ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА


=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции= =Музей=Антисемитизм=Учеба= =Учителю истории=


Программа по истории восточно-европейских евреев для студентов

  1. Аннотация курса
  2. Тематический план курса
  3. Содержание курса
  4. Рекомендуемая литература
  5. Работы, посвященные отдельным проблемам
  6. Публикации источников

    Содержание курса

    Тема 1. Начало миграции евреев в Восточную Европу (X-XIвв.)

    Появление евреев в восточноевропейском регионе. Побудительные мотивы миграции, ее периодизация, положение евреев в странах исхода. Первые свидетельства еврейского присутствия на территориях, населяемых западными славянами. Направление миграции: Силезия, Великая Польша, Малая Польша. Еврейские купцы на торговых путях (из арабской Испании через страны Европы и далее на Восток), проходящих через польские земли. Заметки еврейского купца Ибрахима ибн Якуба (X в.) - древнейший источник по ранней истории славян. Польша до принятия христианства (966), в начальный период правления династии Пястов и положение евреев.

    Проблемы изучения начального периода исторического существования евреев в Восточной Европе, дискуссионные вопросы (теория хазарского происхождения первых еврейских иммигрантов в польских землях).

    Многообразие источников: легенды об Аврааме Проховнике, о еврейских послах к князю Лешко ( 893 г.) и дарованных им привилегиях (905 г.), т.н."Майнцский комментарий", приписываемый р.Гершому б.Иехуде Меор ха-Гола (960-1028) или его школе, "Сефер ха-диним" (XI в.) р.Иехуды б.Меира ха-Когена, упоминания о евреях в славянских землях у Биньямина из Туделы, лингвистические данные и др.

    Тема 2. Волны миграции, локализация, преимущественные профессиональные занятия еврейских переселенцев

    Перманентные и скачкообразные волны миграции евреев в восточноевропейский регион, обусловленные экономическими, религиозными и политическими причинами. Массовые переселения евреев в Польшу, вызванные крестовыми походами (1096-1192), эпидемией "черной смерти" в Западной Европе (1348 - 1349) и связанными с нею преследованиями евреев, Тридцатилетней войной (1618 - 1648 ). Развитие еврейских поселений (Пшемысль, Вроцлав), преимущественные виды профессиональной деятельности: торговля, управление монетными дворами при Мешко III (1173-1202), Казимире II Справедливом (1177-1194), Лешеке Белом (1202-1227), финансовая сфера и др., место и роль в экономической структуре феодального общества. Евреи как этно-конфессиональная и социально-экономическая группа средневекового общества. К концу средневековья профессиональная деятельность восточноевропейского еврейства связана с торговлей, ремеслом, финансово-экономической сферой, откупом и арендой (таможен, налоговых управлений, отраслей добычи полезных ископаемых).

    Сведения о евреях в первой чешской (Козьма Пражский) и польской (Галл Аноним) хрониках. Польские монеты XII-XIII вв. односторонней чеканки с еврейскими надписями, свидетельствующие о наличии среди еврейского населения круга лиц - владельцев (управляющих) монетным двором - с высоким социальным и материальном статусом, причастных к традиционной культуре. "Ор Заруа" Ицхака б.Моше (XIII в.).

    Тема 3. Оформление правового статуса еврейского населения в польских землях

    Европейские образцы юридической регламентации существования еврейских общин ("Privilegium Fridericianum" герцога Фридриха II Австрийского 1244 г., грамота чешского короля Пшемысла Отакара II 1254г.). Генеральный статут (привилегии) калишского князя Болеслава V Благочестивого (1243-1279) для евреев Великой Польши (так называемый Калишский статут) 1264 г., ставший основой всех последующих законодательных актов, касающихся евреев в Польше. Калишский статут, предоставивший евреям свободу вероисповедания, предпринимательской деятельности, общинной организации, княжеское покровительство в случае притеснений, закрепил за евреями статус "слуг казны" и обусловил новый приток еврейских переселенцев на польские земли, опустошенные татарскими нашествиями (1241,1259,1287). Статус "рабов казны" (servi camerae) у евреев Западной и Центральной Европы и его трансформация на польской почве.

    Тема 4. Протекционистская политика княжеской/ королевской власти по отношению к еврейским иммигрантам и ее причины

    Эпоха правления Казимира III Великого (1333-1370), распространение Калишского статута на евреев других регионов Польши(1334) по мере преодоления феодальной раздробленности и присоединения новых земель (1340 - Червоной Руси), расширение его содержания (1367). Значение протекционистской политики Казимира Великого для развития экономической деятельности еврейского населения в Польше, а также для создания основ еврейского самоуправления.

