Эллинистическая цивилизация и евреиВиктор Чериковерссылки к главе |
Глава 3
ИЕРУСАЛИМ НАКАНУНЕ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ
240 Diod., XL, 3,8:; Jos. Contr. Ар., I, 194: о населении и величине города ср.: Contr. Ар., 1,197.
241 Согласно Тимохару (Euseb. Praep. Evang., IX, 35), Иерусалим вытянулся в длину на 40 стадий. Такое же значение дается и у Аристея (105). Относительно других цифр см. статью: Stein М. The Pseudo-Hecateus, the Date and Purpose of His Book on the Jews and Their Country. (Heb.) P. 10, n. 2. Ни одну из приведенных здесь цифр не следует считать исторически достоверной.
242 Поэтому очевидно, что число жителей в 20 000-25 000, предложенное Иеремиасом (Jeremias }. Die Einwonhnerzahl Jerusalems zur Zeit Jesu // ZDPV. Bd. 66, 1943. S. 24 ff.) слишком мало, поскольку не соответствует впечатлению, произведенному городом на Гекатея.
243 Согласно Штейну (Stein М. The Pseudo-Hecateus, the Date and Purpose of His Book on the Jews and Their Country. (Heb.) P. 8 ff.), малое число в 1500 чел. отражает ситуацию, создавшуюся в Иудее в конце II в. до н. э., после "чистки" от эллинистов, которой подвергли Хасмонеи класс священников. Однако если предположить, что цифры, приведенные Неемией (Неемия 7:39 слл.), достоверны и число священников во II в. до н. э. было так велико, то столь радикальное его снижение до 1500 означало бы не чистку, а буквальное уничтожение класса. О других предположениях см.: Schurer Е. Geschichte des jiidischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 287. Anm. 29.
244 Из тридцати двух предложений, посвященных Аристеем рассказу о путешествии в Палестину, шесть посвящены описанию города и двадцать одно сообщению о Храме (включая и охраняющую его крепость). С неподдельным восхищением Аристей рассказывает о величественном виде Храма, о его стенах и башнях, о занавесе перед входом в святыню, тысячах жертвоприношений по праздникам и особенно внутренней дисциплине и бесшумной деятельности священников, когда 700 человек работало без звука или суеты (84-95). См. комментарии на эти пассажи: Tramontano R. La Lettera di Aristea e Filocrate. 1931; ср.: Vincent H. Jerusalem d'apres la lettre d'Aristee // RB. n. s. 5-ieme annee. 1908. P. 520-532.; Idem. 6-ieme annee. 1909. P. 555-575. О письме Аристея подробно см. ниже, в ч. II, гл. 4 данной книги.
245 См., например, рассказ Иосифа Флавия (Ant. Jud., XX, 180, 206) о том, как первосвященник послал своих рабов на гумно для конфискации в свою пользу десятины, на которую имели право простые священники.
246 До нас дошло много информации о тесно связанных между собой семьях священников от времени Ирода и римских прокураторов. Из двадцати восьми первосвященников, сменивших друг друга на этом посту с 37 г. до н. э. по 66 г. н. э., 22 принадлежали только к четырем семьям: четыре - к семье Боэтуса (включая Канфиру), восемь к семье Хананов, три к семье Фиаби и три к семейству Кимхи (Schurer Е. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 275). См. также хорошо известную барайту в Песахим, 57а = Тос. Менах. 13, 21. О семье Кохани подробно см.: Schiirer Е. Geschichte dee judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 286 ff.
247 "Семья Онии" - это не более чем современное, принятое в научном мире, наименование священнической династии, происходящей от Онии I, или только от семьи Онии III. Официальное наименование династии было "сыны Цадока", хотя они (сыны Цадока, первосвященника при Соломоне) на самом деле включали в себя всех священников Иерусалима, а также династию первосвященника. Ср.: Schiirer Е. Geschichte des jiidischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 479 ff.
248 Эти главы родственных групп в Книге Неемии также названы главами народа (10:15), начальниками народа (11:1) и главами страны (11:3). Они подписали договор после священников и левитов (10:15 слл.). На основании стихов (Неемия 13:11 слл., 13:17 слл.) следует считать, что horim и seganim были высокопоставленными чиновниками в общей системе управления страной, поскольку от них Неемия требует отчета и с ними он "спорит", когда становится известно, что они недобросовестно выполняют свои обязанности. Тот факт, что многие из seganim ели за столом сатрапа, показывает высокий ранг чиновников, принадлежащих к атому классу.
