=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ=
Греческие и римские авторы о евреях и иудаизмепо материалам трехтомника М.Штерна, Москва-Иерусалим, 1997-2002 |
КОММЕНТАРИИ К ТЕКСТУ № 281
1,1 В начале того же года: 70 года н. э.
отец поручил усмирить Иудею: Сравни: Тацит, История, IV, 51 (№ 280).
Тит показал себя отличным военачальником еще тогда, когда они оба были частными людьми: Прежние военные достижения Тита были связаны с его службой в Германии и Британии (Светоний, Божественный Тит, 4) и с завоеванием Галилеи; 29
А он сам ... вел себя в походе величаво, но и деятельно ... не роняя при этом достоинства полководца: О роли, сыгранной Пятым ("Македонским") легионом в осаде, смотри: Иудейская война, V, 68, 467; Иудейская война, VI, 68. Им командовал Секст Цериал; ср. ibid., 237. десятый: Сравни: Иудейская война, V, 69, 135, 269, 468; им командовал Ларций Лепид; сравни: Иудейская война, VI, 237.
пятнадцатый: Сравни: Иудейская война, V, 468; им командовал Титтий Фруги [Тит Фригий у Иосифа - пер.]; сравни: Иудейская война, VI, 237.
присоединил к ним бывший до этого в Сирии двенадцатый: Двенадцатый ("Молниеносный") легион нес главную тяжесть боев во время похода Цестия Галла и потерпел постыдное поражение; смотри ниже, наши комментарии к Тациту, История, 10,1.
приведенные из Александрии двадцать второй и двадцать третий: Эти легионы во время осады были представлены только vexillationes, отрядами по тысяче человек от каждого легиона (Vexillatio, от vexillum - "знамя": то есть "отряд, поставленный под знамя", или сформированный из основных сил для выполнения специальной задачи.);
сравни: Иудейская война, V, 44: [За ним следовало также две тысячи, отобранные из войск, стоявших в Александрии, и три тысячи из гарнизонов на Евфрате] ;
ibid., 287: [отобранных из войск, стоявших в Александрии]. Ими командовал Фронтон Литерний (или Этерний) (Рукописи расходятся в написании данного имени; (codex Urbinatus). В латинском варианте имя звучит как Aeternius (Эерний).);
сравни: Иудейская война, VI, 238: [Фронтон ... Гетерий, командовавший двумя отрядами из Александрии];
Сравни: Тацит, История, II, 81 (№ 279).
вспомогательные войска царя Антиоха: О роли, сыгранной Антиохом в осаде, см. Иудейская война, V, 460 sqq.
войско арабов, пылавших против иудеев … ненавистью: Малх Араб упоминается вместе с Антиохом, Агриппой и Сохемом у Иосифа Флавия (Иудейская война, III, 68):
[С ним выступало и многочисленное союзное войско, поставленное царями Антиохом, Агриппой и Соемом, которые послали по две тысячи пеших лучников и по тысяче всадников, Малх же Араб послал тысячу всадников с пятью тысячами пехоты].
О ненависти арабов к евреям во времена похода Вара в 4 году до н. э. смотри: Иудейская война, II, 68 sqq.; Иудейские древности, XVII, 290. В целом о силах Тита во время осады смотри: Weynand, PW, VI, p. 2700.
2,1 Поскольку (sed quoniam): Другие примеры выражения sed quoniam в начале отступления сравни: Тацит, История, IV, 5; Саллюстий, Югуртинская война, 79; 95, 2;
знаменитого (famosae) города: Famosa у Тацита может иметь нейтральное значение, а именно "только что упомянутый"; сравни: Тацит, История, 1,10. Это значение Heubner отмечает в комментарии к соответствующему месту Горация, Наука поэзии, 469. В любом случае здесь смысл эпитета менее очевиден, нежели Плиниево [Гиеросолимы, самый славный из городов... всего Востока], Естественная история, V, 70 (№ 204).
