=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ=


Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме

по материалам трехтомника М.Штерна, Москва-Иерусалим, 1997-2002
Жду Ваших писем!

XLII. КОРНЕЛИЙ ТАЦИТ

 

КОММЕНТАРИИ К ТЕКСТУ № 281

№ 281 Historiae, V, 1 - 13 - Koestermann

1,1 В начале того же года Цезарю Титу отец поручил усмирить Иудею. Тит показал себя отличным военачальником еще тогда, когда они оба были частными людьми; теперь же, когда войска и провинции наперебой выказывали ему свою преданность, он действовал с еще большим размахом и славой. При этом сам он, дабы казаться выше собственного успеха, вел себя в походе величаво, но и деятельно: ласковым и дружеским обращением он поддерживал дух в рядовых воинах, делил с ними труды и шел рядом на марше, не роняя при этом достоинства полководца. комментарий

1,2 Три легиона, пятый, десятый и пятнадцатый, старые бойцы Веспасиана, ждали его в Иудее. Тит присоединил к ним бывший до этого в Сирии двенадцатый и приведенные из Александрии двадцать второй и двадцать третий; кроме того, за ним следовали двенадцать когорт союзников, восемь конных отрядов, армии царей Агриппы и Сохема, вспомогательные войска царя Антиоха, сильное войско арабов, пылавшее против иудеев обычной между соседями ненавистью, а также множество людей приехавших из Рима и из Италии, каждый в надежде снискать благосклонность принцепса, еще не успевшего никого к себе приблизить. Вступив с такими силами во вражескую землю, ведя войско в строгом порядке, посылая вперед разведчиков, и в полной готовности принять бой, он разбил лагерь недалеко от Гиеросолим.

2,1 Поскольку нам предстоит описать гибель знаменитого города, уместно рассказать о его основании. Говорят, что иудеи бежали с острова Крита и поселились на дальних окраинах Ливии еще в те времена, когда Сатурн, свергнутый Юпитером, уступил ему свое царство. Доказательство видят в самом имени иудеев: на Крите есть прославленная гора Ида и название живших около нее "идеев" в устах варваров превратилось в "иудеев". комментарий

2,2 Некоторые утверждают, что это - часть чрезмерного для Египта населения, которая в царствование Исиды во главе с Гиеросолимом и Иудой выселилась в близлежащие земли; многие считают иудеев потомками эфиопов, которых в царствование Кефея страх и ненависть заставили покинуть свои земли. комментарий

2,3 Иногда полагают, что выходцы из Ассирии из-за нехватки земель захватили часть Египта, а потом построили свои города и стали возделывать еврейские земли и ближние земли Сирии. Иногда, наконец, приписывая иудеям славное происхождение, считают, что упоминаемые в поэмах Гомера солимы дали основанному ими городу имя "Гиеросолимы" производное от их собственного. комментарий

3,1 Большинство же писавших сходится на том, что, когда в Египет пришло моровое поветрье, от которого тело покрывается язвами, царь Бокхорис вопросил об избавлении от него оракул Гаммона и получил ответ, что следует очистить царство, а людей такого рода, как ненавистных богам, выселить в чужие земли. И когда их всех разыскали, собрали вместе, а затем бросили в пустыне, толпа людей застыла в отчаянии, но Моисее, один из изгнанников, внушил им, не ждать помощи ни от богов, ни от людей, ибо те и другие от них отступились, а положиться на самих себя и признать вождем, посланным свыше, того, с чьей помощью они одолееют нынешние свои несчастья. Они согласились и, не зная пути, побрели наудачу. комментарий

3,2 Однако, ничто не мучило их так, как недостаток воды, и когда, чуя близкий конец, они уже попадали на голую землю, стадо диких ослов потянулось со своего пастбища на покрытое тенистою рощею всхолмье. Моисес пошел следом и по густой траве сумел найти обильные источники воды. Это дало им сил, и через шесть дней непрерывного пути они на седьмой, изгнав местных жителей, захватили землю и основали там город и храм. комментарий

