Д. Клугер ВЕЛИКОЕ ВОССТАНИЕ |
=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =
ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2 | ЧАСТЬ 3 | ЧАСТЬ 4 | ЧАСТЬ 5 | ЧАСТЬ 6 |
Осада Иерусалима длилась пять месяцев. Из них четыре месяца осажденные резали друг друга в куда большем количестве, нежели римлян. Лишь за пятнадцать дней до того, как Тит взял первую городскую стену, Шимон Бар-Гиора и Иоханан Гуш-Халави окончательно примирились друг с другом и выступили против римлян, забыв о братоубийственной войне. Но было уже поздно. В скором времени Иерусалим пал. Оба вождя попали в плен. Шимон Бар-Гиора был казнен в Риме после триумфа Тита. Иоханан Гуш-Халави пожизненно заключен в тюрьму. Время его смерти неизвестно.
Храм был сожжен - как полагают, по приказанию Тита. Правда, Иосиф Флавий пытался обелить римского полководца, утверждая, что он всячески противился разрушению Храма. Но большинство историков считают, что это все-таки деяние Тита, полагавшего, что уничтожение святыни приведет, наконец, мятежных евреев к покорности.
Мудрецы утверждали, что Храм был разрушен из-за еврейской междоусобицы. Как видим, они правы. Ведь приказ Тита и его действия - всего лишь следствие того кровавого театра абсурда, который продолжался в Иерусалиме на протяжении всей войны.
Иерусалим римляне взяли, Храм сожгли, а народ еврейский на долгих две тысячи лет оказался в изгнании и рассеянии.
Иосеф бен-Маттитьягу был освобожден от цепей торжествующим императором Веспасианом и стал римским писателем Иосифом Флавием - для того лишь, возможно, чтобы написать свою знаменитую "Иудейскую войну", поведавшую нам о трагедии, случившейся много веков назад.
И еще несколько слов - о разнице в судьбах уже Иосифа и мудреца Иоханана бен-Заккай. Они жили в одно время, судя по всему - были знакомы друг с другом. Они оба оказались свидетелями трагических событий 9 ава.
Под именем Иосифа Флавия первый стал широко известен нееврейскому миру как один из крупнейших историков своей эпохи. И по сей день его книги - "Иудейская война", "Иудейские древности", "О древности иудейского народа" - считаются ценнейшими документами того времени.
До конца жизни - а прожил он очень долго - Иосиф Флавий пользовался благосклонностью императоров династии Флавиев, в том числе Тита, по чьему приказу был сожжен Храм, и Домициана, яростного гонителя всего еврейского. Противоречия его жизни и характера отразились и в его творчестве. С одной стороны, он стремился продемонстрировать римлянам древность и уникальность еврейской истории, показать возвышенный дух иудаизма, выступал против антисемитской идеологии некоторых тогдашних мыслителей - Алиона, Манефона, с другой - старался сблизить еврейское понимание мира с греко-римским, и даже - как можно судить по некоторым намекам в его произведениях - пытался доказать мессианский характер царствования Флавиев. Многие страницы в его книгах уделяются самооправданию и очернению борцов против римлян. Там же он всячески стремился затушевать зверства римских завоевателей. Отношение к нему со стороны евреев по сей день остается двойственным. Отдавая ему дань за сохранение свидетельств героизма еврейского народа, его в то же время считают перебежчиком и даже предателем.