рассказать о его основании: Сравни: Ливии, Периохи книг 1-142, XVI: [происхождение карфагенян и основание их города] (в связи с началом Первой Пунической войны);
иудеи бежали (ludaeos profiigos) с острова Крита: Reinach предлагает соотнести эту версию с критским происхождением филистимлян, однако едва ли стоит искать историческую реальность за построениями мифологической учености, основанными на предполагаемой связи евреев с Сатурном. Нет также никакой надобности объяснять критское происхождение евреев существованием на Крите еврейских общин в римское время; смотри об этом Иудейские древности, XVII, 327; Иудейская война, II, 103 (помощь критских евреев Псевдо-Александру); Жизнеописание, 427 (Иосиф женится на еврейке с Крита). Сравни также надписи: А. С. Bandy, Hesperia, XXXII (1963), p. 227 (София, еврейка из Гортины, играет важную роль в жизни еврейской общины Кисама); Inscriptiones Creticae, ed. M. Guarducci, I, Rome 1935, p. 12, № 17 (третий или четвертый век); ibid., IV, 1950, p. 414, № 509 (возможно, христианская надпись); Inscriptiones Creticae, II, Rome 1939, p. 179, № 8. Однако никакой заметной роли в диаспоре критские евреи не играли. Высказывалось предположение, что фантастическая этимология была изобретена эллинизированными евреями, желавшими связать происхождение своего народа с греческой цивилизацией;
на дальних окраинах Ливии: Сравни: Геродот, III, 115: [<это> самые отдаленные области Ливии] (т. е. места обитания эфиопов). Таким образом первая из приводимых Тацитом версий происхождения евреев соединяется с третьей, которая рассматривает их как потомков эфиопов; см. также ниже наш комментарий. когда Сатурн, свергнутый Юпитером, уступил ему свое царство: О связи Сатурна с евреями см. также ниже, Тацит, История, V, 4. Об изгнании Сатурна с Крита сравни, например, Минуций Феликс, Октавий, 23,10 (21,5): [Сатурн, бежав с Крита из страха перед яростью сына, прибыл в Италию]; Сервий, Комментарии к Энеиде Вергилия, VI11,319. на Крите есть прославленная (inclutum):
название живших около нее "идеев" в устах варваров превратилось в "иудеев": Классический пример искажения названия племени мы находим у Страбона, География, VII, 2, 2, р. 293: [эллины стали называть кимвров киммерийцами]. Ср. также Посидоний у Страбона, География, I, 2, 34, р. 42. Клавдий Иолай (№ 249): и у Вергилия, Энеида, I, 267 sq. Hospers-Jansen считает, что отождествление Idaei и ludaei указывает на латинский источник.
2.2 чрезмерного для Египта населения: О перенаселении Египта и об основании египетских колоний во многих странах сравни замечание Диодора, 1,29,5 (предположительно, из Гекатея). Ср. также ibid., I, 31,6; Аристотель, О возникновении животных, 770а, 34 sq., Страбон, География, XV, 1, 22, р. 695; Филон, Об особых законах, 1,2; Плиний, Естественная история, VII, 33.
во главе с Гиеросолимом и Иудой: Та же версия нашла отражение у Плутарха, Об Исиде и Осирисе, 31 (№ 259), где Гиеросолим и Иудей представлены сыновьями Тифона.
выселилась в близлежащие земли: Ср. Ливии, X, 6, 2; Сенека, Увещание к Гельвии, 7,4: [И не одна была у всех причина покинуть свой дом... Иных гнали прочь внутренние распри; третьи из-за перенаселенности должны были отправиться в путь, чтобы облегчить бремя].
в царствование Кефея: О связи между отцом Андромеды и Эфиопией ср. Еврипид, Андромеда, в книге Nauck, Tragicorum Graecorum Fragmenta, № 113; Агатархид, О Красном море, I,4 (Muller, Geographi Graeci Minores, I, p. 112); Овидий, Метаморфозы, IV, 669; Лукиан, Морские разговоры, XIV.
Неясно, был ли миф об Андромеде привязан к Яффе сам по себе или же это обусловлено локализацией эфиопов; смотри наши комментарии к Павсанию, ОписаниеЭллады, IV, 35,9 (№ 354). Первое кажется предпочтительным потому, что уже в пятом веке до н. э. фрагмент комедии Кратина связывает Персея с Сирией; см. С. Dugas, REG, LXIX(1956),p. 9.
В любом случае связь между Яффой и Кефеем ясно видна у Конона, см. Фотий, Библиотека, Cod. 186 (ed. Bekker, pp. 138b-139a = № 145), у Плиния, Естественная история, VI, 182: [Из преданий об Андромеде ясно, что ей <т. е. Эфиопии> во времена царя Кефея подчинялись и Сирия, и наше побережье], Отождествление с Иопой-Яффой царства Кефея и Эфиопии во многом опиралось на созвучие с именами Кефеевой жены Кассиопеи (Кассиопы), и самой Эфиопии.
2.3 Иногда полагают, что выходцы из Ассирии... захватили часть Египта: Здесь проглядывают черты библейского рассказа, а именно месопотамское происхождение народа, его пребывание в Египте и возвращение в "земли евреев". Тацит, передающий эту версию, охватывающую названные три этапа, - исключение среди языческих писателей.
