ИУДЕИ И ИУДАИЗМ В ИСТОРИИ

РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Александр Гаврилович Грушевой

ссылки к введению

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

1 Весь комплекс проблем, связанных с александрийским погромом 38 г., прекрасно освещен в известных исторических сочинениях Филона Александрийского - "Против Флакка": "Посольство к Гаю". Информация об изданиях текста трактата и комментариев к нему приведена в библиографии.

2 См. подробнее гл. 2.

3 CPJ.VoI. 2. N 153. 1. 75-98.

4 Sartre М. L'Orient Romain. Provinces er societes provinciales en Mediterranee orientale d'Auguste aux Severes. (31 avant J.-C. - 235 apres J.-C). Paris, 1991. P. 67-68.

5 Dig., L, 2,3,3.

6 Имеются в виду те, кто придерживается иудейского суеверия.

7 К сожалению, приходится отметить, что принципиально неверен перевод этой фразы в следующем издании: Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Введение и комментарии М. Штерна. Русское издание под научной и литературной редакцией Н. В. Брагинской. Т. II. Часть вторая. От Диогена Лаэртского до Симпликия. М, 2002. С. 399: "Тем, кто придерживается иудейского суеверия, божественные Север и Антонин разрешили занимать должности, но и наложили на них повинности, не вредящие их суеверию". Местоимение qui (форма мужского рода) не может заменять слово necessitates (слово женского рода). Кроме того, последние слова данной фразы образуют отдельное придаточное (целевое) предложение, что видно по конъюнктиву глагола, завершающему данную фразу. Столь же неверен перевод данной фразы в седьмом томе полного издания латинского текста Дигест с русским переводом: "Тем, кто придерживается иудейского вероисповедания, божественные Север и Антонин разрешили занимать почетные должности, но вменили им в обязанности, чтобы они своим вероисповеданием никому не вредили" (Дигесты Юстиниана. Т. VII. Полутом 2. Кн. XLVIII-L / Отв. ред. Л. Л. Кофа-нов. М., 2005. С. 369). В словах, завершающих анализируемую фразу (qui superstitionem eorum non lederent), нет ничего, что позволило бы увидеть в них кого-то третьего, кому иудейское суеверие могло бы нанести вред.

8 Естественно, если считать, что любое критическое высказывание в адрес иудея или иудаизма - это уже антисемитизм, тогда проблема "снимается" сама собой и античная история оказывается наполненной антисемитизмом. С точки зрения автора данной работы, такой подход ни в малейшей мере нельзя назвать научным, ибо уводит от изучения реальных фактов в область политизированных эмоций современности. Кроме того, как будто бы не требует доказательств и то, что ни один человек, ни одна группа не могут считать себя стоящими вне критики и безгрешными.

9 Подробности см. ниже, в обзоре историографии.

10 Так например, Либаний в русском переводе М. Штерна по воле переводчиков иногда говорит языком рубежа XVIII-XIX вв.: "Да и кто бы не закручинился, что таковой народ таково долго страждет?" (Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Введение и комментарии М. Штерна. Русское издание под научной и литературной редакцией Н. В. Брагинской. Т. II. Часть вторая. От Диогена Лаэртского до Симпликия. М., 2002. С. 248.) В научных сочинениях, не посвященных русской литературе соответствующих веков, подобные стилистические изыски представляются излишними.

11 В современном русском языке термин "иудей" имеет скорее этноконфессиональный оттенок, обозначая последователя иудаизма, а термин "еврей" является скорее чистым этнонимом. Однако же строгого разграничения между этими терминами нет.

12 См., например: Comas J. Les mythes raciaux. Paris, 1951. В русском переводе: Ko-масХ. Расовые мифы. В кн.: Расовая проблема и общество. М., 1957. С. 228-237. О совпадении антропологических типов евреев с местным населением тех стран, где евреи проживают, писал также Я. Рогинский, автор заметки в первом издании БСЭ. Евреи. I. Антропологический очерк. (Цит. по кн.: Евреи. История по Брокгаузу и Бухарину. М.; СПб., 2003. С. 136-138).