    Евреи - банкиры польских королей: Казимира Великого, Людовика Венгерского (1370-1382), Ядвиги (1384-1390) и др. Банкир Левко (ум. в 1395 г.) - управляющий краковским монетным двором, арендатор соляных копей. Евреи - сборщики государственных налогов: Авраам из Чехии и Франчек Фишель. Практика назначения королем главных раввинов земель (с 1503). Сопротивление общин. Налог Сигизмунда IСтарого (1506-1548) на евреев как на "слуг королевской казны"(1512). Система сбора еврейских налогов, утвержденная Сигизмундом I для общин Великой Польши и Мазовии (1518), позже распространившаяся в Малой Польше, Литве и на Руси. Формы еврейских налогов: подушный, военный, коронационный, на выкуп пленных, на выплату долгов Речи Посполитой (например, в 1643) и др. Стефан Баторий (1533-1586) - один из наглядных примеров королевской политики благоприятствования еврейскому предпринимательству. Подтверждение еврейских привилегий польскими королями, начиная с Казимира Великого и вплоть до Яна III Собеского (1676) , Августа II Сильного (1735) и Станислава Августа Понятовского (1765) как проявление последовательной политики, обусловленной причинами экономического характера.

    Тема 5. Позиция католической церкви и шляхты по отношению к евреям. Светское и церковное законодательство: противостояние традиций.

    Причины и характер отношения к евреям со стороны различных слоев феодального общества (духовенство, магнаты, шляхта).

    Различия светского и церковного законодательства относительно евреев. Калишский статут в контексте вселенских церковных постановлений, касающихся евреев (Латеранские соборы 1179 и 1215 гг.), и соответствующих указов церковных синодов польского духовенства (Вроцлав - 1267г., Буда - 1279, Ленчица - 1285 г.), направленных на ограничение прав и свобод евреев. Антиеврейские настроения, обусловленные влиянием католического духовенства. Клерикальная пропаганда. Проповедническая деятельность в Польше доминиканца Джованни ди Капистрано (1453-1454) и ее воздействие на отношение христианского населения к евреям. Успешная борьба Капистрано, кардинала Збигнева Олесницкого за отмену привилегий евреям, подтвержденных Казимиром IV Ягеллончиком (1453). Нешавский статут, отменяющий еврейские привилегии (1454); его значение в процессе формирования шляхетской демократии в Польше. Хронист Яна Длугош (1415-1480) как выразитель позиции польского духовенства по отношению к евреям. Шляхетский взгляд на роль евреев в польской экономике в проекте государственной реформы ("Monumentum pro Republicae ordinatione congestum", 1475) Яна Остророга (1436-1501). Антиеврейские сочинения католических писателей ("О поразительных заблуждениях евреев", 1541, "О святых, убиенных иудеями" и др.). Практика кровавых наветов. Сохачевский процесс по обвинению в осквернении гостии (1558).

    Тема 6. Объединение Польши и Великого Княжества Литовского. Караимы

    Многоэтапный процесс объединения двух государств - его политические причины, исторические обстоятельства, условия. Кревский договор (1385) как начало процесса объединения. Династическая уния: брак между польской королевой Ядвигой (1384-1399) и литовским князем Ягелло (христианское имя - Владислав), получившим польскую корону (1386-1434) и ставшим родоначальником династии Ягеллонов на польском престоле. Крещение Литвы. Литовский князь Витольд (Витовт) и очередные этапы сближения двух государств: виленско-радомская уния (1401), городельская уния (1403). Положение евреев в период правления короля Владислава II Ягелло. Безуспешные попытки получить от короля подтверждение существовавших юридических грамот, гарантирующих права еврейского населения в Польше. Влияние католической церкви на политику короля относительно евреев. Кардинал Збигнев Олесницкий: позиция в еврейском вопросе, близость кардинала к Владиславу Ягелло, реальная власть в период правления короля Владислава Варненчика (1434-1444), конфликт с королем Казимиром IV Ягеллончиком (1447-1492), стремившимся сосредоточить власть в своих руках.

    Привилегии евреям брестской (1388) и трокской (1389) общины, дарованные литовским князем Витольдом Великим и их последующее распространение на остальные общины Великого Княжества Литовского. Подтверждение этих привилегий Сигизмундом I Старым в качестве документа, гарантирующего права всех проживающих в Литве евреев (1507 - 1514) и ставшего основой правового статуса евреев в Литве. "Первый литовский статут" (1529). " Сonstitutio de Judaeis" Петрковского Сейма (1538) - ограничения экономических и других прав евреев. "Второй литовский статут" (1566 г.)

