Эллинистическая цивилизация и евреи

Виктор Чериковер

ссылки к главе

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть II

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ДИАСПОРЕ

Глава 2

ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА И ГРЕЧЕСКИЙ ГОРОД

 

71 См.: Schurer Е. Geschichte des jiidischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 3. S. 71 ff.; Krauss S. Synagogale Altertumer. Berlin, 1925; Oehler J. Epigraphische Beitrage zur Geschichte des Judentums // MGWJ. Bd. 53. 1909. S. 528 ff.; Baron S. The Jewish Community. Vol. 1-3. New York, 1942.

72 Такова, например, была ситуация в Риме; см.: Schiirer Е. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 3. S. 81 ff.

73 См., например. Ant. Jud., XIV: "Евреи на Делосе"; CIJ, 745: "Евреи" из Эфеса; надписи из различных мест в Египте: Атрибиса (OGIS, 96), Шедиа (OGIS, 726), Ксенефириса (SB, 5862). Нитрия (SB, 7454), Крокодилополь-Арсиноя (SB, 8939).

74 В научной литературе были предложены различные определения понятия политевма; см.: Engers М. Politeuma // Mnemosine. Bd. 54.1926. S. 161; Ruppel W. Politeuma // Philologus. Bd. 82. 1927. S. 309; Prei-sigke F. Fachworterbuch des offentlichen Verwaltungsdienstes Aegyptens in den Griechischen Papyrusurkunden der ptolomaisch-romischen Zeit bearbeitet. Berlin, 1915 (s. v. коХЛтЕица). См. также книгу автора: Tcherikover V. The Jews in Egypt. P. 130 ff.

75 См.: Schurer E. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 3. S. 72. Anm. 4; Oehler J. Epigraphische Beitrage zur Geschichte des Judentums. S. 529.

76 Политевма идумеев (OGIS, 737), фригийцев (OGIS, 658), критян (P. Tebt., 32), ликийцев (SB, 6025), киликийцев (SB, 7270), беотийцев (SB, 6664).

77 Литература о корпорациях очень обширна. См.: Ziebarth Е. Das griechische Vereinswesen // Preisschriften der Fiirstlich Jablonowsky'schen Gesellschaft. Bd. 34. Berlin, 1896; Poland F. Geschichte des griechischen Vereinswesens. Berlin, 1909; Nicolo S. Aegyptische Vereinwesen zur Zeit d. Ptolemaer und Romer. Bd. I-II. Berlin, 1915; Roberts C, Skeat Т., Nock A. The Gild of Zeus Hypsistos // HTR. Vol. 29. 1936. P. 39 ff.

78 Даже самая маленькая этническая группа объединялась вокруг культов божеств своей родины; см., например, надпись политевмы беотийцев в Египте: SB, 6664. В римский период общественные организации восточных народов в Риме были центрами распространения восточных культов; ср.: Cumont F. Les religions orientales dans le paganisme remain. Paris, 1929. P. 20 ff.

79 Иосиф Флавий не приводит полного текста Гекатея, но выбирает из него то, что считает в нем наиболее важным. Вследствие этого связь между предложениями, скорее всего, нарушена. Кроме того, надо учитывать, что в самом тексте могут быть и ошибки. Так, например, в предыдущем предложении сообщается, что Езекия собрал своих людей и прочитал (). Слово () не совсем понятно. Леви в своей статье о Гекатее (Lavy И. // ZNTW. Bd. 31. 1932. S. 123) предлагает читать (), т. е. "книга". Такой перевод на самом деле связан с общей идеей этого предложения (см. след. примеч.), но не кажется приемлемым. Ведь выражение "вся книга" предполагает, что "книга" выше упоминалась. Однако согласно всем предыдущим указаниям, субъектом является Птолемей I и его отношение к евреям, а не "книга". Слово () означает inter alia "различие", и в намерение автора, возможно, входило здесь подчеркнуть способ, которым Птолемей думал даровать определенные привилегии евреям, которые следовали за ним. В этом случае значение слова могло бы означать что-то в роде "благоволения" (), что требовалось по ходу рассказа.

