ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БЫТИЯ НАРОДА ИЗРАИЛЯ В ЭПОХУ ТАНАХА И ВТОРОГО ХРАМА
Понятия "иудаизм" и "сионизм", которые и сегодня определяют существование евреев как народа, сформировались уже в глубокой древности.
ЭПОХА ПРАОТЦЕВ
Самые
ранние сведения по истории нашего народа еврейская традиция возводит к Танаху.
Согласно этому древнейшему источнику, уже праотец всех евреев Аврагам наставлял
и воспитывал свою семью в свете тех самых идей, которые позже были названы иудаизмом
и сионизмом. Образ Аврагама, каким он предстает в Торе, - это образ настоящего
"сиониста". Он оставляет место, где он родился - крупнейший центр языческого
культа в Месопотамии - и уходит навстречу своему предназначению в обещанную
ему страну - чтобы там заложить основы объединения людей, которое будет хранить
"пути Господни - милосердие и справедливость". Но это случится не раньше, чем
потомки Аврагама пройдут через горнило, в котором выплавится новый народ, в
колыбели другой языческой цивилизации - Египте.
Традиционная связь с "отечеством" - страной, с которой сыны Израиля были и оставались
связаны и тогда, когда они скитались в "пустыне народов" - в изгнании - эта
связь не прерывалась никогда. Именно она объединила и выделила Израиль из всех
племен и народностей, населявших Египет в те времена.
В урочный час у евреев появляется вождь - Моше. Он выводит их из рабства египетского
- как и было предсказано родоначальнику евреев, Аврагаму, в "завете рассеченных
половин"*. (Ученые относят этот период ориентировочно
к 1250 г. до н.э.) На пути в Обетованную Землю двенадцать колен - двенадцать
еврейских племен, вышедших из Египта - переживают самое возвышенное и волнующее
событие в еврейской истории - Синайское откровение. Так еще на пути к Стране
Израиля еврейские племена начинают превращаться в единый народ, обладающий великим
предназначением: они получают Тору* - закон,
по которому они станут "царством священников и народом святым" в стране, полученной
в вечное наследие их праотцами.
ЭПОХА СУДЕЙ
После победы над основными силами
ханаанеев в "войне на истребление" под предводительством Йего-шуа, двенадцать
колен поселились в своих пределах по обе стороны реки Иордан, по большей части
в горных районах Страны Израиля. Вся эпоха первоначального поселения еврейских
племен в Стране Израиля (в Тана-хе она носит название "эпоха Судей; ок. 1250
- 1000 до н.э.) проходит под знаком упорной борьбы (как национальной, так и
культурной) с соседними народами. В процессе этой борьбы из еврейских племен
выковывается "народ Всевышнего", сохраняющий верность Завету, заключенному у
горы Синай. Государственное и общественное устройство, характерное для этого
периода - "Власть Неба" основано на тройственном управлении: старейшины племен,
священники в Шило, в горах Эфраима*, и судьи,
посланники Всевышнего (харизматические вожди), которые появляются из среды самого
народа в те времена, когда возникает необходимость защищаться от натиска врагов.
Борьба с филистимлянами, которые появляются в прибрежных районах Страны Израиля
на юге примерно в 1150 г. до н.э. и пытаются захватить районы предгорий, чтобы
установить контроль над международными торговыми путями из Сирии в Египет, ставит
народ Израиля перед необходимостью создать прочное государство с устойчивой
наследственной властью. Только крепкая власть могла собрать силы для длительной
войны с хорошо организованной филистимской армией, имевшей на вооружении железные
колесницы - новинку тогдашней военной техники.
ЭПОХА ЦАРСТВ (ПЕРВЫЙ ХРАМ)
В ожидании неминуемой войны царь
Шауль (1025 -1004 гг. до н.э.) начал создание государства. Давиду, правившему
после него (1004 - 965 гг. до н.э.), удалось разбить и покорить филистимлян.
Затем он воевал на Восточном берегу реки Иордан с арамеями, находившимися в
процессе становления государственности. Границы царства Давида простирались
на севере от реки Евфрат до гор Ливана и побережья, на юге - от Цура [Тира]
до реки Египетской*. На востоке граница шла
от пустыни Сирийской (см. карту 1 с. 171). Для укрепления единства народа Давид
сделал своей столицей Иерусалим, бывший до того поселением евусеев и перенес
туда остатки скинии*, разрушенной при вторжении
филистимлян в Шило. Сын Давида Шломо [Соломон] (965 -928 гг. до н.э.) закончил
то, что было начато его отцом: при нем Иерусалим становится "святилищем владыки
- царской столицей". Чтобы обеспечить безопасность государства, Шломо строит
укрепленные крепости, имеющие важное стратегическое значение: Гезер, Мегиддо,
Хацор. Он оснащает их железными колесницами, чтобы отразить завоевателей с юга
и с севера. Он заключает союз с царями Цура [Тира] и Цидона [Сидона] и ведет
оживленную международную торговлю. Царствование Шломо отмечено культурным расцветом.