    Караимы в Литве (Троки) и западных областях Украины. Judaei Karaimenses и Judaei Rabini. Дискуссии между караимами и раввинистами в Литве (письмо Иосефа б.Мордехая из Трок, 1484 ). Рационалистические тенденции в караимской мысли. Предоставление караимам магдебургского права королем Казимиром Ягеллончиком (1441) на основании образцов, существующих в Вильно, Троках (для христиан) и Ковно (Каунасе). Подтверждение этой грамоты князем Александром Ягеллончиком и расширение прав и привилегий трокских караимов(1492). Самоуправление караимской общины Трок.

    Изгнание евреев из Великого Княжества Литовского по указу князя Александра Ягеллончика (1495) и их последующее возвращение(1503). Меры Сигизмунда I по преодолению "недостаточности и убожества" трокских караимов (1507). Запрет проживания и торговли в Троках евреям-раввинистам, подтверждение королем Владиславом IV всех предшествующих привилегий трокским караимам (1646). Польско-литовское законодательство по вопросу о караимах.

    Стремление короля Сигизмунда II Августа к укреплению власти и более тесному союзу с Литвой. Люблинская уния (1569) - возникновение единого польско-литовского государства: Речи Посполитой Обоих Народов.

    Тема 7. Еврейское население в городах: взаимоотношения с магистратом, цехами и мещанством

    Колонизация городов в восточном направлении (Великая Польша, Малая Польша, Русь, Подолье, Волынь, Литва). Королевские и частные владения: статус "королевских" и "частных" евреев - шляхетская юрисдикция на основании конституции 1539 г.

    Общины в крупных городах и их постепенное расширение. Финансовая деятельность, торговля. Конкуренция еврейских торговцев и ремесленников с местным населением польских городов и попытки противостояния. Борьба с магистратами за право проживания и торговли (Краков, Львов, Познань). Договор об отказе от торговли, навязанный краковским евреям мещанами (1485). Запреты на занятия ремеслом (Львов - 1543, 1548). Присоединение Мазовии с ее столицей - Варшавой - к землям Польской Короны (1526). Privilegia de non tolerandis Judaeis (Быдгощь - 1309, Варшава - 1527, Гданьск, Торунь, Эльблонг, Люблин и др.) Попытки изгнания евреев из городов (Вроцлав - 1319, 1345,1453, Краков - 1495, Варшава - 1525, Сандомир - 1712). Кровавые наветы и погромы (1399,1407,1423,1454,1464). Еврейские иммигранты из Чехии в польских городах.

    Передача королевской юрисдикции над евреями, проживающими в частных землях, местной шляхте (1539).

    Королевские попытки противостоять антиеврейским волнениям в городах (1530, 1633,1669), устранить препятствия в занятиях торговлей (1532). Освобождение евреев от обязанности носить особую одежду (1534). Перенесение столицы Речи Посполитой из Кракова в Варшаву (1611). Privilegia de non tolerandis Christianis на территории"еврейского города" (Казимеж, Познань - 1633, Литва - 1645). Спор по поводу передачи части еврейского квартала с синагогой "Золотой Розы" иезуитам (Львов, 1603 - 1609). Появление первого гетто на основании указа Владислава IV (1632-1648) - Вильно, 1633. Возникновение еврейских ремесленных цехов (к концу XVIII в. -около 100). Польская мещанская литература и драматургия на еврейскую тему.

    Тема 8. Формирование еврейской общинной жизни. Автономия и самоуправление. Принципы организации. Кагал - земства - ваад

    Возникновение полноценной общинной жизни в польских землях (послание р.Элиезера б.Ицхака из Праги р.Иехуде хе-Хасиду из Регенсбурга, кон.XII в.). Еврейское самоуправление в польских и литовских землях. Утверждение автономности общинной жизни. Структура кагала и система выборов. Формирование территориальной организации еврейской автономии - земства в Великой Польше (1519), назначения земских раввинов королем. Возникновение надобщинных институтов, их функционирование. Собрание раввинов на ярмарке в Люблине (1530) - впоследствии "еврейский трибунал" - верховный кассационный суд (указы 1549, 1553). Административные и судебные полномочия руководства еврейских общин (1551). Сопротивление евреев и отказ короля от централизованной системы сбора еврейских налогов. Привилегия Стефана Батория (1578), разрешающая свободные выборы раввина и судей, обязывающая подчиняться их власти. Раввины в юрисдикции короля.