249 При раскопках около Иерусалима было открыто нескольких кладбищ богатых семей, которые предпочитали хоронить своих умерших в отдельных вырубленных в скале камерах. В них были обнаружены ниши с оссуариями для хранения кос гей умерших. Таково было частное место захоронения священнической семьи Бане Хазир (см.: CIJ, 1394). Другая гробница-камера была открыта на склонах горы Скопус и, согласно Сукенику, являлась местом захоронения священнической семьи из дома Боэтуса (Sukenik Е. L. A Jewish Tomb on the Slopes of Mount Scopus. P. 62 ff.). Это захоронения священников. Но обладали ли знатные семьи светской аристократии подобными местами захоронений? Такую возможность нельзя отвергать a priori. Знаменитое строение вблизи Иерусалима, известное как "Памятник Авессалома", также находится на месте захоронения неизвестной семьи.
Здесь, может быть, имеется некоторая связь между этой семьей и "Домом Авессалома", упомянутом в Pesher Habbakuk, 5.9. Памятник, очевидно, назван в честь Авессалома, сына Давида, но это очень поздняя легенда, составленная для объяснения имени Авессалома, как-то связанного с сооружением. При этом время постройки явно датируется эллинистическим периодом. Имя Авессалома несколько раз упоминается в источниках той эпохи (I Масс, 11:70; II Масс, 11:17), однако они не дают ответа на вопрос о происхождении этой семьи.
250 Тиберий Гракх в борьбе против римских латифундий точно также запретил мелким крестьянам продавать свои наделы, которые они получили по его закону Lex Agraria (Арр. Bel. Civ., I, 27). Борьба сената против законов Гракхов была направлена прежде всего на отмену запрещения продавать землю, и в результате рост латифундий возобновился (Арр. 1. с).
251 Со времени Иуды Маккавея упоминания о больших поместьях встречаются часто.
252 См.: Klausner }. History of the Period of the Second Temple. (Heb.) Vol. 2. P. 59 ff. О мелком собственнике как центральной фигуре еврейского общества в период Второго Храма см.: Schwalm A. Le type social du paysan juif a l'epoque de Jesus Christ. Paris, 1908.
253 Бен Сира перечисляет среди ремесленников Иерусалима строителей, кузнецов и гончаров (XXXVIII). Ср. статью Мендельсона: Mendelssohn I. // BASOR. Vol. 80. 1940. P. 17.
254 По Клаузнеру (Klausner }. History of the Period of the Second Temple. (Heb.) Vol. 2. P. 27 ff.) евреи были вовлечены в коммерческую деятельность и даже морскую торговлю еще в персидский период. Он обосновывает это положение отдельными упоминаниями в Книгах Притчей Соломоновых и Псалмов. Но, по мнению автора настоящей книги, данная мысль явно неубедительна. Возможно, что отдельные искатели приключений из числа молодых людей Иерусалима время от времени служили на финикийских судах, и таким путем рассказы о морских плаваниях попадали в еврейскую литературу, однако это отнюдь не доказывает, что подобные люди были настоящими профессиональными купцами.
255 О зарождении этого класса во времена Эзры см.: Schreiber Н. Н. Esra der Schreiber. Tubingen, 1930. S. 39 ff.
256 Многие ученые высказывали правильное мнение, что писцы были представителями городского среднего класса и поддерживались им (ср., например: Finkelstein L. The Pharisees. 1946. P. 7 ff., P. 101 ff.; Мооте G. F. Judaism. Vol. 1. P. 67; Baron S. A Social and Religious History of the Jews. 2nd ed. Vol. 1. New York, 1952. P. 237; Vol. 2. New York, 1952. P. 343). Вопрос о социальной базе класса писцов, а также хасидейской и фарисейской сект обсуждался, главным образом, Финкельштейном в вышеупомянутой работе, а также в статье: Finkelstein L. The Pharisees: Their Origin and Their Philosophy // HTR. Vol. 22. 1929. P. 185 ff. С его точки зрения писцы (= фарисеи) представляли городское население, в то время как священники (= цадокиды) зависели от сельских элементов; он истолковывает несколько древних постановлений в свете этого взгляда. Попытка Финкельштейна объяснить такие постановления полностью социальными причинами должна быть воспринята с известной осторожностью, но главная идея (социальный антагонизм между священниками и писцами, соответствующий антагонизму между городом и сельской местностью) заслуживает особого внимания.
237 Антагонизм между Храмом и синагогой показан Беком в его книге: Baeck L. Die Pharisaer. Tubingen, 1927. S. 43 ff. О начальном периоде синагог см.: Krauss S. Synagogale Altertiimer. Berlin, 1925. S. 52 ff.