13 Регулярность запретов в законодательстве христианских императоров Римской империи (IV-VI вв.) браков между евреями и христианами уже само по себе показывает обычность таких браков. Не столь уж редки были и браки между евреями и язычниками в дохристианские времена (см. подробно: JusterJ. Les Juifs dans l'Empire Romain. Leur condition juridique, economque et sociale. Tome second. Paris. 1914. P. 42^8).

14 Сатиры написаны между 41 и 33 гг. до н. э. См.: Horaz. Satiren und Episteln. Auf der Grundlage der Uberstzung von J. K. Schonberger, Lateinsich und Deutsch von O. Schon-berger. Berlin, 1976. S. 14 (Schriften und Quellen der Alten Weltm Band. 33).

15 Подр. см.: Feldman L. H. Jews and Gentile in the Ancient World. Attitudes and Interactions from Alexander to Justinian. Princeton, 1993. P. 299.

16 Как справедливо замечает M. Штерн (Штерн, 1997. С. 323-324), любые рассуждения об иудейском происхождении самого Горация совершенно безосновательны. Отметим также, что иудеи никогда не были и не могли быть заметной политической силой в столице. См.: Leon Н. J. The Jews of Ancient Rome, Philadelphia, 1960. P. 8.

17 Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Введение и комментарии М. Штерна. Русское издание под научной и литературной редакцией Н. В. Брагинской. Т. II. Ч. I. От Тацита до Артемидора. М, 2000. С. 127.

18 Речь идет об этнониме "иудеи".

19 В данном случае это следует понимать - "среди жителей города Рима".

20 Последние слова являются важным свидетельством широкого распространения прозелитизма при жизни Диона Кассия (первая треть III в. н. э.).

21 Максимально возможная цифра получается в том случае, если принять на веру - в принципе это возможно - утверждение Иосифа Флавия (Bel. Jud. VI, 425), что количество празднующих Пасху перед Иудейской войной составляло 2 млн 700 тыс. человек. О проблеме в целом см., например: Broshi М. The Population of Western Palestine in the Roman-Byzantine Period // BASOR. N. 236. 1979. P. 1-10; Broshi M. The Role of the Temple in the Herodian Economy // JJS. 1987. Vol. 38. N. 1. P. 37. См. также: Tche-rikover V. Hellenistic Civilization and the Jews. Philadelphia, 1959. P. 292-293. Byatt A. Josephus and population numbers in first century Palestine // PEQ. 105. January-June. 1973. P. 51-59.

22 См. подробно: Broshi M. The Role of Temple in the Herodian Economy // JJS. 1987. Vol. 38. N. 1. P. 32,37.

23 Broshi M. The Population of Western Palestine in the Roman-Byzantine Period // BASOR. 1979. N.236.P.5.

24 Большаков О. Г. Средневековый город Ближнего Востока VII - середина XII вв. М., 1984. С. 136.

25 Сведения о количестве населения в античном Египте сообщают два автора. У Диодора (1,31, 8) - это 7 млн. В другом месте (XVII, 52) Диодор определяет численность населения Александрии в 300 тыс. человек. У Иосифа Флавия (Bel. Jud. II, 385) население Египта определено в 7,5 млн, не считая населения Александрии. У Иосифа Флавия нет информации ни о численности населения Александрии в целом, ни о численности еврейского населения в ней в частности.

26 Единственным основанием для этого является конец гл. 6 сочинения Филона Александрийского "Против Флакка", где автор утверждает, что в Александрии и Египте в целом живет не менее 1 млн человек. Далее возникает вопрос, насколько можно доверять этим данным, особенно если учесть, что Филон далеко не беспристрастен? Если учесть апологетический характер всего творчества Филона, то вряд ли можно будет принимать это свидетельство на веру. См. также: Tcherikover V. Prolegomena// Corpus Papyrorum Judaicarum. Vol. I. Edited by V. Tcherikover in collaboration with A. Fuks. Cambridge, 1957. P. 4.