    Ваад четырех земель (Ваад арба арацот) и Трибунал - высший орган еврейского самоуправления на территории Польши(с 1580). Первые акты Ваада, свидетельствующие о политической позиции лидеров еврейских общин, их превентивные шаги во избежание нежелательных для еврейского населения в целом последствий (запрет на аренду земель в западных провинциях). Ежегодные съезды (1580 - 1623, Люблин, Ярослав) и Литовский Ваад (Ваад мединат Литэ - с 1623, Брест, Пружаны и др.). Раввины - посредники между ваадами, совместные съезды. Случаи перехода общин из литовской юрисдикции в польскую (1629).

    Совместная комиссия евреев Польши и Литвы по координации внешних контактов и доли расходов (1633). "Варшавская комиссия" (Ваад Варша, 1666) во главе с "еврейским послом" при королевском дворе по защите интересов евреев на съездах польского сейма. Усиление кагалов за счет центральных структур самоуправления в "век войн". Сбор средств на восстановление после военных разрушений, финансовые трудности общин, усиление налогового бремени и связанный с ним рост социального напряжения. Возрастание роли земств в структуре еврейской автономии за счет центральной власти ваада, сопоставимое с усилением значения шляхетских сеймиков в истории польского парламентаризма. Ослабление ваада и кризис еврейской автономии.

    Долги Ваада Арба Арацот казне и частным лицам (1741). Вмешательство государственных властей во внутренние дела Ваада, обусловленное трудностями сбора еврейских податей (1753).Постановление Сейма об упразднении Ваада (1764) и его причины, создание ликвидационной комиссии Сейма для определения размера его долгов (1765). Кризис органов еврейского самоуправления в описании Дова Бера из Болехова (1723-1805).

    Значение ваадов в истории восточноевропейской диаспоры.

    Тема 9. Система еврейского образования в Восточной Европе

    Двуязычие еврейской культуры в Восточной Европе: лашон кодеш и лашон ашкеназ. Доступный широким массам язык повседневного общения - лашон ашкеназ - как объединяющий фактор восточноевропейских евреев, средство обучения, основа внегеографической (супралокальной) культурной общности.

    Хедер - обязательное начальное образование для мальчиков. Общинные и частные хедеры. Система обучения. Возникновение местных иешив. Первый галахический авторитет в Польше р.Яаков б.Иосеф Поляк (1460/70-после1522). Прибытие в Краков (после 1492). Указ короля Александра Ягеллончика о назначении р.Яакова Поляка главой малопольских евреев (1503). Р. Яаков Поляк - основатель первой иешивы в Кракове (1509). Метод пилпула, его распространение, значение и оценка современными учеными. Метод хиллуким. Наиболее известный ученик р.Яакова - Шалом Шахна(1495-1558) - первый талмудист, родившийся в Польше и проживший в ней свою жизнь. Р.Шалом Шахна - основатель люблинской ешивы (1518), в которой учились выдающиеся авторитеты следующего поколения (Хаим б.Бецалель и др.) Проблема письменного наследия первых талмидей-хахамим. Литература респонсов как исторический источник. Развитие еврейского книгопечатания. Еврейская типография в Кракове (1534). Издание первой книги на идиш "Миркевес ха-Мишне" р. Ашера Анчеля (Краков, 1534).

    Тема 10. Польша как центр еврейской учености

    Расцвет науки в польских иешивах XVI-XVII вв. Мудрецы Талмуда в Польше - р.Шломо Лурия (1510-1573, Махаршал) и р.Моше б.Исраэль Иссерлес (1525-1572, ха-Рама). Их жизнь и труды.

    Махаршал-Шул в Люблине (1567). Уравнение в правах люблинской ешивы с академиями на основании Привилегии Сигизмунда II Августа (1567). Полемика по вопросу об отношении к "чужой мудрости" (аристотелизм) между Махаршалом и ха-Рамой. Публикация респонсов Махаршала (Львов, 1574). Деятельность их учеников - р.Иехошуа Фалька, р. Давида б.Соломона Ганса, р.Аврахама б.Шаббтая Горовица. Отстаивание традиции Маймонида по вопросу об отношении к научному знанию в полемических выступлениях Горовица, его стремление к диалогу с христианскими учеными. Знаменитые представители талмудической науки того времени в Восточной Европе - Мордехай б.Абрахам Яффе, Иехошуа Фальк, Элиезер б.Элия Ашкенази, Эфраим Соломон б.Аарон Лунчиц и др. Распространение еврейской учености в Польше по свидетельствам Давида Ганса ("ЦемахДавид" ,1592) и Натана Ганновера ("Явейн мецула",1653).