258 Идеология секты писцов не может быть точно определена, поскольку она нигде не описана детально. Но не будет ошибкой указать, что понятие "хасидеи" (благочестивые, набожные) не предполагает стремления к физическому аскетизму, направленному на совершенствование души (подобно аналогичному понятию в христианстве), хотя возможно, что такие тенденции не были чужды хасидеям. Однако главное здесь заключалось не в реализации абстрактного религиозного и морального идеала, но в выполнении заповедей Закона в повседневной жизни, как это требовалось от хасидеев в связи с тем, что они имели право истолковывать Пятикнижие. Приверженность Закону Моисея, желание выполнять каждый его пункт и даже превзойти строгости заповеди - таковы, по понятиям членов секты, были основы хасидизма. Если "первые хасидеи", упомянутые в талмудической литературе (М. Вег., V, 1; Tos. В. Kam., II, 6), были хасидеями этого периода, то их стремления соответствовали вышеуказанным определениям. Естественно, что строгое выполнение заповедей, особенно заповедей, относящихся к ритуальной чистоте, было связано с возникновением некоторой сегрегации хасидеев от масс народа, что позднее произошло с фарисеями, иначе говоря, речь в данном случае идет о возникновение секты. Если секта ессеев и секта Яхад (последняя известна нам из рукописей Мертвого моря) представляли собой поздние стадии развития хасидеев, то имеется основание полагать, что некоторые известные нам обычаи этих поздних сект существовали уже среди хасидеев. О них часто сообщается в Псалмах (см., например: 4:4; 12:2; 16:10; 17:7 и ряд других пассажей), однако здесь не место входить в рассмотрение сложного вопроса о дате составления Псалмов, что требует специального изучения.
239 Таково мнение Ферстера. См. его статью: Foerster W. Der Ursprung des Pharisaismus // ZNTW. Bd. 34. 1935. S. 41. О мнении Финкельштейна см. следующее примеч.
260 В трактате Авот Симон Праведник назван "одним из последних Великого собора", следовательно, в исторической памяти он остался как Ученый, искусный в Законе. Он и его ученик Антигон из Сохо были связаны с Великим собором и "парами" (зугот) ученых. Поэтому ясно, что мудрецы Талмуда видели в Симоне Праведнике одного из столпов Закона в прошлом. Ф никель штейн (Finkelstein L. The Pharisees and the Men of the Great Assembly. New York, 1941. P. 40 ff.) рассматривает Симона (справедливо, по мнению автора данной книги) в качестве главы хасидеев своего времени, хотя считает, что образование секты относится к более раннему периоду -
261 Это новое положение, достигнутое хасидеями в общественной жизни в Иерусалиме, заметно повлияло на политическую роль, которую они играли в период нахождения у власти эллинистов и при первых Хасмонеях; см. ниже, гл. 5 и 6. Поскольку каждый ученый, пишущий о фарисеях, начинает свое изложение с рассказа о хасидеях, то литература о них в значительной части является разделом обширной литературы, посвященной фарисеям.
262 Maisler В. The House of Tobiah. (Heb.) Vol. 12. P. 116.
263 См.: Wellhausen J. Israelitische und judische Geschichte. Berlin, 1897. S. 231.
264 Об этом свидетельствует Аппиан (Syr., 5). Птолемей VI Филометор обосновывал свои притязания на Келесирию во время войны с Антиохом Эпифаном этим обещанием (Polyb., XXVIII, 17, 9). Антиох, конечно, не принял во внимание притязаний Птолемея и поставил под сомнение все дело (Polyb., XXVIII, 17, 9).
265 Этот факт был принят в расчет Куком (см.: Cuq Е. La condition juridique de la Coele-Syrie au temps de Ptolemee V Epiphane // Syria. Vol. 8.1927. P. 143 ff.), одним из немногих современных исследователей, признавшим хронологическую достоверность истории Иосифа. Достаточно простого хронологического расчета, чтобы опровергнуть это мнение. Брак между Птолемеем Эпифаном и Клеопатрой состоялся в 193/2 г. до н. э., и если мы предположим, что Иосиф получил право собирать налоги в этом же году, то срок его пребывания в должности должен был закончиться в 171 г. до н. э. (согласно Иосифу Флавию, через двадцать лет!), что невозможно. Более того, в ходе раскопок в Самарии и Бет-Цуре, в значительном количестве были найдены монеты первых четырех Птолемеев. После 200 г. до н. э. находок египетских монет нет, что является признаком прекращения власти египетских царей над страной.
266 Biichler A. Die Tobiaden und Oniaden. S. 62, 70; Oesterley W. History of Israel. Vol. 2. P. 211.
267 Бикерман (Bickermann E. Les institutions des Seleucides. P. 29 ss.) полагает, что существовали два человека по имени Иосиф Товиад, один из которых умер при Селевке IV, а другой, вероятно, его дед, жил при Птолемее. Это предположение, конечно, снимает трудности хронологии, но представляется слишком произвольным.