4,1 Чтобы народ навсегда остался ему верен, Моисес ввел новые обряды, противоположные обрядам остальных смертных. У них пбшло все, что для нас свято, и, наоборот, все, чего мы чураемся, у них дозволено. комментарий

4,2 В сокровенное место они посвятили изображение животного, с появлением коего перестали блуждать и страдать от жажды, заклавши при этом, как бы в насмешку над Гаммоном, барана; и быков они тоже приносят в жертву, потому что египтяне поклоняются Алису. Они воздерживаются от мяса свиньи в память о постигшем их несчастье, потому что эти животные подвержены той же чесотке, которая некогда поразила их самих. комментарий

4,3 Их частые посты поныне говорят о давнем долгом голоде, а иудейский хлеб без дрожжей они по-прежнему употребляют в воспоминанье о том, как спешили они насытиться. Говорят, седьмой день назначен у них для отдыха, потому что он принес им избавленье от страданий; со временем безделье стало казаться им все более привлекательным, так что теперь и каждый седьмой год они проводят в праздности. комментарий

4,4 Другие полагают, что это заведено в честь Сатурна, то ли оттого, что вера их происходит от идеев, изгнанных, как мы знаем, вместе с Сатурном и ставших родоначальниками племени, то ли потому, что из семи светил, правящих судьбами смертных, светило Сатурна вращается в самой высокой сфере и обладает особой властью, а путь и движение многих небесных тел измеряется числами, кратными семи. комментарий

5,1 Каково бы ни было происхождение этих обычаев, они сильны своей древностью; прочие же установления, отвратительная мерзость, обрели силу из-за порочности. И ведь действительно, самые последние ничтожества <из других племен>, презрев веру отцов, везли и везли туда дары и пожертвования, отчего и приумножилась мощь иудеев; а еще и потому она окрепла, что среди своих верность их неколебима и готовность к состраданию неизменна, всех же остальных они ненавидят, как врагов. комментарий

5,2 Они ни с кем не делят ни пищу, ни ложе; будучи племенем в высшей степени похотливым, они воздерживаются от связей с чужими женщинами; между своими же позволено все; чтоб отличать своих, они ввели обрезание. Принявшие их обычаи поступают так же, и ничто они не усваивают так скоро, как презрение к богам, отреченье от родины, безразличие к родителям, детям и братьям. комментарий

5,3 При этом иудеи заботятся о росте своего народа: убийство детей, родившихся после смерти отца, они считают нечестием, а души погибших в бою или казненных <врагами> почитают бессмертными; отсюда их любовь к рождению детей и презрение к смерти. Покойников, по египетскому обычаю, чаще погребают, чем сжигают; почитание мертвых и представления о преисподней у них такие же, как в Египте, а о небесных богах - противоположные. комментарий

5,4 Египтяне почитают многочисленных животных и изображения, составленные <из человека и животного>, у иудеев же один бог, коего они постигают только умом: невеждами мнят они тех, кто из бренного вещества создает изображения богов в виде людей, ибо их божество - высшее, вечное, неизобразимое и непреходящее. Потому-то ни в городах своих, ни тем более в храмах они не ставят никаких статуй; не угождают так своим царям и не воздают этой чести Цезарям. комментарий

5,5 Однако, из-за того, что жрецы их пели под звуки флейт и тимпанов, носили венки из плюща, а в храме была найдена золотая лоза, некоторые решили, будто иудеи поклоняются Отцу Либеру, покорителю Востока, хотя установления эти ничуть не сходны: в самом деле, Либер ввел обряды торжественные и радостные, обычаи же иудеев нелепые и гнусные. комментарий