    Тема 11. Ренессанс и гуманизм в Польше XVI в. Сефарды

    Сигизмунд I Старый (1506-1548) - сторонник религиозной терпимости. "Золотой век" - ренессансный расцвет польской культуры и еврейской культуры в Польше. Итальянские влияния при дворе - королева Бона Сфорца Д'Арагона (1494-1557), прибытие в Польшу в составе ее свиты значительного числа евреев из Италии. Сефарды в Польше после изгнания из Испании и Португалии. Евреи - придворные врачи польских королей. Соломон б.Мешулам и его конфликт с р.Якубом Поляком. Участие королевы Боны и двора во внутренних делах еврейских общин и их внешних конфликтах.

    Предпосылки для установления межкультурного диалога, преодоления изоляционизма. Двор и университет как проводники новых тенденций национального сосуществования. Влияние европейских гуманистов на становление польской гебраистики. Интерес еврейских ученых к светским наукам (свидетельства польского хрониста Мачея из Мехова в "Tractatus de duabus Sarmatiis",1517, о литовских евреях, занимающихся астрономией и медициной и др.) Первое издание Талмуда ("Шавуот") в Польше (Люблин, 1559). Последующие издания: Люблин, 1560-1577, 1611, 1617-1639, 1646-1648; Краков, 1578-1579, 1602-1605,1616-1620,1648.

    Выкрест Абрахам Эзофович - литовский дворянин (1507) и казначей княжества (1509), Михаэль Эзофович - единственный дворянин - не христианин (1525). Земские сеймики польского образца в Литве (с 1565) и Сейм (с 1566). Литва XVI в. как центр караимской культуры. Наследие Исаака б.Аврахама из Трок, трактат "Хиззук эмуна" (1594, лат.пер.1681).

    Сигизмунд II Август (1548-1572) - последний представитель династии Ягеллонов на польском троне. Дальнейший расцвет ренессансной культуры, становление литературы на национальном языке (М.Рей, Я.Кохановский), гуманистические тенденции, принципы толерантности.

    Еврейская тема в литературе польского Ренессанса.

    Первый в истории Речи Посполитой элекционный сейм (1573), вызванный угасанием Ягеллонской династии на польском престоле (1572). Избрание Генриха Валуа польским королем (1573-1574) и принятие "Генриховых артикулов", ограничивавших власть короля в пользу шляхты. Второй элекционный сейм и выборы трансильванского князя Стефана Батория польским королем (1576-1586), чему способствовал его брак с Анной Ягеллонкой (1576-1596). Брестский еврей Шауль Валь (1541 - 1617), "придворный слуга" Стефана Батория и Сигизмунда III Вазы (1587-1632): легенда о еврейском короле на одну ночь.

    Тема 12. Реформация в Польше

    Веротерпимость ренессансной Польши, предоставлявшей убежище зарубежным диссидентам (чешские братья, антитринитарии). Распространение в 20-х гг. XVI в. лютеранства - главным образом, в городах Силезии, Пруссии, Поморья, Великой Польши, с середины XVI в. - кальвинизма (популярного преимущественно в шляхетских кругах - около 25%, первый синод - 1554). Создание кальвинистских школ и типографий (Пинчов, Лешно, Вильно, Кейданы, Слуцк), издание перевода Библии ( т.н. брестская, или радзивилловская, 1563). Петрковский сейм (1555) и концепция "национальной церкви". Возникновение и отделение на синодах 1562-1565 гг. радикального крыла кальвинизма - арианства ("польские братья" - центры в Ракове, Пинчове), испытавшего влияние гуманистических тенденций и антитринитаризма, анабаптизма. Влияние "польских братьев" на распространение просвещения, культурных ценностей (школы, издательская деятельность). Первые полные переводы Библии на польский язык кальвинистами ("брестская", 1562), арианами (Шимон Будный, 1572). Отвержение христианских догматов наиболее радикально настроенными арианами, подозреваемыми в близости к иудаизму ("semi-iudei"). Обвинения евреев католической церковью в попытках обращения христиан в иудаизм. Декрет Сигизмунда I (1530), запрещающий евреям оказывать поддержку прозелитам, возобновляющиеся предостережения Ваада Четырех Земель по этому вопросу во избежание преследования со стороны духовных и светских властей.

