СИОНИСТСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕВРЕЕВ ДИАСПОРЫ
ИСТОРИЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА НА РОДИНУ (1880-1939)
До
Нового времени было известно два пути решения проблемы существования евреев в
изгнании. Первое решение - приспособиться (временно, пока не пришел Избавитель)
к "рабству у царств"*. В сущности, это означало - примириться с судьбой
изгнанников в постоянном поиске нового "царства", которое в данный момент
нуждается в еврейском уме и еврейском труде и готово - правда, ценой унижений и
дискриминации - обеспечить евреям сносное существование, не задевая их
национально-религиозной сущности. Это временное решение затягивалось все больше
и становилось все более постоянным по мере того, как слабела надежда евреев на
возвращение в Страну Израиля, опустошенную, разрушенную и
отсталую.
Но по мере того, как
продолжалось изгнание, по мере того, как увеличивались преследования и гонения,
возникало второе решение - радикальное. Оно существовало в двух вариантах. Один
- это мессианские движения, стремившиеся "приблизить конец изгнания"
сверхъестественным, мистическим путем. Такова была цель лжемессий. Как известно,
мессианские движения окончились крахом. Другой вариант - массовое возвращение
евреев на их историческую родину, с тем, чтобы возродить ее из развалин, -
увенчался успехом.
ПРОВОЗВЕСТНИКИ
СИОНА
Историческая реальность
Европы ХШХ века поставила под вопрос первое решение. Вслед за движением
Просвещения* (Гаскала) и эмансипацией* евреи наконец-то добились облегчения
бремени "рабства у царств"* - дискриминации и унижений, к которым они привыкли
еще со времен средневековья.
Однако
цена приспособления была слишком высока: от евреев требовался отказ от их
национально-религиозной сущности - вплоть до полной ассимиляции. С другой
стороны, по мере того, как евреи старались приспособиться к европейскому
обществу, ненависть к ним не только не стала меньше, но приобрела наукообразное
обоснование и предстала перед миром в новом обличье современного антисемитизма.
Оба эти фактора вновь напомнили евреям о существовании альтернативы -вновь ожили
надежды "приблизить конец" изгнания, "вернуться в Сион", чтобы возобновить на
древней земле нормальное существование евреев как нации. На этот раз, однако,
речь шла не о сверхъестественных путях достижения этой мечты - мистике и
каббале, как это было в эпоху мессианских движений, - а о путях вполне земных и
реальных, тех же самых, по которым шло в XIIIX веке национально-освободительное
движение других народов Европы.
Идеи
национально-освободительных движений на Балканах и в особенности в Италии
оказали глубокое влияние на первых "провозвестников Сиона", вышедших из разных
кругов европейского еврейства: как "традиционных", так и "просвещенных". Надо
учесть, что идея
"Возвращения в Сион"
встретила противодействие у многих раввинов, которым было памятно тотальное
разочарование, постигшее еврейский народ вследствие трагического крушения
мессианского движения Шабтая Цви. Тогда раввин Калишер* в своей книге
"Дришат-Цион" ("Стремление к Сиону") предложил концепцию "начала Избавления":
сделать первый шаг в медленном и долгом движении, конец которого будет назначен
Высшим Провидением. В 1836 г. рав Калишер предложил барону Ротшильду* и сэру
Монтефиоре* купить земли Палестины у египетского султана Мухаммада Али, который
к тому времени захватил Страну Израиля и Сирию у Оттоманской Империи. В
соответствии с этой идеей в 1870 г. Карл Нетер, секретарь общества "Коль Исраэль
Хаверим" ("Все евреи - товарищи") построил сельскохозяйственную школу в
Микве-Исраэль. Сходные идеи высказывали сефардский раввин Алкалаи* и
ассимилированный социалист Моше Гесс* в своей книге "Рим и Иерусалим", а также
другие "провозвестники Сиона", предлагавшие соединить "политический сионизм" с
сионизмом
практическим.
"ПРАКТИЧЕСКИЙ СИОНИЗМ". ХАЛУЦИАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Идеи
"провозвестников Сиона" (как и идеи христианских сторонников "Возвращения в
Сион", по разным причинам - религиозным, гуманистическим, политическим, -
поддерживавших идеи сионизма) не могли бы найти своего воплощения, если бы не
движение "Хибат-Цион"*, которое, как мы уже говорили выше, во многом было
вызвано к жизни русским антисемитизмом и погромами. В движении "Хибат-Цион"
участвовали как ортодоксальные раввины, так и "просветители". Под воздействием
этого движения отдельные энтузиасты (халуцим*) и группы ("Билу"*) начали
репатриироваться в Страну Израиля, чтобы воплотить основную идею "практического
сионизма". Эту идею можно сформулировать так: изгнание - это тяжкая болезнь, от
которой народ Израиля "выздоровеет", когда вернется на свою родину и станет
обрабатывать родную землю, когда построит в Стране Израиля справедливое
общество, основанное на ценностях Писания и еврейской традиции. Среди
репатриантов "Первой алии"* были в основном религиозные люди, соблюдавшие
традиции. Р. Аврагам Ицхак Кук* (благословенна будь память праведника!), раввин
Яффо и еврейских поселений Страны Израиля во времена Первой алии и Главный
раввин Страны Израиля в период британского мандата, видел в поселенческом
движении "начало Избавления", а в его пионерах -нерелигиозных "халуцим" -
средство в руках Божественного
Провидения.