80 В соответствии со своим объяснением слова 5icupop& как "книга" Леви (Lewy Н. // ZNTW. Bd. 31. 1932. S. 123 f.) полагает, что первосвященник читал евреям Пятикнижие. Однако ни выражение (поселение), ни (политическая конституция) не свойственны Пятикнижию. Действительно, слово () свидетельствует, что Езекия "обладал" чем-то написанным. Но закон Моисея был у многих, и Езекия не мог бы использовать его как нечто авторитетное, как если бы это был документ, принадлежавший ему одному. Неясно, почему первосвященник должен был вообще полагать необходимым читать Тору группе евреев на пути в Египет.

81 См. работу автора этой книги: Tcherikover V. The Jews in Egypt. P. 132 ff.; также см.: CPJ, 1, 6 ff.

82 О размере александрийского кодекса, содержащего многие положения, можно судить по собранию александрийских законов, озаглавленному () (P. Hall., 1). Когда император Адриан предоставил конституцию основанному им городу Антинополю, он написал в общем виде, что одобряет для нового города конституцию города Навкратиса, самостоятельно сформулировав только одну статью относительно разрешения браков с уроженцами страны, которую он пожелал изменить. См.: Wilcken U. Chrestomatie. 27. Из многочисленных царских писем, собранных Уэллсом (Welles С. В. Royal Correspondence in the Hellenistic Period. New Haven, 1934), можно заключить, что рескрипты такого рода были обычно весьма короткими и содержали только суть дела.

83 См., например, вторичное основание города Лисимахии во Фракии Антиохом III: Арр. Syr., 1. Ср. книгу автора: Tcherikover V. Die hellenistischen Stadtegriindungen. S. 197; Rostovtzeff M. I. SEHHW. Vol. 1. P. 492 ff.

84 О дате составления "Письма Аристея" см. ч. II, гл. 4.

85 Обычно полагают, что он говорил о "старейшинах" и "вождях", отсюда делается вывод, что совет старейшин (герусия) существовал в александрийской общине еще во времена Аристея. Это мнение основывается на пассаже из "Письма Аристея" (310), в котором Аристей упоминает еврейских представителей во время первого торжественного чтения Пятикнижия по-гречески: "священники и старейшины толкователей и те из политевмы, кто были вождями народа". Из этого пассажа следует вывод, что слово "старейшины" относится только к "толкователям", а не к "вождям народа"; см. по этому вопросу: CPJ, 1, 9, п. 24. Но это, конечно, не означает, что совет старейшин не мог существовать уже в эпоху Аристея.

86 Филон говорит, что Август назначил герусию после смерти этнарха (Филон употребляет слово генарх, но на самом деле это лишь терминологическое отличие, не меняющее ничего по сути) и сообщил об этом префекту Египта Магию Максиму. Подобная информация противоречит словам эдикта императора Клавдия, приведенного Иосифом Флавием (Ant. Jud., XIX, 283). Однако это не единственное место в вышеуказанном эдикте, которое можно подозревать в фальсификации. См. по данному вопросу: Приложение IV; ср. также: CPJ, 1, 57, п. 22.

87 HoenigS. В. The Great Sanhedrin. London, 1953. P. 71 ff.

88 Об архонтах см.: Schiirer E. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 3. S. 85 ff.; Juster J. Les juifs dans l'Empire Romain. Leur condition juridique, economique et sociale. Т. 1. P. 443 ff.; Frey J.-B. (ed.) CIJ, 1, 82 ff.; Baron S. The Jewish Community. Vol. 1. P. 95 ff.; об архонтах в Риме ср.: Muller N. Die Inschriften der judische Katakombe aus Monteverde. Berlin, 1919. № 4. О посте архонта в Тлосе см. надпись: CIJ, 757. Об архонтах у евреев Фив у Арсинои в Файюме см.: Wilcken U. Chrestomatie. 193 (= CPJ, nos. 432).

89 См., например: MiillerN. Die Inschriften der jiidischen Katakombe aus Monteverde. № 106 (ребенок в возрасте двух лет и десяти месяцев обозначается как "будущий архонт"); другие примеры см. у Шюрера: SchiirerE. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 3. S. 88. Anm. 45. Пост "главы синагоги" также иногда сохранялся для детей; см.: Krauss S. Synagogale Altertiimer. S. 118.