    "Варшавская конфедерация" (1573) - парламентское провозглашение безусловного равноправия всех конфессий, включая иудаизм, свободы совести и веротерпимости. Отношение к Реформации со стороны еврейских ученых. Иудео-христианский диалог: Мартин Чеховиц - Якуб из Бэлжиц - "Odpis Jakuba Zyda z Belzyc na Dialogi Marcina Czechowica, na ktory zas odpowiada tenze"(1581), "Хизук эмуна" (1594) Исаака из Трок, сочинения р.Элиезера б.Элии Ашкенази, р.Хаима б.Бецалеля и др.).

    Тема 13. Польско-литовское еврейство в эпоху Контрреформации Распространение антиеврейской литературы

    Постановления Тридентского Собора (1545-1563) и Петрковского синода(1551). Один из председателей на Тридентском Соборе - польский кардинал Станислав Хозий (1504-1579) как проводник политики Контрреформации в Польше (его "Confessio fidei catolicae christiana", 1557, выдержавшее 38 изданий), начало деятельности ордена иезуитов в Польше (1564). Клерикализм, религиозный фанатизм и нетерпимость. Ректор Виленской Академии, иезуитский проповедник и теолог Петр Скарга (1536-1612) как деятель Контрреформации и еврейский вопрос

    ("Upominanie do ewangelikow i do wszystkich spolem niekatolikow", 1592 и др.). Прозелитство и отношение к нему в еврейской и христианской среде. Процесс "жидовствующей" Катажины Вейгель (Л.Гурницкий."Dzieje w Koronie Polskiej". 1539, польские хроники XVI в. об "иудаизирующих"). Сохачевский процесс об осквернении гостии евреями (1556). Декреты Сигизмунда II Августа относительно процессов по обвинению в ритуальных убийствах и осквернении гостии (1557,1565) и судебная практика. Смертный приговор в процессе по делу Берната Абрамовича, обвиненного в ритуальном убийстве (1564). Указ Сейма, запрещающий евреям нанимать в слуги христиан.

    Третье междуцарствие и избрание на польский престол шведского королевича Сигизмунда III Вазы (1587-1632), воспитанника иезуитов, чуждого принципам веротерпимости, сторонника абсолютной власти, ввергшего Речь Посполитую в длительную войну со Швецией (1600-1629).Ливонская война(1577 - 1582). Содействие евреев польской армии. Мендель Изакович. Декреты Стефана Батория ( 1576) против процессов о ритуальных убийствах. Возобновление процессов в период правления династии Ваза (1587-1668): Шидлов - 1590, 1597, Гостынин - 1595,Свиняров - 1598, Сандомир - 1605, Сека - 1607, Сохачев - 1619, Краков - 1631.

    Брестская уния (1595-1596). Изгнание ариан из Польши (1658).

    Полемическая и антиеврейская литература XVII в.: П.Моецкий, А.Кмита, С.Слешковский, С.Мичиньский и др. Характер публицистики этого круга, жанры, типология.

    Тема 14. Евреи на Украине. Казацко-крестьянские восстания

    Колонизация Правобережной и Левобережной Украины, динамичное участие евреев в этом процессе. Переселение на земли, принадлежащие польским магнатам. Рост еврейских общин на Украине.

    Евреи - коммерсанты, арендаторы земель, таможен, ПИВОВАРЕН, трактиров, управляющие шляхетскими поместьями на юго-востоке Польши. Их роль в местной экономике, отношения с украинским крестьянством.

    Уничтожение еврейской общины Полоцка по приказу Ивана IV после взятия города русскими войсками (1563).

    Восстания казаков и крестьян под предводительством Семена Наливайко (1529), Павла Павлюка (1637), направленные и против евреев как представителей интересов шляхты на Украине и приведшие к многочисленным жертвам среди них.

    Казацко-крестьянское восстание под руководством Богдана Хмельницкого (1648-1649). Реакция еврейского населения на восстание, отношение к восставшим, попытка противостояния совместно с польской стороной. Массовые истребления евреев: тульчинский и немировский эпизоды восстания, взятие Полонного, Старо-Константинова, резня в Гомеле, Чернигове, Бресте, Пинске, Баре и других городах. Гибель р.Иехиеля Михеля, р. Самсона из Острополя. Трагедия еврейского населения Украины, Белоруссии, Литвы, погромы, уничтожение еврейских поселений, гибель и эмиграция приблизительно четверти еврейского населения из Польши в Западную Европу. Еврейские источники, освещающие казацко-крестьянские восстания и войны: "Явейн мецула" Натана Ната Ганновера, "Цок ха-Итим" (ок.1650) Меира б.Самуила из Шебжешина, "Мегилат Эйфа" (1662) р.Шабтая б.Меира Ха-Кохена и др. Отражение казацко-крестьянских восстаний в нееврейских источниках, в польской литературе.