На фоне мощного потока
еврейских эмигрантов на Запад (см. приложение 4: с. 150), представлявшего
классическое воплощение первого пути евреев диаспоры: из изгнания в изгнание, -
движение "халуцим" из России и Румынии, отправлявшихся не на Запад, а на Восток,
было лишь тонкой струйкой. Но оно встретилось с другой струей - с евреями
Грузии, Йемена, Северной Африки, Ирака, Бухары, которые ничего не знали о том,
что происходит в Европе и не были связаны с национальным движением европейских
евреев, но также стремились в Страну Израиля. Большинство из них поселились в
Иерусалиме и "святых городах" - Хевроне, Тверии и Цфа-те. Халуцим создавали
сельскохозяйственные поселения в Иудее, Шомроне (Самарии), Галилее; в свою
очередь, жители "старого ишува"* в 1860-1878 начали селиться за стенами старого
Иерусалима и также основали ряд сельскохозяйственных
поселений.
Поселенцы-халуцим
оказались в очень тяжелой ситуации. Им не хватало знаний и навыков для ведения
сельского хозяйства на земле Палестины; их соседи -арабы - крайне враждебно
относились к самой идее еврейского поселенчества в Стране Израиля. Им не хватало
рабочей силы, инструментов и денег. Все это вынудило жителей большинства новых
поселений обратиться за поддержкой к барону Ротшильду и поставило их в то самое
положение, которого они хотели избежать - в положение, сходное с жителями
"старого ишува", живших на средства "халуки" (т.е. на деньги, которые собирали
для них евреи диаспоры). Постепенно часть халуцим Первой алии превратилась в
издольщиков у администрации Ротшильда, часть оставила страну; наиболее удачливым
удалось разбогатеть и они стали нанимать на работу арабов. Идеология движения
"Билу"* потерпела крах. Мечта своим трудом создать в Стране Израиля образцовые
поселения, в которых сыны древнего народа могли бы возродиться к новой жизни -
эта мечта оказалась несостоятельной дважды: в области хозяйственной и в области
культуры и
идеологии.
"ПОЛИТИЧЕСКИЙ СИОНИЗМ". ТЕОДОР ГЕРЦЛЬ
Разочаровывающие итоги
Первой алии заставили многих восточно-европейских деятелей "Ховевей Цион" - и в
их числе основателей движения "религиозного сионизма" раввинов Могилевера и
Рейнса - поддержать "политический сионизм" в той форме, в которой сформулировал
и выразил его идеи такой весьма нестандартный еврейский лидер, как
ассимилированный австрийский журналист Биньямин Теодор Герцль*. В своей книге
"Еврейское государство" он предложил европейским народам новый способ решить
"еврейский вопрос" и избавиться от ненавистных чужаков: предоставить евреям во
владение клочок земли, на котором они могли бы жить как народ... Вернувшись на
свою землю, они не будут больше рассеяны по всему миру. Герцль обращался к
немецкому кайзеру, к турецкому султану, к властям Франции и Англии в надежде
получить "чартер" - документ, дающий евреям право на владение собственной
территорией. Лихорадочная политическая деятельность Герцля не приносила плодов,
но тем не менее он скептически относился к "практическому сионизму", считая, что
"филантропическое поселенчество" сможет привести к решению "еврейского вопроса"
только через сотни лет. Нет, считал Герцль, этого можно достичь только путем
коренного преобразования - "метаморфозы" самого еврейского народа, когда в
Стране Израиля будет создано новое, прогрессивное общество, которое будет
нерелигиозным и весьма мало связанным с еврейской
традицией.
В отличие от
"неповоротливых" восточноевропейских деятелей, "Сионистов Сиона"*, Герцлю -
светскому европейцу и обладателю выдающегося организационного таланта - удалось
добиться значительных успехов на политической арене. По его инициативе 29
августа 1897 г. в Базеле собрался первый Сионистский конгресс, в котором
участвовали 197 представителей еврейства со всех концов света. Герцль считал
Сионистский конгресс основным средством построения "государства в пути". Он
писал: "В Базеле я основал еврейское государство. Самое большее через пятьдесят
лет его признают все". Эти пророческие слова сбылись: в 1948 году возникло
государство Израиль. Конгресс объявил о создании "Всемирной сионистской
организации" и принял знаменитую "Базельскую программу", определившую задачи
сионистского движения. В ней
говорилось:
"Сионизм стремится
создать в Стране Израиля для еврейского народа дом и родину, которые были бы
защищены международным законодательством. Для достижения этой цели следует
обратиться к следующим средствам:
1.