90 Источники об этих постах собраны Жюстером (Juster J. Les juifs dans I Empire Romain. Leur condition juridique, economique et sociale. Т. 1. P. 438-456); см. также: Krauss S. Synagogale Altertiimer. S. 112 ff. В надписи с кладбища в Яффе еврей обозначен как "александрийский секретарь", однако трудно решить, идет ли речь о еврейской общине в Александрии или общине александрийских евреев в Яффе. В надписи из Ксенефириса в Нижнем Египте (SB, 5862) указаны два еврея, "стоящие во главе" местной общины; еврейский "простатин" () упомянут в еврейском папирусе из Египта византийского периода (Coid-ley Е. A. Notes on Hebrew Papyrus Fragments from Oxyrhynchus // JEA. Vol. 2.1915. P. 212).

91 Один раз синагога называется EUxetov, что также означает "место молитвы" (Wilcken U. Chrestomatie. 193 = CPJ, nos. 432).

92 Мы знаем о синагогах в десяти различных местах эллинистического и римского Египта: Александрии, Ксенефирисе, Шедии, Атрибисе, Нитрии, Крокодилополе-Арсиное, Александронесосе и в трех других пунктах, наименования которых не сохранились в источниках. Ср.: CPJ, 1, 8.

93 О египетских синагогах как местах убежища см.: Woess F. von. Das Asylwesen Aegyptens in der Ptolemaerzeit. Berlin, 1923.

94 Обычный текст гласил: "Для благоденствия царя Птолемея... (следовал титул) и царицы... евреи... построили эту синагогу". Ср.: OGIS, 96,101, 726, 742; SB, 5862, 6832, 7454, 8939.

95 Данное учреждение евреев Александрии упоминается в BGU, 1151 (= CPJ, nos. 143). Греческое слово otpxEiov здесь переводится как "канцелярия" или "архив", но более правильно понимание его как "правительственное учреждение" или "нотариальная контора", а не как хранилище устаревших документов. Ср. также термины Талмуда ГПЮТЮ 'ЭТЮ ]ТЭ"1К. которые передают значение этого греческого слова.

96 См. надпись из Пантикапея 81 г. н. э. (Schiirer Е. Geschichte des jiidischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 3. S. 23 f. = CIJ, 683), где записано об отпуске еврейской женщиной на свободу раба, причем синагога и еврейская община выступают гарантами этого акта.

97 Александрия: Phil. In Flacc, 55; один из двух кварталов назывался "Дельта" (четвертый квартал); см. также: Jos. Bel. Jud., II, 495. И в Эдфу (Аполлинополь Великий) в течение римского периода евреи жили, как свидетельствуют многие остраконы, в четвертом квартале (ср.: CPJ, nos. 194, 200,202, 209, 213, etc.).

98 Jos. Ant. Jud., XIV, 258: Граждане Галикарнасса разрешили евреям "построить синагоги на морском берегу, согласно обычаям их предков". Синагога Делоса также располагалась на морском берегу; ср.: Plassart А. La synagogue juive de Delos. P. 210. Об обычае располагать синагоги на берегу см.: Krauss S. Synagogale Altertiimer. S. 281 ff.; Sukenik E. L. Ancient Synagogues in Palestine and Greece. London, 1934. P. 49 ff.

99 Термин (), употребленный Иосифом Флавием в тексте, означает "богослужение" в общем смысле, а не жертвоприношение, как я полагал в первом издании настоящей книги; это было замечено Хейнеманном (Heinemann I. // MGWJ. 1934. S. 110. Anm. 2).

100 Заявление Иосифа Флавия, что цари специально предоставляли евреям особые кварталы для поселения по причине заботы об их религии и обычаях, является типичной апологетикой.

101 Необходимо проводить различие между еврейскими правами и еврейскими привилегиями. В своих правах они, в принципе, не отличались от других народов, включая греков, которые пользовались юридической и национальной автономией. Право "жить по законам предков" представленное самому народу, означало осуществление его желания жить по законам своей собственной жизни. Правительство подтверждало это право и не вмешивалось в частности. Иногда, однако, вмешательство было необходимо, потому что евреи в диаспоре не могли защитить свои права физически и зависели от благоволения к ним своих соседей. Тогда эти права становились привилегиями. В древнем мире, конечно, разница между "правами" и "привилегиями" не проводилась, и справедливо также то, что это различие имело значение не само по себе, а в реакции окружающего мира на еврейскую автономию. Насколько можно судить по документам, источником получения евреями своих прав были эллинистические цари и римские наместники, в то время как покушения на эти права исходили со стороны греческих городов. Необходимость предоставления правительством защиты этих прав превращала последние в глазах греков в привилегии.