Однако автократическая власть в государстве Шломо, опиравшаяся на созданную
им администрацию, и в особенности все увеличивавшееся бремя налогов, были не
по душе северным коленам. Соперничество племен Эфраима и Иегуды, начавшееся
еще в эпоху Судей, после смерти Шломо (928 г. до н.э.) довело государство до
полного раскола. Власть сына Шломо Рехавама (из "дома Давида") признали только
племена Иегуда и Бинья-мин, а остальные колена, которые пошли за Иеровоамом,
сыном Невата, образовали самостоятельное государство (см. карту 2, с.172). Раскол
был вызван в основном политическими причинами, но он привел и к религиозному
расколу: в Бейт-Эле и в Дане Иеровоам построил новые святилища, параллельные
Иерусалимскому Храму. Там служили Богу, Который вывел сынов Израиля из Египта
и праздновали праздники, заповеданные в Торе. И в царстве Эфраим, и в царстве
Иегуда действовали пророки, посланцы Всевышнего, наставлявшие народ. Но в царстве
Иегуда влияние пророков было более значительным. После катастрофы - Вавилонского
изгнания - оно в большой мере определило судьбу народа - потомков изгнанников
из маленького царства Иегуда.
Царство "Дома Давидова", зажатое среди Иудейских гор, в большей степени сохранило
патриархально-деревенское устройство. Оторванное от международных торговых путей
и удаленное от арены мировой политики, оно сохранило особый национально-религиозный
облик. Даже тогда, когда вследствие политических изменений - союза с царством
Эфраим или вторжения врагов с юга и с севера - в Иерусалим проникают чужие влияния,
они накладывают свой отпечаток только на узкий слой людей, близких к правящей
верхушке. При первой же возможности находятся деятели, из приближенных к дому
Давида, которые, вместе с пророками и священниками, стремятся вернуть народ
к вере в единого Бога.
В царстве Иегуда стремятся сохранить династию Давида. Даже после дворцового
переворота на троне оказывается его потомок. В царстве Эфраим, напротив, правящие
династии сменяют одна другую слишком часто: военачальники свергают царей, используя
в борьбе за власть напряженную политическую обстановку -длительные войны с Арамом
и с ассирийскими завоевателями. Борьба за власть и войны обогащают высшие слои
общества, что приводит к нарастанию социальной напряженности. Заключаются военные
и торговые союзы с соседними государствами (в основном с Цуром [Тиром] и с Цидоном
[Сидоном]): это ведет к усилению иностранных влияний в области культуры и религии.
Влияние пророков в царстве Эфраим не было достаточно сильным, широким и продолжительным
- как среди правящей верхушки, так и среди простонародья. Вот почему когда ассирийские
завоеватели разрушили Израильское царство и переселили его жителей в северные
области своей империи (ок. 730 - 720 гг. до н.э.), у изгнанников Эфраима не
достало сил, чтобы противостоять чужому культурному и религиозному давлению.
Подавляющее большинство их растворилось среди других народов - кроме тех, кто
присоединился к изгнанным из Иудеи.
Когда евреи, изгнанные из Иудеи, прибыли в Вавилон, прошло уже больше ста лет
со времени падения царства Эфраим. Их судьба была иной не в малой степени потому,
что именно в течение этого столетия усиливалось влияние пророков, священников
и политических деятелей, верных Завету. Изгнание десяти колен подтвердило истинность
слов Торы о том, что Святая Земля "извергает" тех, кто осквернил себя "распутством"
-отклонением от путей Всевышнего. В этом поколении пророки - такие, как Йешаягу
бен-Амоц [Исайя] - продолжали наставлять народ, получая полную поддержку от
царей, "шедших по стопам Давида" (таких, как Йегошафат, Хизкия и в особенности
Йошиягу). И те, и другие стремились распространить слово Торы во всех социальных
слоях народа. Поэтому, когда вся аристократия Иудеи и лучшие люди Иерусалима
были изгнаны в Вавилон (так называемое "изгнание Иегояхина", ок. 597 г. до н.э.),
они не только не ассимилировались среди окружающих народов, но более того -
под руководством пророков Ирмиягу [Иеремии] и Йехезкеля [Иезе-кеииля] им удалось
создать новые формы общественно-национальной деятельности (такие, как собирание
книг пророков, ранних и поздних, а также установление "малого святилища - синагоги),
позволившие им впослед-ствие принять большую волну изгнанников (так называемое
"изгнание Иегояхина", ок. 586 г. до н.э.).
ЭПОХА "ШИВАТ-ЦИОН" [ВОЗВРАЩЕНИЯ В ЦИОН] (ПЕРСИДСКОЕ ИЗГНАНИЕ)
Люди, принадлежавшие к этой обособленной
общине изгнанников, во втором и в третьем поколении сохранили память об Иерусалиме.
Неудивительно, что многие из них, когда настало время, с готовностью откликнулись
на призыв персидского царя Кореша [Кира]* (538
г. до н.э.). Они были готовы снова оставить обжитые места в изгнании, чтобы
вернуться в Сион и вновь отстроить Храм. В узких границах между Бейт-Элем и
Гуш-Эционом, Иерихо и Лодом изгнанники хотели создать независимое еврейское
государство, в котором основным принципом жизнеустройства должна была быть Тора.