27 Точная численность населения античной Александрии нам неизвестна, как неиз-вестна и точная численность населявших Александрию иудеев. С уверенностью можно говорить лишь о том, что Александрия входила в четверку крупнейших городов античного Средиземноморья, насчитывавших более 100 тыс. населения (Рим, Константинополь, Антиохия, Александрия). Все имеющиеся источники позволяют также утверждать, что именно в Александрии проживало максимальное для одного города древнего Средизем-номорья количество иудеев. (Наиболее здравым подходом к вопросу о численности евреев в античном Египте и Александрии являются взгляды В. Чериковера - Tcherikover V. Hellenistic Civilization and the Jews. Philadelphia, 1959. P. 286-287, 293-295.)

28 Левинская И. А. Указ. соч. С. 239.

29 Juster. Op. cit. P. 209. Note 12.

30 Свои умозаключения Ж. Жюстер основывает на сообщениях источников по поводу высылки иудеев из Рима при Тиберии либо за пределы Италии, либо на принудительную военную службу. Ж. Жюстер исходил при этом из идеи - в принципе допустимой, но никак в тексте не обоснованной, что отправленные на военную службу 4000 человек (цифра есть у Тацита - Ann. II, 85) составляли всю иудейскую молодежь Рима. Отсюда делается вывод, что общее количество иудеев в Риме должно было составить 50-60 тыс. Видимо, Ж. Жюстер полагал, что молодежь, годная для службы в армии, должна была составлять по численности примерно одну пятнадцатую от общего числа иудеев в Риме.

31 Suet., Tib., 36; Tac. Ann. II, 85; Fl. Jos. XVIII, 81-84.

32 Так, не может не вызвать удивления одна из карт в серьезном исследовании о бедности и благотворительности в римской Палестине (Hamet G. Poverty and Charity in Roman Palestine, First Three Centuries С. E. Los Angeles; Oxford, 1989. P. 150. University of California Press. Near Eastern Studies. Volume 23), где в состав Палестины оказываются включенными Финикия, значительная часть Сирии и вся территория провинции Аравии.

33 См. подробно: AbelF.-M. Geographie de la Palestine. Tome II. Geographic politique. Les villes. Paris, 1938. P. 69-72.

34 Ср., например, карту Палестины у Битенхарда (Bietenhard Н. Die syrische Decapolis von Pompeius bis Traian // ANRW. 2, 8. Berlin; New York, 1977. P. 224, вкл.). Из карты видно, что немецкий исследователь придерживался тех же взглядов в вопросе определения границ Палестины. Здесь представляется необходимым отметить также следующие два момента. Выбор в качестве ориентира географических границ в чем-то является догматизмом, ибо тем самым отсекаются территории, формально относящиеся к соседним провинциям, но объединенные с Палестиной культурно-историческими связями. Однако же географический догматизм, как кажется, лучше культурно-исторического, когда - как будет показано ниже - из-за бесспорных в принципе культурно-исторических связей в разряд палестинских городов относят много таких, которые с ней, по сути, никак не связаны. Что же касается данной работы, то в ней географический догматизм является не всегда достижимым идеалом. Так, основные папирусные находки, рассматриваемые ниже и дающие нам возможность судить о повседневной жизни деревни с еврейско-набатейским населением, происходят с территории провинции Аравии, с той ее части, которая вошла в состав Палестины Третьей, но лишь в ранневизантийское время.