102 Ср.: Bickermann Е. Une question d'authenticite: les privileges juifs // Melanges Isidore Levy. Paris, 1953. P. 15. Это не означает на самом деле, что они сохранились в хорошем состоянии. В некоторых местах мы находим искажение имен собственных, смешение двух документов и тому подобное. Что касается вопроса о фальсификации, то исключение должно быть сделано в отношении распоряжения Клавдия (Ant. Jud., XIX, 280 sqq.), которое, по моему мнению, переработано еврейским фальсификатором; см. Приложение IV.

103 Имеется в виду письмо римского наместника Сирии Петрония к гражданам Доры (Ant. Jud., XIX, 303 sqq.). Документ написан при императоре Клавдии, вскоре после того, как Гаю не удался его замысел установить статуи императора в синагогах; тогда этот вопрос был животрепещущим и не мог быть скрыт даже в официальном документе.

104 Лаодикея (Ant. Jud., XIV, 241 sqq.); Галикарнасс (Ant. Jud., XIV, 258); Эфес (Jos. Ant. Jud., XIV, 263 sqq.).

105 Ant. Jud., XIV, 227: "И я также, подобно наместникам до меня, освобождаю их от военной службы".

106 "Евреи - римские граждане" упомянуты в нескольких документах (Ant. Jud., XIV, 228 sqq.), и можно полагать, что в данном пассаже, где говорится просто о "гражданах", слово "римские" случайно выпало.

107 Причину надо искать в трудностях тогдашних условий (гражданские войны в Риме), когда римские военачальники вербовали людей везде, а также насильно призывали их в свои войска. Полностью еврейская армия (такая, как была у Иоанна Гиркана) могла вынудить военачальника соблюдать еврейское требование не осквернять субботу, но отдельные солдаты-евреи в римской армии не имели такой возможности. Они должны были исполнять приказ начальника без обсуждений, иначе суровое наказание становилось неизбежным. Поэтому евреи требовали для себя общего исключения от призыва в римскую армию.

108 Даже римские наместники не всегда могли противостоять соблазну конфисковать еврейские деньги. Классическим примером в этой связи служит наместник Малой Азии Флакк, поступивший так в 59 г. до н. э. (Cic. Pro Flacco, XXVIII, 67). Ср.: Ant. Jud., XVI, 27.

109 Schurer Е. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 3. S. 121 ff.; Juster }. Les juifs dans l'Empire Romain. Leur condition juridique, economique et sociale. T. 2. P. 1 ss.; De Sanctis C. // Rivista di Filologia. Vol. 52.1924. P. 473 ff.; Momigliano A. Claudius. P. 96, n. 25.

110 Willnch H. Caligula // Klio. Bd. 36.1903. S. 403 ff.; Fuchs L. Die Juden Agyptens in ptolemaischer und romischer Zeit. S. 78 ff.; Schubart W. // AfP. Bd. 5. S. 108 ff.; Wilcken U. Zum Alexandrinischen Antisemitismus. Leipzig, 1909. S. 786 ff.; Engers M. Die statsrechtlichen Stellung der alexandrinischen Juden // Klio. Bd. 18. 1923. S. 79 ff.; Jouguet P. La vie municipale dans l'Egypte romain. Paris, 1911. P. 18 ss.; Bell H. I. Jews and Christians in Egypt. The Jewish Troubles in Alexandria and the Athanasian controversy. Illustrated by the texts from Greek papyri in the Britische Museum. Oxford, 1924. P. 12 ff.

111 См. статью автора этой книги: Tcherikover V. Syntaxis and Lao-graphia. P. 179 ff.

112 Жители метрополий, или главных городов округов ("номов"), смешанного греко-египетского происхождения, составляли для властей особую проблему. Римляне не считали их греками и вследствие этого облагали подушным налогом как туземцев; однако они были эллинизированы и получали воспитание в гимнасии, поэтому они платили налог в несколько уменьшенном размере. См. вышеуказанную статью автора: Tcherikover V. Syntaxis and Laographia. P. 196 f.