Мечта о "возвращении в Сион" ["Шиват-Цион"] смогла осуществиться только после
долгой борьбы с "народами земли" - соседними народами, и прежде всего с самаритянами
["шомро-ним") - народностью, возникшей из смешения переселенцев-вавилонян и
остатков племени Эфраима. Вначале самаритяне старались помешать строительству
Храма. Только в царствование царя Дария ["Дарьяуша"] Храм, несмотря на все их
козни, был отстроен. Затем - в царствование сына Дария Артаксеркса ["Ахашверо-ша"]
самаритяне напали на Иерусалим и разрушили его. Город стоял в развалинах до
тех пор, пока в царствование сына Артаксеркса Артхашасты должность наместника
в Иудее не получил Нехемия. Ему удалось отстроить стены Иерусалима и удалить
из города тех, кто сочувствовал самаритянам - среди них была семья первосвященника*,
до того возглавлявшего народ. В то время из Вавилона прибыл Эзра - книжник*
из семьи священников, наделенный полномочиями, позволившими ему сделать Тору
законом, обязательным для всего народа. Вернувшиеся в Сион поклялись исполнять
Тору и ее заповеди, как их объясняли народу "книжники"-мудрецы.
Со времен Эзры и Нехемии до конца персидской эпохи (ок. 450 - 330 г. до н.э.)
еврейская община в провинции Иудея формирует цельный и законченный образ жизни,
основанный на Торе и комментариях к ней (Устной Торе). Устную и Письменную Тору
преподавали народу священники и мудрецы, составлявшие т.н. "Великое Собрание"*
["га-Кнесет га-Гдрла"], руководившее духовной жизнью народа. Тору изучали в
синагогах (ивр. "бейт-кнессет", доел, "дом собрания"; было и другое название:
"бейт га-ам", "дом народа"). В каждой деревне, в каждом городе (в том числе
и в Иерусалиме), в Стране Израиля и в изгнании, синагоги становятся центром
общественной и религиозной жизни народа. На основе Торы возникает Галаха - установления
и законы, касающиеся повседневного поведения, права, морали и распространяющихся
на все сферы жизни евреев: от повседневных дел, домоводства и торговли до управления
государством и международной политики. В Храмовом культе Тора, наряду с молитвой,
постепенно занимает все более важное место.
Иностранцы, приезжавшие в Страну Израиля в эту эпоху (больше всего среди них
было греков), описывают евреев как "народ философов", управляемый мудрецами.
На них произвел большое впечатление благочестивый образ жизни еврейских крестьян
и демократическое самоуправление в городах и в деревнях, а также то, какое большое
место в их жизни занимало изучение Торы. Особенно их поразила суббота и праздники,
в которые совершалось традиционное паломничество в святой Иерусалим. Это время
расцвета литературного творчества: в эту эпоху создаются произведения, вошедшие
в "Писания"* и "Внешние книги"*
["Сфарим Хицо-ниим"], возникают основы Мишны*.
В связи с быстрым ростом населения Иудеи в конце этой эпохи начинается эмиграция
из страны. Вместе с эмигрантами по всей диаспоре того времени: Египту, Вавилону,
Сирии, Малой Азии и Греции - распро- стра-няется еврейская культура. Так еще
до начала эпохи эллинизма* встретились греческая
цивилизация и иудаизм.
ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА. ОЛЕМЕИ И СЕЛЕВКИДЫ
После смерти Александра Македонского
его наследники - диадохи - разделили его державу. Иудея досталась Птолемею и
его потомкам, правившим в Александрии (301 - 200 гг до н. э.). Иудея, по обе
стороны реки Иордан, до Тира [Цура] и Сидона [Цидона], стала этнар-хией, частью
египетских провинций Сирия и Финикия. Такими же этнархиями стали Самария [Шомрон]
и Эдом, к северу и к югу от Иудеи. Основанные греками города на побережье и
некоторые поселения в Изреэль-ской долине и за Иорданом совершенно эллинизировались
и стали греческими "полисами".
Администрация Птолемеев обеспечивала жителям страны безопасность и защиту и
взимала налоги. Этим занимались специальные сборщики налогов [мытари]. Во внутренние
дела Иудеи Птолемеи не вмешивались. Страна пользовалась относительной автономией.
Управляли ею Первосвященник и совет мудрецов ("герусия"). Власть строилась на
"законе отцов" - то есть на толковании Торы, осуществлявшемся мудрецами и "книжниками".
Поскольку евреи в странах рассеяния (Египте, Сирии, Малой Азии, Греции) сохраняли
тесную связь с Храмом в Иерусалиме и с Сангедрином - Верховным Судом мудрецов,
заседавшим при Храме в т.н. "Зале тесаных камней", - Устная Тора, создававшаяся
в тот период в Иудее, распространилась среди всего еврейского народа. К этому
же времени относится перевод Торы, а затем и всех книг Танаха*
на греческий язык. Тора