашествия варваров - готов,
вандалов, монголо-татар, венгров и др. В странах Западной Европы усиливается
давление на евреев со стороны католической церкви, стремящейся заставить евреев
принять христианство. Но, как и на Востоке, религиозные преследования на Западе
только укрепляют приверженность евреев к иудаизму. Евреи стремятся любой ценой
сохранить свою культурную и религиозную независимость. Этому способствует
специфическое явление, характерное для еврейской жизни эпохи средневековья, как
на "Западе", так и на "Востоке". И в христианских, и в мусульманских странах
города теряют свое былое значение, их население сокращается, и функцию "горожан"
принимают на себя евреи. Занятия евреев в эту эпоху - типично "городские":
ремесла, внутренняя и международная торговля, финансы. Так начинается
добровольное поселение евреев в "гетто": евреи селятся компактными группами в
особых городских кварталах, что помогает им сохранять чувство своей общности и
обеспечивает интенсивную и самобытную культурную и религиозную
жизнь.
В экономике средневековой
Европы евреи играют важную роль. Они способствуют освоению новых земель и
основанию городов. Их экономическое положение и быт устроены лучше, чем у их
соседей-неевреев. Они независимы, могут свободно путешествовать из страны в
страну, обладают некоторой автономией в самоуправлении и судопроизводстве.
Религиозные претензии к евреям, связанные с пропагандой католической церкви,
которая воспитывает в своей пастве ненависть к евреям как к иноверцам,
увеличиваются по мере того как растет зависть к евреям со стороны
конкурентов-горожан. Рано или поздно еврей оказывается перед выбором: или
принять христианство и таким образом обеспечить себе физическую безопасность -
или поискать новое место для жизни, где бы он мог оставаться верующим евреем. И
снова, как в древние времена, при Антиохе и при Адриане, евреи проявляют чудеса
героизма и самоотверженности, жертвуя своей жизнью во имя религии Завета. Только
теперь это героизм не отдельных людей, а целых общин: евреи предпочитают смерть
переходу в христианство. Известны случаи насильственного крещения; такие
насильственно окрещенные евреи обычно при первой же возможности возвращались к
религии своих отцов. Были и такие, которые крестились добровольно и затем
преследовали своих братьев со всем пылом неофитов; но их было
немного.
В этот период ряд знаменитых
еврейских ученых, живших в Европе, приезжает в Палестину, чтобы "прикоснуться к
праху" Страны Израиля. Но этих "репатриантов" единицы: страна по-прежнему лежит
в развалинах и не может ни прокормить их, ни обеспечить их безопасность.
Отсутствие реальных перспектив на возвращение евреев в Страну Израиля дает
толчок развитию мистических концепций. Среди еврейских каббалистов
распространяется мнение, что спасение и возрождение еврейского народа
осуществится сверхъестественным путем. Простой народ воспринимает преследования,
погромы и изгнания, усиливающиеся к концу средневековья, как очевидное
свидетельство наступающих "мук мессии" ["хевлей машиах"] - несчастий, которые,
как утверждает еврейская традиция, должны обрушиться на еврейский народ в начале
эпохи Избавления ["геула"]. На "Западе" и на "Востоке" поднимаются мессианские
движения, захватывающие все более широкие массы
еврейства.
При том, что жизнь евреев
"Запада" заключала в себе немало объединяющих моментов, различие исторических
условий привело к тому, что культура "ашкеназских" евреев (то есть общин
Германии и Франции) и "сефардов" (евреев Испании и Северной Африки) уже со
времен раннего средневековья развивалась различными путями. С тех пор и
ашкеназские, и сефардские общины испытали немало перемен: ашкеназские евреи
расселились в Восточной Европе и в Северной Америке, сефарды вернулись на
"Восток". Однако различия, заложенные в ту раннюю эпоху, сказываются до наших
дней и обнаруживаются во всех сторонах еврейской жизни: в специфических
традициях, обычаях, образе жизни и в ментальное™ "ашкеназов" и
"сефардов".