6,1 Страна их на востоке доходит до границ Арабии; с юга от нее лежит Египет, на западе - Финикия и море, на север она далеко тянется вдоль Сирии. Люди здесь крепки телом и выносливы в труде. Дожди редки, почва плодородна; на ней растет то же, что у нас, а кроме этого пальмы и бальзамовое дерево. Пальмы высоки и красивы, бальзамовое дерево невзрачно. Когда ветка его набухнет соком, если прибегнуть к железу, то сосуды от страха сжимаются, а открываются они осколком камня или черепком; сок используют врачи. комментарий

6,2 Из гор самая высокая - Либан; удивительно, но при тамошней жаре на нем тенистые деревья и снег не тает. Либан дает начало реке Иорданес и питает ее своими снегами. Иорданес не впадает в море, а проходит целым через одно озеро, потом через другое и лишь в третьем остается. Озеро огромно; оно похоже на море, вода его отвратительна на вкус, тяжелые испарения вредны для окрестных жителей. Над ним не дует ветер и в нем не живут рыбы и водоплавающие птицы. Недвижные волны несут на поверхности все, что туда бросят, как будто она твердая; те, кто умеет и не умеет плавать, одинаково удерживаются на воде. комментарий

6,3 В определенное время года озеро извергает смолу; способу собирать ее, как и другим умениям, обучил людей опыт. В обычном состоянии это черная жидкость, но от разбрызгивания уксуса она густеет и плавает на поверхности; кому это поручено, берут смолу руками, втягивают на палубу и она сама по себе, без всякой помощи, льется на корабль и нагружает его, пока струю не перережут. Ее нельзя перерезать ни медью, ни железом; она отпрянет от крови и одежды, смоченной кровью, которую каждый месяц выделяют женщины. комментарий

6,4 Так рассказывают старинные писатели; люди же, знающие тамошние места, говорят, что горы смолы, плавающие на поверхности, выбрасываются или вручную вытаскиваются на берег, а потом, когда ее высушат испаренья земли и жар солнца, ее разрубают топорами и клиньями, как бревна или камни. комментарий

7,1 Около озера находится равнина, которая, как рассказывают, была некогда плодородна и покрыта многолюдными городами, а после опустела, выжженная молниями; следы этого остаются поныне - земля здесь выглядит выгоревшей и утратила способность плодоносить. В самом деле, всякое растение, посаженное здесь рукой человека или выросшее само по себе, успело ли оно только вырасти, или зацвело, или даже доросло до зрелости, чернеет и, не давая плодов, словно рассыпается в прах. комментарий

7,2 Что до меня, то, с одной стороны, я готов признать некогда славные города сожженными небесным огнем, а с другой - полагаю, что это испарения озера отравляют землю и портят разлитый там воздух, и оттого при неблагоприятных почве и климате сгнивают и посевы, и урожаи. Еще есть река Бел, впадающая в Иудейское море. В устье ее добывают песок, из которого, добавив соду, варят стекло; участок побережья небольшой, но запасы там неисчерпаемые. комментарий

8,1 На большей части Иудеи там и сям разбросаны деревни; есть у иудеев и укрепленные города; столица племени - Гиеросолимы. Здесь был храм, в котором были собраны огромные богатства. За первой линией укреплений был город, за следующей - дворец, а храм - еще за одной внутренней стеной. Подходить к его дверям разрешал ось только иудеям, а внутрь допускались только жрецы. комментарий

8,2 Пока Востоком правили ассирийцы, мидяне и персы, иудеи были самыми презренными из их подданных; потом, во время господства македонян, царь Антиох попытался искоренить суеверие и ввести греческие обычаи, но парфянская война помешала ему улучшить нравы самого гнусного племени: ведь как раз в это время отложился Арсакес. комментарий

8,3 Когда власть македонян ослабла, парфяне еще не поднялись, а римляне были далеко, иудеи поставили себе собственных царей. Волнения черни вынудили их к бегству, но силой оружия они возвратили себе власть и пошли на все, на что обычно идут цари: изгнание сограждан, разорение городов, убийства братьев, жен, родителей и тому подобное, но при этом они поощряли суеверие, ибо авторитет священства укреплял власть. комментарий