113 Я в подробностях рассмотрел борьбу евреев за эмансипацию в своей книге: Tcherikover V. The Jews in Egypt. P. 154 ff.; ср.: CPJ, 1, 60 ff.

114 Ср. книгу автора: Tcherikover V. The Jews in Egypt. P. 98 ff. Подробный комментарий на этот папирус дан в CPJ, nos. 151.

115 См. также: The Acts of Pagan Marytrs: Acta Alexandrinorum / Ed. by H. Musurillo. Oxford, 1954. P. 1 ff., 83 ff. Папирус известен среди папирологов как "Папирус Буле".

116 Связь между обучением в гимнасии и получением гражданства подтверждена некоторыми документами. См., например, надпись из Египта (очевидно, из Птолемаиды, Верхний Египет) около 104 г. до н. э.: группа молодых людей принята в гимнасии решением совета, причем одновременно они были зарегистрированы в качестве граждан (SB, 8031).

117 Читатель найдет детальный отчет о беспорядках 41 г. н. э. в книге автора: Tcherikover V. The Jews in Egypt. P. 181 ff., и в комментарии к папирусам: CPJ, nos. 153,156, где приводится соответствующая литература.

118 Литература о письме огромна; см. введение к CPJ, nos. 153.

119 Принятая оценка императора Клавдия как правителя, "симпатизирующего евреям", основана на благоприятном для евреев Александрии тексте его эдикта, процитированном Иосифом (Ant. Jud., XIX, 280 sqq.). Однако этот текст частично фальсифицирован и не может быть использован в поддержку такого взгляда; см. Приложение IV в конце книги. Отношение Клавдия к евреям надо определять по его письму к александрийцам, а не по указанному эдикту. Вывод же, делающийся на основании соответствующего письма, таков: император, восстановив права евреев, которыми они ранее пользовались и которые были незаконно отменены Гаем, не расширил их гражданские привилегии и даже упрекнул евреев самым бесцеремонным образом; поэтому нет причины рассматривать его как филосемитского правителя. См.: CPJ, 1, 73 ff.

120 Об этих книгах см. работы Е. Р. Гудинафа: Coodenough Е. R. 1) The Politics of Philo Judaeus. New York, 1938; 2) An Introduction to Philo Judaeus. New York, 1940. P. 72 ff.

121 Например: Schiirer E. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 3. S. 123. Anm. 13 (см. также: Anm. 10).

122 Политейя означает муниципальную конституцию, политическую организацию, социальную систему и т. п. Конституция политевмы также может вполне обозначаться таким термином. Это видно из того, что "хартия", полученная первосвященником Езекией от Птолемея, называется Гекатеем писаной политейей.

123 Juster J. Les juifs dans l'Empire Romain. Leur condition juridique, economique et sociale. Т. 1. P. 222.

124 Наименование (), (чужой) применялось греками в отношении людей, которые оказались в городе по различным случайным причинам, таким как торговля и т. п., но которые не являлись здесь постоянными жителями. См., например, "Письмо Аристея" (109-110), согласно которому ксенам () было запрещено оставаться в Александрии более двадцати дней. Деревенские жители Египта рассматривались как ксены () даже при посещении ими другой деревни, см., например: P. Ent., 83.

125 В римский период свободные люди могли быть наказаны ударами палок, в то время как кнут предназначался только для рабов. См.: Westermann Е. Sklaverei // RE. Supplementband 6. col. 1052. Ср. жалобы ткача в его письме к Зенону (около 257 г. до н. э): "пять египтян кнутами... и я получал удары до тех пор, пока моя кожа не была растерзана..." (PCZ, 59080).

126 Так, например, осквернение синагог посредством помещения в них статуй императора. Изгнание евреев из их домов в городе и заключение их в квартале "Дельта" (т. е. создание искусственного гетто), осуществленные во время погрома 37 г. н. э., были одновременно произвольным и беспрецедентным актом, и совершенно понятно, что после своего восшествия на престол император Клавдий быстро отменил эти незаконно принятые против евреев меры.