Развитие Страны Израиля путем заселения ее евреями-земледельцами, ремесленниками
и владеющими какой-либо
профессией.
2. Организация и
сплочение всего еврейства в различных меропроятиях, местных и общих, в
соответствии с законами каждой
страны.
3. Усиление национального
чувства и национального сознания.
4.
Подготовительная работа к достижению согласия государств с целями
сионизма.
Уже к моменту смерти Герцля
(1904 г.), благодаря его усилиям, сионистское движение было хорошо
организованным и эффективным. Наряду с "Сионистским конгрессом" - всеобщим
органом сионистской организации -был создан "Совет сионистских деятелей" как
исполнительный орган. В 1898 г. был организован Национальный банк - "Фонд
еврейских поселений". На Пятом конгрессе (1901 г.) была создана "Керен га-Каемет
ле-Исраэль" - организация, которая по сей день занимается освоением пустынных
земель и посадкой деревьев в Стране
Израиля.
Кишиневский погром 1903 г.
привел Герцля к убеждению, что следует использовать любую возможность для того,
чтобы решить проблему евреев России. Английское правительство предложило для
еврейского поселенчества одну из своих колоний - Уганду, малонаселенную страну с
плодородной почвой и прекрасным климатом. Герцль представил "План Уганды" на
Шестом Сионистском конгрессе в 1903 г. Шестой конгресс стал ареной острого
конфликта "политических сионистов" из стран Западной Европы с более
традиционалистски настроенными "сионистами Сиона" из России и Польши. Хотя
предложение Герцля было направлено в первую очередь на решение проблем
российского еврейства, "Сионисты Сиона" категорически отвергли его. Герцля
удивило то, что значительная часть еврейства продолжает мыслить в традиционных
и, как ему казалось, давно отброшенных категориях: не стремится к "нормализации"
(т.е. унификации) еврейской жизни и сохраняет ничем не объяснимое влечение к "не
нормальной" Стране Израиля, которую нельзя заменить никакой другой. Основатель
"политического сионизма" почувствовал, что эти евреи, прочно связанные с
традицией, никогда не откажутся от Страны Израиля - даже если принятие "Проекта
Уганды" поможет им решить те политические проблемы, во имя которых и было
создано его
движение.
"СИНТЕТИЧЕСКИЙ СИОНИЗМ". ДЕКЛАРАЦИЯ БАЛЬФУРА
После смерти Герцля
усилились позиции сторонников "практического сионизма", призывавших
сосредоточить все усилия на алие и поселенческой деятельности в Палестине -
вопреки всем объективным трудностям. По их мнению, только упорная работа на
месте сможет, когда придет время, оказаться решающим аргументом в пользу
"чартера", которого добивались "политические
сионисты".
На Восьмом сионистском
конгрессе (1907 г.) доктор Хаим Вейцман*, из сторонников "практического
сионизма" предложил синтез обеих сионистских концепций. "Я вижу, - сказал он, -
в политическом сионизме синтез работы по всем направлениям, а в практической
работе - средство для достижения политических
целей".
В 1904 г. началась Вторая алия - новая волна
репатриации, большую часть которой составляла революционно и социалистически
настроенная молодежь. Побудительным фактором этой новой волны явились гнев и
разочарование после погромов, а также прозвучавший из Страны Израиля призыв
спасти дело еврейского сионистского поселенчества. Эта волна алии получила полную
поддержку "синтетического сионизма" в лице "Управления Страны Израиля", открывшегося
в Яффо в 1908 г. "Управление", во главе которого стоял А.Руппин, поддержало
организацию учебной сельскохозяйственной фермы "Киннерет", первой поселенческой
сельскохозяйственной коммуны (киббуца*) "Дегания", кооператива (мошава*) "Мерхавия",
постройку городского квартала "Ахузат-Баит", который в будущем стал основой
Тель-Авива, и "Эйн-Ганим" - рабочего поселка недалеко от Петах-Тиквы.
Рост
сельскохозяйственного поселенчества и "завоевание труда" (т.е. рабочих мест)
евреями в конкуренции с арабами породило первое национальное движение арабов
Палестины, выразившееся прежде всего в жестоком еврейском погроме в Яффо (1908
г.), а также в попытках воспрепятствовать покупке земли кооперативом "Мерхавия"
в Изреэльской долине. Реакцией на это стало создание организации "га-Шомер"
("Страж") -первого зародыша еврейской самообороны в Стране
Израиля.
Большая часть репатриантов
Второй алии не выдержала трудностей и покинула Страну Израиля. Те, кто остались,
во многом продолжили халуцианские традиции Первой алии. В то же время у них было
и свое идеологическое наследство - социалистические идеи, привезенные из страны
исхода - России. Они стали почвой, на которой возникли первые рабочие партии
Израиля, существующие и по сей
день.<