9,1 Из римлян первым покорил Иудею Гней Помпеи и по праву победителя вступил в храм. Тогда все узнали, что внутри нет никаких изображений богов, в святилище нет ничего, и тайные святыни пусты. Стены Гиеросолим были срыты, святилище осталось. Вскоре у нас началась гражданская война, и когда восточные провинции перешли к Марку Антонию, Иудею захватил парфянский царь Пакор; Публий Вентидий убил его и оттеснил парфян за Евфрат, а Гай Созий привел иудеев к покорности. комментарий

9,2 Царство, дарованное Ироду Антонием, победивший последнего Август расширил. Когда Ирод умер, некий Симон, не дожидаясь решения Цезаря, объявил себя царем. Его казнил правитель Сирии Квинтилий Вар, иудеи были приведены к повиновению, а царство разделено на три части между сыновьями Ирода. При Тиберии было спокойно; затем Гай Цезарь велел поставить в храме свое изображение, иудеи же предпочли взяться за оружие, но смерть Цезаря остановила волнения. комментарий

9,3 Цари умерли или потеряли силу, и Клавдий сделал Иудею провинцией, дав власть над ней римским всадникам или вольноотпущенникам; один из последних, Антоний Феликс, правил со всею жестокостью и развратностью, подобающими рабу, ставшему царем. Он женился на внучке Антония и Клеопатры Друзилле и стал, таким образом, внучатым зятем Антония, которому Клавдий приходился внуком. комментарий

10,1 Терпение иудеев кончилось, когда прокуратором стал Гессий Флор; при нем началась война. Легат Сирии Цестий Галл пытался прекратить ее, но чаще проигрывал, чем выигрывал сражения. Когда он, по воле судьбы или от отвращения к жизни, умер, Нерон прислал Веспасиана, который благодаря удаче, славе и хорошим помощникам за два лета овладел всей страной и всеми укрепленными городами, кроме Гиеросолим. комментарий

10,2 Следующий год был занят гражданской войной, и против иудеев ничего не было предпринято. Когда в Италии воцарился мир, вернулись и заботы о других землях. Иудеи были единственными не желавшими покориться, и это усиливало ненависть к ним; вместе с тем представлялось полезным оставить Тита при войске на случай любых неожиданностей, могущих постигнуть новую власть. комментарий

11,1 Тит, как мы сказали, разбил лагерь под стенами Гиеро-солим и развернул строем готовые к бою легионы. Иудеи выстроились под самыми стенами, рассчитывая в случае успеха продвинуться вперед, а на случай неудачи имея укрытие. На них была брошена конница и легковооруженные когорты, но сражение никому не принесло победы; скоро враги отступили, и в последующие дни возле ворот часто завязывали схватки, пока, неся постоянные потери, иудеи не заперлись в стенах. комментарий

11,2 Римляне обратили свои помыслы <от осады> к взятию города приступом: им казалось недостойным ждать, пока осажденные ослабеют от голода; они стали требовать дать им померяться силами, иные - движимые воинской доблестью, большинство же - свирепостью и надеждою на награды. Сам Тит уже видел перед собой Рим, власть и наслаждения, и это откладывалось, если Гиеросолимы не падут тотчас. комментарий

11,3 Однако, город, неприступный благодаря своему расположению, имел укрепления так хорошо продуманные и такие мощные, что они отлично защитили бы его и на равнине. Два высоких холма были окружены стенами, искусно выступавшими или вдававшимися внутрь, чтобы фланги нападающих оказывались открытыми для удара; скалы завершались отвесным обрывом, и башни, возведенные на горе, были высотой шестьдесят футов, тогда как стоящие в распадке - сто двадцать, зрелище было удивительное, и издали они казались равновысокими. Внутри еще одна стена окружала дворец; на большой высоте стояла Антони-ева башня, названная так Иродом в честь Марка Антония.

12,1 Храм, построенный как крепость, имел свои стены, сооруженные трудами и тщанием еще более великими; даже портики,