О месопотамском происхождении евреев заявляет также Николай Дамасский, чьи выражения еще ближе ктексту Библии: [из так называемой Халдеи, страны, лежащей выше Вавилона], смотри Иудейские древности, 1,159 (№ 83).
Помпей Трог, который также фиксирует в какой-то мере собственную традицию евреев, приписывает им предков из Дамаска (Помпеи Трогу Юстина, Эпитома, XXXVI, 2 = № 137; смотри наш комментарий к этому месту).
То, что Тацит называет древних евреев Assyrii convenae [выходцами из Ассирии], а не Babylonii [из Вавилонии] - просто отражает использование названия "Ассирия" в расширительном смысле. Следует отметить, что провинция Ассирия, созданная Траяном, могла совпадать с древней Вавилонией. Во времена поздней империи и сам Вавилон рассматривался как один из городов Ассирии; сравни: Аммиан Марцеллин XXIII, 6,23.
еврейские земли: Выражение употреблено здесь пролептически. Это единственное место, где Тацит использует слово "евреи". Использование этого термина у писателя начала второго века н. э. не вызывает удивления; он засвидетельствован также у Стация, Аппиана, Антония Диогена, Павсания и Харакса Пергамс-кого; смотри наш комментарий к Хараксу (№ 335).
упоминаемые в поэмах Гомера солимы дали основанному ими городу имя "Гиеросолимы" производное от их собственного: Сравни: Илиада, VI, 184; Одиссея, V, 283. Первое употребление Solymi [солимы], или, скорей, [солимиты], применительно к жителям Иерусалима -
сравни Манефон у Иосифа, Против Апиона, I, 248 (№ 21). Слово было в ходу у эллинистического еврейства;
сравни Сивиллины оракулы, IV, 126; Иудейские древности, I, 180; VII, 67; Иудейская война, VI, 438. Bickerman сомневается в том, что отождествление евреев с солимами происходит из еврейского источника.
Во времена Тацита название Solyma часто применялось к Иерусалиму в поэзии и прозе; сравни: Валерий Флакк, Аргонавтика, 1,13 (№ 226); Стаций, Леса, V, 2,138 (№ 237); Марциал, Эпиграммы, VII, 55 (№ 242); XI, 94 (№ 245); Павсаний, Описание Эллады, VIII, 16,5 (№ 358); Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, VI, 29 (№ 404).
Сравни другое, враждебное объяснение названия [Гиеросолимы] Лисимах у Иосифа, Против Апиона, I, 311 (№ 158); ср. также Херил Самосский (№ 557) и наш комментарий к этому отрывку.
3,1 когда в Египет пришло моровое поветрье (tabes), от которого тело покрывается язвами: Следуя своему хорошо известному обыкновению избегать избитых выражений и общеупотребительных слов, Тацит не определяет точнее природу tabes, в отличие от Помпея Трога, который называет ее scabies [парша, чесотка] и vitiligo [лишай] (Помпеи Трогу Юстина, Эпитома, XXXVI, 2, 12 = № 137); впрочем, ниже Тацит все же упоминает scabies (4, 2). Выставление чумы причиной изгнания евреев из Египта, восходит к началу эллинистической эпохи. По Гекатею, в Египте была всеобщая [повальная болезнь], которую египтяне связывали с пребыванием в их стране чужеземцев (Гекатей у Диодора, XL, 3,1 = № 11).
Манефон сообщает, что дело было в желании царя увидеть богов, а исполнение его желания зависело от изгнания из страны прокаженных и вообще "грязных" людей (Манефон у Иосифа, Против Апиона, I, 232 sq. = № 21).
По Диодору, у предков евреев [на теле был лишай или проказа] и потому они были изгнаны; Диодор, XXXIV, 1, 2 (№ 63);
Херемон сообщает, что Египет был очищен от оскверненных людей ради умилостивления Исиды (Херемон у Иосифа, Против Апиона, I, 289 sq. = № 178), тогда как Лисимах - что евреи, пораженные проказой, цингой и другими болезнями, искали убежища в храмах, и оттого по всему Египту случился недород; очищена от этих людей страна была по велению бога Аммона (Лисимах у Иосифа, Против Апиона, I, 305 sq. = № 158).
Версия Тацита отличается от версии Лисимаха, который с самого начала заявляет, что именно евреи были поражены болезнью и искали убежища в храмах, тогда как согласно Тациту само возникновение еврейского народа было результатом изгнания зараженного сброда. Однако, поскольку сочинение Лисимаха известно только через Иосифа, аутентичные фомулировки не могут быть установлены; так что словами "иудеи", "иудейский народ" Лисимах мог пользоваться пролептически. Кроме того, Тацит говорит только о tabes, тогда как Лисимах останавливается еще и на последовавшем за ним dxagnta [бесплодии].