    Восстание гайдамаков (И.Гонта, М.Железняк) на Украине: истребление еврейского населения, погромы (1734, 1750, 1768 - "колиивщина", "уманская резня").

    Тема 15. "Век войн" и положение евреев

    Переяславская рада (1654). Русско-польская война (1654-1656, 1658-1667), шведское нашествие на Польшу, так наз. "потоп" (1655-1660): истребление евреев воюющими сторонами, еврейские пленные и беженцы.

    Попытки евреев, обвиненнных в измене во время "шведского потопа", получить защиту и поддержку у короля Яна Казимира (1656). Разгром еврейских общин отрядами гетмана С.Чарнецкого. Королевский указ об освобождении евреев Познани и Калиша на 4 года от уплаты налогов в связи с их бедственным послевоенным положением (1658). Королевская охранная грамота евреям Казимежа в связи с выдвинутыми краковскими священниками обвинениями в пособничестве шведам (1660). Королевский указ об освобождении раввинов от уплаты личных налогов (1661).

    Волна насилия 50-80-х годов. Погромы в Кракове (1662, 1663), Львове ( 1664 ), Познани (1687). Левобережная Украина после 1667 г. Войны с Турцией и переход части украинской территории под турецкое владычество (1672-1699).

    Эмиграция значительной части еврейского населения. Упадок еврейской духовной жизни. Перемещение центра еврейской учености на Запад.

    Тема 16. Рост мессианских настроений в еврейской среде. Распространение саббатианства

    Причины усиления мессианских ожиданий. Шабтай Цви (1626-1676) и распространение саббатианства в Польше и Литве. Польская еврейка Сарра - жена Шабтая Цви. Мистицизм. Издания "Шулхан Арух" в редакции Исаака Лурии (1695), c комментариями калишского раввина Абрахама Абеле (1696), способствующие распространению мистического учения.

    Иехуда Хасид и Хаим Малах, их проповедническая деятельность и влияние. Борьба польских раввинов с саббатиаством. Проклятие "лжемессии" Ваадом арба арацот (1670). Польские саббатианцы в Иерусалиме в начале XVIII в. Обращение старейшин иерусалимской общины к Вааду арба арацот с просьбой о вмешательстве в конфликт с польскими саббатианцами во главе с Хаимом Малахом (1705).Распространение саббатианства в Подолии и Львовской области. Львовский и краковский херем последователям лжемессии (1722). Проповедники Цви Гирш Хоч ("Хемдас Цви") в Кракове и Лейб Крыса во Львове. Контакты с саббатианцами в Моравии, Богемии, Германии. Столкновение представителей ортодоксии со сторонниками саббатианства во время съезда Ваада арба арацот в Ярославе (1753). Расцвет движения в 1722-1756 гг.

    Тема 17. Яаков Франк и франкизм в Польше

    Начало деятельности Яакова б.Иуды Лейба Франка (1726 - 1791) в Польше, возникновение франкистского движения (1755). Проклятие раввинского съезда в Бродах Яакову Франку и его последователям (1756). Диспут франкистов (анти-талмудистов) с раввинами (Мендель из Сатанова, Бер из Язловца, Лейб из Мендзыбожа, Иосиф из Кременца) в Каменце-Подольском, организованный епископом Миколаем Дембовским (1757), присудившим победу сторонникам Франка. Публичное сожжение Талмуда. Внезапная смерть епископа и изгнание франкистов.

    Охранная грамота короля Августа III (1733-1763) Яакову Франку(1758). Следующий диспут франкистов (Лейб б.Натан Крыса, Нахман из Кшивичей, Соломон б.Элиша Шор) с раввинами (во главе с Хаимом Когеном Раппопортом) во львовском кафедральном соборе (июль - сентябрь 1759). Тезис об употреблении христианской крови, особенно актуальный в связи с многочисленными судебными процессами по подобным обвинениям. Миссия Элиакима б.Ашера Зелига в римской курии. Легенда об участии Бешта в диспуте. Записки переводчика Дова Бера (Биркенталя) из Болехова "Сэфер Диврей Бина" и "Zlosc Zydowska" (1760) ксендза Гаудентия Пикульского. Принятие христианства Франком и его последователями, получение дворянских титулов. Церковный суд над Франком и ссылка в Ченстохову (1760-1772). Попытки установления контактов с русским правительством (1765). Освобождение Франка русскими войсками при взятии Ченстоховы (1772). Позднейшие судьбы лжемессии и секты. Франкистская литература ("Диврей ха-Адон", пол.пер. "Slowa Panskie", составленные Франтишеком и Михаэлем Воловскими-Шор и Андреасом Дембовским-Липпманном, и др.). Интеграция франкистов в польское общество, их самоидентификация, социальный статус, участие в национальных восстаниях. Франкисты и семья Адама Мицкевича.