127 Папирус BGU, 1211 = SB, 208 также свидетельствует об особом интересе царя к культу Диониса и о его попытках руководить мистериями этого бога в Египте. Тело царя, подобно телам других приверженцев Диониса, было отмечено символом бога - листом киссоса. См.: Tondriau J. 1) Tatouage, lierre et syncretismes // Aegyptus. Vol. 30. 1950. P. 75 ff.; см. и его же статью: Tondriau J. // Chronique d'Egypte. Vol. 50. 1950. P. 293 ff. Кроме того, см. статью автора настоящей книги: Tcherikover V. The Third Book of the Maccabees as a Historical Source of the Augustan Period. (Heb.) // Zion. Vol. 10. P. 3 ff.

128 См., например: Jouguet P. La vie municipale dans l'Egypte remain. P. 21,140.

129 В сочинении "Против Апиона" (I, 50) он сам признается, что использовал помощь знатоков греческого языка для своей литературной работы. См. об этом: Thackeray Н. Josephus the Man and the Historian. Oxford, 1929. P. 100 ff.

130 Обычно полагают, что Иосиф здесь использовал книгу Гекатея, но, как было уже отмечено выше, Гекатей ничего не знает о поселении евреев в Александрии при Александре Великом. Фрагменты еврейской версии основания Александрии, сохранившиеся в хорошо известном "Романе об Александре", приписывались Каллисфену (Псевдо-Каллисфену); см.: Рfitter F. Eine Jiidische Griindungsgeschihte Alexandrias // Sitzungsberichte Heidelberger Akademie. Bd. 11. 1934. S. 22 ff. В этом сочинении рассказывается, что когда город был основан, Александр издал указ о поклонении Богу в еврейском квартале Александрии. По мнению Пфистера, легенда была составлена в I в. н. э. Это представляется правдоподобным, поскольку как раз данный период отмечен расцветом апологетической литературы.

131 Ни Иосиф Флавий, ни Филон не пытались скрыть свою открытую вражду к египтянам. Согласно Иосифу, египтяне были злейшими врагами евреев, виновными в процветании антисемитизма в Александрии; они всегда были подчиненным народом, никогда не получавшим гражданских прав ни от царей, ни от императоров. Филон рассматривает египетскую религию как бессмысленную и глупую, а в философской доктрине Филона египетский народ символизировал материалистический, чувственный и аморальный элемент в жизни. См.: CPJ, 1, 63, п. 33, где и приведены все ссылки.

132 Об основании Александрии источники сообщают, что Александр указал место, где должен был быть построен город, но сам лично в его строительстве не участвовал. Руководство строительством осуществлялось вначале первым управляющим Египта Клеоменом (см.: Just., XIII, 4,11: Cleomenes qui Alexandriam aedificaverit), и надо полагать, что именно тогда, главным образом из жителей городка Каноба, впервые сложилось гражданское сообщество Александрии (Curt., IV, 8, 5; ср.: Ps.-Aristot., Oec, II, 33); при этом египетские жители деревни Ракотис составили население египетского квартала города. Мы ничего не знаем о еврейской миграции в Александрию в это время. Даже если мы предположим, что отдельные евреи, случалось, попадали в новый город, то нет доказательств того, что они когда-либо вступали наравне с греками в сообщество граждан города. Утверждения о поселении евреев в это время в Александрии являются плодом воображения еврейских апологетов.

133 Шюрер (Schurer Е. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 3. S. 122) пишет: "Александр Великий предоставил им равные права с македонянами, которые были полноправными гражданами Александрии". На это же указывает и Жюстер: "Они были гражданами Александрии, обладавшими равными правами с теми группами населения, которые имели самые широкие политические привилегии и известны под наименованием македонян" (Juster J. Les juifs dans 1'Empire Romain. Leur condition juridique, economique et sociale. T. 2. P. 7).

134 Schubart W. II AfP. Bd. 5. S. 111. Теперь выводы Шубарта поддерживает большинство ученых, к примеру Энгерс (Engers М. Die statsrechtlichen Stellung der alexandrinischen Juden. S. 89), Фукс (Fuchs L. Die Juden Agyptens in ptolemaischer und romischer Zeit. S. 88) и т. д. Ср.: Wilcken U. Grundzuge. S. 63.

135 О македонянах в Египте см.: Launey М. Recherches sur les armees hellenistiques. Vol. 1. Paris, 1949. P. 308 ss. Подавляющее большинство македонян проживало в военных колониях (клерухии или катойкии), т. е. не в городских поселениях; ср.: Launey М. Recherches... Vol. 1. P. 331 ff.

