И.ВейнбергВведение в ТАНАХ |
Одна из особенностей исторического самосознания еврейского народа есть его обостренный интерес к своим началам, к своему происхождению. Этот интерес нашел свое выражение и воплощение в Пятикнижии (см. ч. II), где изложено традиционное представление о происхождении еврейского народа. Согласно этой традиции, патриархи Авраам, Йицхак и Яаков, родоначальники еврейского народа (и ряда родственных ему народов), являются потомками Шема, старшего сына Ноаха, который, в свою очередь, происходит по прямой линии от Шета, которого первочеловек Адам
"...родил по своему подобию, по своему образу..." (Быт. 5:3).
Авраам первоначально жил в Ур-Касдиме, реальном городе на юге Двуречья, затем, по велению Бога (Быт. 12:1 и ел.), переселился в Харан, реальный город в районе большой излучины р. Евфрат. Оттуда Авраам и его домочадцы
"пришли в страну Ханаан" (Быт. 12:6).
Согласно этой традиции, корни еврейского народа находятся не в Исраэле, а в обширном пространстве полупустынь между Двуречьем и Сирией-Израилем, где издавна обитали племена западно-семитской этноязыковой общности.
Во второй половине III тысячелетия до н.э. из этой общности выделились амореи, одно из самоназваний которых (или название/самоназвание одной из их ветвей) было сутии. Близость этого названия и имени Шет, равно как и возможная укорененность имени и образа Адама в традиции амореев-сутиев, позволяет предположить, что западно-семитское племя амореев-сутиев образовало ту этноязыковую среду, из которой выделились разные этноязыковые общности, в том числе и ибрим, т.е. евреи. Это самоназвание, которое означает
"заречный, перешедший [через реку]" (видимо, Евфрат),
впервые упоминается в Танахе в связи с патриархом Авраамом:
"И пришел беглец и поведал Авраму [первая форма имени патриарха, затем - Быт. 17:5- измененная Богом] хаибри..." (Быт. 14:13).
Самоназвание этноязыковой общности всегда есть показатель определенной степени оформленное в выделенности данной общности. Следовательно, возникает вопрос: когда этноязыковая общность ибрим выделилась как особая цельность?
Археологические и этнографические данные показывают наличие многих черт общности между жизнью и бытом, организацией и верованиями патриархов, как они описаны в Танахе, и полукочевых овцеводов первой половины II тысячелетия до н.э. в окрестностях Мари в среднем течении Евфрата. Патриархи (Быт. 18:1 и ел. и др.), как и племена в окрестностях Мари, кочевали по степи со своими отарами, обитали в шатрах и т.д., но также поселялись в окрестностях городов. У тех и у других наблюдается не только общая родоплеменная организация, но также некоторая общность социально-хозяйственной терминологии. Встречается также общность бытовых и правовых норм, например, правило, запрещающее выдавать младшую дочь замуж раньше старшей (Быт. 29:26), обычай заменять выкуп за невесту трудовой повинностью жениха в доме тестя -
"И служил Яаков за Рахел семь лет и казались они ему словно несколько дней, ибо он любил ее" (Быт. 29:20) и другие.
Особенно показательна некоторая общность ономастики, т.е. собственных имен, например имени-названия племени или рода бин-йамини в текстах из Мари и имени-названия винйамин в традициях патриархов и другие. Все эти и иные данные позволяют датировать выход древних евреев на историческую арену, начало истории еврейского народа первой половиной II тысячелетия до н.э. и локализовать эту арену в районе полупустынь между Евфратом и Иорданом. Оттуда древние евреи временами заходили также в Ханаан, оставаясь в этой стране пришельцами. Так, согласно традиции, Авраам именовал себя:
"Пришелец (гер) и присельник (тошаб) я среди вас [местных жителей Хеврона]..." (Быт. 23:4).
Опыт современной исторической науки показывает, что в исторической традиции, как правило, присутствует достоверное зерно, особенно если она, как традиция о патриархах, включает упоминания о достоверных странах - Двуречье, Египте, Ханаане и других - и достоверных городах - Уре и Харане, Хевроне и Бейт-Эле, Беер-Шеве и других, которые, судя по археологическим данным (см. гл. V, 2), действительно существовали в первой половине II тысячелетия до н.э.
Труднее ответить на вопрос: кто такие
патриархи? Возможны три ответа: они были названиями родоплеменных образований;
эпонимами, т.е. реальными или фиктивными родоначальниками этих образований,
по которым те названы; отдельными индивидами. В условиях господства родоплеменных
отношений, невыделенное или неполной выделенности индивида из его общности,
при преобладании мифологического мышления и его диффузности границы между
тремя возможностями были весьма размытыми, неопределенными. Поэтому Авраам,
Йицхак и Яаков могли быть и эпонимами, и названиями родоплеменных объединений
древних евреев. Доказательством тому может служить тот факт, что в победном
гимне египетского фараона Мернептаха от 1208 г. до н.э. среди побежденных
городов и племен в Ханаане назван также Исраэль, т.е. второе имя патриарха Яакова
(Быт. 32:28), и сказано: "Исраэль опустошен, его семени нет больше".