    Тема 18. Возникновение и распространение хасидизма

    Предпосылки и начальный период распространения хасидизма (1740 - 1745). Оппозиция раввинистическому иудаизму. Исраэль б.Элиезер - Баал Шем Тов (Бешт, 1698-1760) - родоначальник хасидского движения и его последователи в Польско-Литовском государстве. "Великий маггид" Дов Бер из Мендзыжеча (1710 - 1772) и следующее хасидское поколение: Мендель из Витебска, Леви Исаак из Бердичева, Шнеур Залман из Ляд. ХаБаД как направление в хасидизме. Роль цадика как духовного лидера и посредника между своими приверженцами и Творцом. Виленский гаон Элиа б. Соломон Залман (1720-1797) и раввинисты (миснагдим) в борьбе с хасидизмом.Предание хасидов херему Виленским Гаоном и раввинатом в Бродах (1772). Хасидские цадики покидают Литву. Первая хасидская книга, написанная р.Яковом Иосефом, учеником и последователем Бешта, и отражающая его учение, " Толедот Яков Иосеф " (1781). Развитие еврейского книгопечатания (Шклов - 1783, Гродно - 1788).

    Новая волна преследований хасидизма: вторичный херем (1796), публичное сожжение" Толедот Яков Иосеф" по распоряжению бродского раввината, херем краковского раввината хасидам. Распространение херема на евреев, читающих хасидские книги (1797).

    Тема 19. Движение Хаскалы в Восточной Европе. Проблема социально-правового статуса евреев

    Первоначальное распространение идей еврейского Просвещения - Хаскалы - в Галиции.Соломон Дубно (1738 - 1813) - один из родоначальников еврейского Просвещения, его контакты с Моисеем Мендельсоном. Шломо (Соломон) Маймон (1753-1800), Мендель Левин (1750-1823), Соломон Маркузе, Абрахам Гиршович - представители просвещенного еврейства, маскилим, и консервативные круги (р.Гершель Юзефович).

    Социально-правовой статус еврейского населения при последнем польском короле Станиславе-Августе Понятовском (1764-1795). Издание свода привилегий ("Суммарий", 1765) - последнее в истории Речи Посполитой подтверждение прав евреев. Перепись еврейского населения Польши (1764). Четырехлетний Сейм (1788-1792) и вопрос реформы общественно-правового статуса евреев. Нереализованные проекты реформ. Позиции М.Бутримовича, С.Сташица, С.Пьятолли. Политическая литература ("Sposob uformowania Zydow polskich w pozytecznych krajowi obywatelow"; "Reforma Zydow" , 1789; "Zwierciadlo Polskie", "Wiezien w Nieswiezu do sejmujacych stanow o potrzebie reformy Zydow",1790)..

    Сочинения Дова Бера из Болехова, автобиографическая "Жизнь Шломо Маймона" (1792) как исторический источник.

    Тема 20. Разделы Польши и положение еврейского населения

    Ослабление государства в результате роста шляхетской анархии. Северная война (1700-1721). Гражданская война в Польше. Бедствия еврейского населения, набеги казачьих отрядов, погромы.

    Разделы Польши (1772, 1793, 1795) между Австрией, Пруссией и Россией. Положение евреев после первого раздела страны. Ликвидация ордена иезуитов (1773) и долги еврейских общин. Государственная налоговая политика по отношению к евреям: налог на книги на иврите и идиш (1775), проект изгнания из Польши евреев, не имеющих стабильного источника дохода, и обложения оставшихся евреев высокими налогами (1776), отмена "студенческого" налога (kozubales,1780).

    Конституция 3-го мая (1791). Евреи после второго раздела Польши. Восстание под руководством Тадеуша Костюшко (1794).Участие евреев в национально-освободительной борьбе польского народа. Оборона Варшавы. Дов Бер (Берек) Йоселевич (1765-1809), Иосеф Ахаронович и "еврейский легион".

    Штурм русскими войсками предместья Варшавы (Прага,4 ноября 1794), гибель большинства солдат Йоселевича, истребление жителей, в том числе евреев. Шмуль Збытковер - банкир последнего польского короля и его участие в восстании.

    Положение польских евреев после третьего раздела страны, обусловленное политической ситуацией государств-захватчиков.




Hosted by uCoz