136 Македонские гарнизоны в греческих городах были типичным феноменом эллинистического периода (Launey М. Recherches sur les armees hellenistiques. Vol. 2. P. 633). Эти войска в правовом отношении находились вне сообщества граждан города, они редко включались в него, и если так случалось, то только по специальному решению муниципального совета (Launey М. Recherches sur les armees hellenistiques. Vol. 2. P. 625 ff.). Ясно, что воинские соединения македонян, располагавшиеся в Александрии, никогда не считались гражданами.

137 Подробно по этому вопросу см. книгу автора: Tcherikover V. The Jews in Egypt. P. 49 ff.; см. также: CPJ, 1, 14.

138 Его ошибка тут извинительна, поскольку состав граждан Александрии не был гомогенным, по крайней мере, в нем можно выделить две группы: тех, кто был приписан к филам и демам (очевидно, составлявших городскую аристократию), и тех, кого звали просто "александрийцы" (широкий круг гражданского населения). Евреи, обладавшие гражданскими правами, относились ко второй группе, поскольку принадлежность к филам и демам была связана с определенными религиозными церемониями (Dessau Н. Geschichte der romischen Kaiserzeit. Bd. 2.2. Berlin, 1924. S. 669). Поскольку же "александрийцы" составляли нижний слой гражданства, в их ряды, видимо, было легче проникнуть тем или иным путем. Кроме того, надо учитывать, что в просторечии каждый житель города тоже назывался "александрийцем". Ср.: CPJ, 1, 41, п. 102.

139 Рейнак (Reinach Th. L'empereur Claudius et les Juifs // REJ. Vol. 79. 1924. P. 123 ff.) был первым, кто понял ошибку Иосифа Флавия относительно имени римского императора, написанного на монументе. Официальное имя Августа до 27 г. до н. э. было таким же, как и у его отца, а именно Гай Юлий Цезарь. Поэтому было просто ошибиться, приняв упомянутого на монументе Цезаря за Юлия Цезаря. Однако Юлий Цезарь никогда не правил в Египте и не был связан с определением статуса евреев в Александрии. С другой стороны, эта роль весьма подходит к Августу, который превратил Египет в римскую провинцию.

140 Август, конечно, предоставил евреям Александрии главное право - "жить по законом предков". Ср. его эдикт относительно прав евреев в Азии: "Евреи могут пользоваться своими собственными установлениями в соответствии с законом своих отцов" (Ant. Jud., XVI, 163).

141 Иосиф писал свое сочинение "Против Апиона" около 100 г. н. э., т. е. примерно через тридцать лет после своего посещения Александрии во время Великого восстания. Мы не знаем, имел ли он возможность еще раз посетить ее в связи со своей научной работой.

142 В одном из писем Плиния Младшего к Траяну (Ер. ad Traian., 6) сообщается, что сперва было необходимо приобрести александрийское гражданство для египтян, желавших получить римское гражданство. Нельзя, конечно, на основании данного заявления полагать, что этого можно было добиться только таким образом. Египетский раб, освобожденный своим римским хозяином, становился римским гражданином, подобно тому как им становился военнопленный, освобожденный римским победителем. Отсюда не следует, что каждый еврей, являвшийся римским гражданином в Египте, был тем самым также и гражданином Александрии.

143 Данная конституция была заимствована из Афин. Ср.: (P. Hall.. 1); Р. Оху, 2177, fr. 1, col. 1.

144 Сходство между греческим полисом и еврейской общиной, о котором идет речь, ввело в заблуждение таких великих ученых, как Шюрер (Schiirer Е. Geschichte des judischen Volkesim Zeitalter Jesu Christi. Bd. 3. S. 122 ff.) и Дессау (Dessau H. Geschichte der romischen Kaiserzeit. Bd. 2.2. S. 727) в истолковании терминов (), использованных Иосифом Флавием (ср. 1ат) яоЛгте1а в эдикте Клавдия, процитированном Иосифом Флавием (Ant. Jud., XIX, 281). Эти термины данные ученые истолковали как "равенство прав" между греческим городом и еврейской общиной. Значение термина "исополития" в греческом означало дарование гражданства одного города всем гражданам другого; так, например, в 405 г. до н. э. все жители Самоса получили афинское гражданство. Ср.: Busolt С. Griechische Staatskunde. Bd. 1. Berlin, 1920. S. 225 f., 1245, 1510 ff. Подобных примеров очень мало, и я не знаю ни одного случая предоставления греческим городом "исополитии" или "симполитии" негреческой "политевме". Подлинным фактом является то, что внутренняя организация еврейской общины была похожа на организацию полиса. То, что ее привилегии были столь велики, доказывает, что она была на равных с полисом в качестве независимой политической организации, в рамках которой не требовались гражданские права. Только отдельные евреи могли стремиться к равенству в праве участия в городских выборах, но не еврейские общины в целом. [Заметим также, что в источниках нет подтверждений тому, что александрийские греки могли завидовать наличию совета старейшин, герусии, у еврейской политевмы города. - Примеч. науч. ред.]