царь Бокхорис: Царствованием того же фараона датирует изгнание евреев Лисимаху Иосифа, Против Апиона, I, 305 (№ 158); см. комментарий к этому месту. Похоже, что и Апион датировал исход примерно тем же временем. Между прочим, единственный упомянутый Тацитом фараон, кроме Бокхориса, - Сесострис (Сесосис): Анналы, VI, 28.
вопросил ... оракул Гаммона: Сравни: Лисимах у Иосифа, Против Апиона, I, 306: [Бокхорис, царь египтян, послал к оракулу Аммона].
бросили в пустыне: [были согнаны в пустыню и оставлены там на погибель]. Однако краткое изложение Тацита опускает детали, которые можно найти у Лисимаха.
Моисее (Moyses), один из изгнанников: Сравни: Лисимах у Иосифа, Против Апиона, 1,310: [при общем согласии].
3,2 чуя близкий конец, они уже попадали на голую землю: Подобное описание см. у Курция Руфа, IV, 7,10 sqq.
стадо диких ослов: Начало этиологического предания, конец которого Тацит приведет позднее (см. ниже, История, V, 4). Ср. Ампелий, Памятная книжица, 11,1; Гермипп у Гигина, Астрономия, II, 20; Сервий, Комментарии к Энеиде Вергилия, IV, 196; Лактанций Плацид, Комментарии к Фиваиде Стация, 111,476, где говорится не об осле, а о баране. См. также Е. Bickermann, MGWJ, LXXI (1927), р. 257; Nock, I, p. 142. Здесь уместно вспомнить мнение, согласно которому до завоевания Ханаана древние евреи были племенем, кочевавшим на ослах, "ослиными кибиточниками";
через шесть дней непрерывного пути они на седьмой, изгнав местных жителей, захватили землю и основали там город и храм: О том, что переход евреев из Египта в Иудею занял неделю, следует также из Помпея Трога (у Юстина, Эпитома, XXXVI, 2, 14 = № 137); см. также Апион у Иосифа, Против Апиона, II, 21 (№ 165); Плутарх, Об Исиде и Осирисе, 31 (№ 259). В этом случае семь дней служили этиологическому объяснению субботы. Вполне возможно, однако, что постоянное упоминание семидневного перехода связано с тем простым фактом, что неделя - минимальное время, необходимое, чтобы по суше добраться из Египта до Палестины; ср. Арриан, Поход Александра, III, 1,1; Курций Руф, IV, 7,2. Обычно такое путешествие требовало больше времени.
4,1 ввел новые обряды, противоположные обрядам остальных смертных: Сравни: Геродот, II, 35, 2: [И нравы, и обычаи египтян во многом совершенно противоположны нравам и обычаям остальных людей]. Однако причины, которыми Геродот объясняет отличия египтян от других народов, сводятся к природным особенностям их страны и ее климата. Тацит ниже тоже подчеркивает diversitas morum [отличие, непохожесть нравов] евреев (История, V, 12), как и Диодор (XXXIV, 1, 2 = № 63): [и к обычаям они приучают самым странным].
Гекатей следующим образом объясняет разницу между евреями и другими народами, говоря об их способе совершать жертвоприношения и образе жизни (Гекатей у Диодора, XL, 3,4 = № 11): [ведь будучи сам изгнанником, он <т. е. Моисей> узаконил нелюдимый и замкнутый образ жизни]. Подобно языческим авторам, чьи сведения о евреях восходят к Гекатею, и в согласии со своим утверждением о недельном пути из Египта в Иудею, Тацит помещает установление Моисеем Закона в период после захвата земель, основания Иерусалима и возведения Храма.
4,2 В сокровенное
место они посвятили изображение животного: Со времен Тертуллиана Тацита
упрекают за вопиющую несообразность в этом месте; сравни: Тертуллиан, Апологетик,
16,1-4. Ведь ниже Тацит сам говорит, что евреи, в отличие от египтян, [у
иудеев же один бог, коего они постигают только умом] (смотри ниже, История,
V, 5,4), а в связи с вторжением Помпея в Иерусалимский Храм добавляет (ibid.,
9,1): [Тогда все узнали, что внутри нет никаких изображений
богов, в святилище нет ничего, и тайные святыни пусты]. И все-таки можно
сказать, что, по крайней мере, формально, Тацит себе не противоречит; если мы
примем во внимание, что все написанное им здесь об [изображении
животного] (то есть осла) приписывается мнению [