35 Описание границ между провинциями делается на основе письменных источников (чаще всего - это надписи), позволяющих определить административно-территориальную принадлежность того или иного пункта. Несмотря на очевидную сложность определения линий границ и неизбежную их приблизительность, сопоставление карт, при водимых различными исследователями, показывает, что погрешность в "вычислении" границ между провинциями невелика. О разграничении между провинциями Палестина и Аравия см., например: Bowersock G. W. Roman Arabia. Harvard; Cambridge; London, 1983. P. 90-109. Что касается карт региона и разграничения между провинциями, см.: Sartre М. Trois etudes sur l'Arabie romaine et byzantine. Bruxelles, 1982. Cartes 2-4; Abel EM. Geographic de la Palestine. Tome II. Geographic politique. Les villes. Paris,1938. Carte X; Sperber D. Roman Palestine. 200-400. The Land. Crisis and change in agrarian society as reflected in rabbinic sources. Ramat-Gan, 1978. P. 12. На прекрасных картах, сопровождающих работу Ф. Миллара (Millar ? The Roman Near East 31 ВС - AD 337. Cambridge Mass., London, 1993), границы провинций не обозначены.

36 Политическая история римской Палестины изучена давно и описана во множестве работ. Поэтому приведем лишь несколько ссылок - Sartre М. L'Orient Romain. Provinces et societes en Mediterranee Orientale d'Auguste aux Severes (31 avant J-Chr. - 235 apres J-Chr.). Paris, 1991. P. 358-391; Millar F. The Roman Near East 31 ВС - AD 337. Cambridge Mass., London. 1993. P. 337-386. См. также Goodman M. The ruling class of Judaea. The origins of the Jewish revolt against Rome A. D. 66-70. Cambridge, 1987, где проанализированы все стороны взаимоотношений Рима и иудеев в I в. н. э. Много полезной информации по этому вопросу содержит также обновленное издание первого тома работы Э. Шюрера. - Schurer Е. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 В. C. - A. D. 135). A new Englsh version revied and edited by G. Vermes and F. Millar. Vol. I. Edinbourgh. 1973.

37 Об этих реформах см. подробно: Грушевой А. Г. История формирования византий-ской провинции Палестина Третья // Вв. Т. 51. 1990 (М., 1991). С. 124-131.

38 О разделении империи на диоцезы см., например, Jones А. Н. М. The Later Roman Empire. 284-602. A Social, Economic and Administrative Survey. Vol. I. Baltimore, 1986. P. 47^t8.

39 Так, в частности, построено изложение у Г. А. Смита во многочисленных томах серий A Survey of Western Palestine; A Survey of Eastern Palestine (Smith G. A. The Historical Geography of the Holy Land especially in relation to the history of Israel and of the early church. London, 1898; Conder C. R., Kitchener H. H. The survey of Western Palestine. Memoirs of the topography, orography, hydrography and archaeology. Vol. I. Sheets I-VI. Edited with additions by E. H. Palmer and W. Besant, London, 1881). В литературе встречаются и иные принципы подхода к исторической географии Палестины, лежащие все же за пределами науки. Так, в известной работе Э. Шюрера - помимо естественного разделения Палестины на историко-географические зоны - встречается и следующее утверждение (Schurer Е. The History... Vol. I. P. 56). Автор в отмеченном месте дает понять, что, согласно его точке зрения, собственно Палестиной являются внутренние области с преобладанием еврейского населения, тогда как греческие города (т. е. приморская зона и Десятиградье) образовывали "окрестности, внешнюю среду" Палестины. Такой подход возможен, но представляется непродуктивным, ибо Палестина - это прежде всего понятие историко-географическое, и лишь постольку, поскольку этнокультурное. Иными словами, история и культура любой многонациональной страны никогда не сводится к истории и культуре только одного из населяющих ее народов.

40 См. подробно: Abel F.-M. La Geographie... Vol. I. P. 2-5; 94-98.

41 См. подробно: там же. P. 5-8.

42 См. подробно: там же. Р. 8-11; 79-88; 93-94.

43 См. подробно: там же. Р. 11-16.

44 О Галилее см. подробно: там же. Р. 59-62, 69-70, 75-76. 4S О Самарии см. подробно: там же. Р. 62-63, 70-71, 76-78. "Об Иудее см. подробно: там же. Р. 65-66, 71-72, 78-89. 4,0 Негеве см. подробно: там же. Р. 65-66, 71-72.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Hosted by uCoz