145 Предоставление полисного гражданства человеку, оказавшему городу благодеяние и ставшему его благодетелем (эвергетом), было характерно для греческих полисов повсюду: сохранились многочисленные резолюции "совета и народа" о предоставлении гражданских прав людям такого рода, а иногда даже их потомкам. Привилегии гражданина Александрии, данные отцу еврея, о котором идет речь в CPJ, nos. 151, и уже упоминавшиеся выше могли быть получены именно таким образом и могли, будучи предоставлены лично отцу, не распространяться на его сына.

146 Как мы знаем из письма Клавдия александрийцам, император утвердил прием молодых людей в число граждан Александрии. Несомненно, что в более ранний период подобное право принадлежало царям династии Птолемеев. Мы читаем у Юстина, что Птолемей VIII в начале своего правления ввел новых граждан неалександрийского происхождения в гражданское сообщество Александрии (Just., XXXVIII, 8, 7: edicto peregrinos sollicitat). Нам не известно, были ли среди этих новых граждан евреи, но вполне вероятно, что при предыдущем царе, Филометоре, благоволившем к евреям, некоторое их число получило александрийское гражданство по царскому решению. См. также: CPJ, 1, 23, п. 58.

147 О существовании таких "нелегальных" граждан открыто намекается в "Папирусе Буле", упомянутом выше.

148 См.: CPJ, nos. 151, папирус, о котором уже шла речь; "александриец" еврей, очевидно, являвшийся гражданином города, упоминается Иосифом Флавием (Ant. Jud., XIV, 236).

149 Это сообщение может рассматриваться как доказательство участия евреев Антиохии в физических упражнениях в гимнасии, что, однако, весьма далеко от доказательства обладания ими статуса граждан города. Тем не менее, те немногие евреи, которые участвовали в играх, несомненно, использовали оливковое масло язычников. Поэтому здесь имеются в виду не эти отдельные евреи, но еврейское население в целом, которое, разумеется, использовало оливковое масло подобно всем восточным народам без какой-либо связи с атлетикой. Факт распределения масла среди жителей города под контролем гимнасиарха показывает, что он был генеральным откупщиком поставок масла для интересов города. Дело обстояло именно таким образом, поскольку городской гимнасии был, конечно, самым большим потребителем всех сортов умащений.

150 Выражение "им" относится, безусловно, к грекам, а не к евреям, как думали некоторые ученые, включая Шюрера. Правда, Шюрер изменил свое мнение во втором издании своего труда (Schiirer Е. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 3. S. 121. Anm. 14), но все же он и тут придерживается теории, что евреи также получили свои права от Антиоха Теоса. Он основывает свой взгляд в основном на вышеупомянутом пассаже Иосифа Флавия (Contr. Ар., II, 39), где говорится, что евреи Эфеса и городов Ионии назывались подобно их гражданам по наименованиям городов, потому что это им разрешили диадохи. Вместо слова "диадохи", Шюрер считает, что точнее было бы указать - Антиох И. Однако это сообщение Иосифа не имеет исторической ценности: в нем, как и в других историях Иосифа Флавия об отношении монархов к евреям, чувствуется сильный привкус еврейской апологетики.

151 Слово "граждане" в решении граждан города Сарды (Ant. Jud., XIV) указывает на евреев, которые были римскими гражданами, но не были гражданами Сард.

152 /ones А. Н. М. The Cities of Eastern Roman Provinces. Oxford, 1937. P. 361.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Hosted by uCoz