268 Некоторые ученые (Bouche-Leclercq A. Histoire des Lagides Т. 1. P. 386, п. 1; Маркус P. (Marcus R.) Комментарии к изданию Иосифа Флавия в серии Loeb Classical Library. Vol. 7. P. 82, п. С) полагают, что предложение "Эвергет, отец Филопатора" было вставлено в текст Иосифа Флавия анонимным читателем, вспомнившим, что Сирия при Эпифане больше не принадлежала Птолемеям, и поэтому перенесшим историю во время правления Эвергета. Однако было бы ошибочно приписывать интерполятору слова, которые не имеют особого значения по сути. Иосиф Флавий ясно объясняет платежи дани Птолемеям, а не Селевкидам своей историей о приданом Клеопатры (Ant. Jud., XII, 154-155), и случайное добавление имени "Эвергет" не может ничего изменить в его рассказе. Вставку, если она вообще имела место, можно отнести только к словам "отец Филопатора". Это добавление, возможно, сделано читателем, не понимавшим, каким образом имя Эвергета попало в историю, связанную с Эпифаном, и пожелавшим объяснить, кто это такой.
269 Ср.: Craetz Н. Geschichte der Juden. Bd. 2.2. Leipzig, 1855. S. 243; Momigliano A. I Tobiadi nelle prehistoria del moto maccabaico. P. 176; Klausner ]. History of the Period of the Second Temple. (Heb.) Vol. 2. P. 132.
270 Нет необходимости датировать смерть Гиркана 175 г. до н. э., как это полагают большинство ученых. Вероятно, прошло некоторое время, прежде чем он осознал характер нового правления и понял, что не в состоянии противостоять Антиоху. По нашему мнению, его смерть произошла между 175 и 170 гг. до н. э.
271 Он был тогда связан с Египтом, и его деньги находились там. Арион, его эконом, время от времени во исполнение приказа Иосифа выплачивал в царскую казну необходимую сумму.
272 Можно полагать, что спор между Птолемеем и Онией также был вызван финансовыми причинами. Однако сумма денег, упомянутая здесь и уплачиваемая первосвященниками из своих личных доходов, очень мала (20 талантов), тогда как Иосифу было предоставлено право собирать налоги со всей птолемеевской Сирии. В момент своего первого путешествия Иосиф появился перед царем в качестве гаранта денег, уплачиваемых первосвященником, став тем самым, став представителем (простатой) народа. Способности к ведению дел в сфере финансов, которые он продемонстрировал в то время, когда занимал этот пост, показали царю, что Иосиф также преуспеет в работе на более широком поле деятельности.
273 Иосиф родился в деревне Фихола (Jos. Ant. Jud., XII, 160), местоположение которой неизвестно. Согласно предположению Майслера (AWer В. The House of Tobiah. (Heb.) Vol. 12. P. 109, n. 4), это может быть Вади Фукхин, вблизи Вифлеема.
274 Ср. высказывание Бен Сиры (50:28): "и глупый народ, живущий в Сихеме". Здесь необходимо иметь в виду, что незадолго до появления Иосифа самаритяне напали на евреев и опустошили Иудею (Jos. Ant. Jud., XII, 156).
275 Иосиф Флавий сообщает, что сумма денег составляла 20 талантов (Ant. Jud., XII, 158). Эта сумма слишком мала, если исходить из того Допущения, что это были все деньги, которые евреи платили Египту. Согласно Иосифу Флавию (Ant. Jud., XII, 158), первосвященник платил эту сумму из своих личных средств. Поэтому возможно, что эти 20 талантов не были частью дани, постоянно выплачиваемой Иудеей, но являлись особым налогом, посредством которого первосвященники покупали простасию. Что касается общей величины налогов, то их итоговая сумма составляла 300 талантов (Bickermann Е. Les institutions des Seleucides. P. 108), хотя приводимые в пользу этого предположения пассажи (II Масс, 4:8; 24; I Масс, 11:28; Sulp. Sev., II, 17, 5) могут быть истолкованы и иначе.
276 Географическое указание не соответствует административной терминологии, используемой в канцеляриях администрации Птолемеев. Официальное наименование должно быть "Сирия и Финикия". Иосиф Флавий здесь связывает терминологию селевкидской администрации (Келесирия и Финикия) с традиционным еврейским делением Палестины на Иудею и Самарию.
277 Мы находим обоснование для этого предположения в папирусе от 201 г. до н. э. (P. Tebt, 8 = W. Chrest., 2), где говорится о продаже права на сбор налогов в Ликии, находившейся тогда под властью Птолемеев. См. о способе продажи на аукционе права собирать налоги в Египте: Rostovtzeff М. I. // САН. Vol. 7. Р. 129 ff; также см.: RostovtzeffM. I. SEHHW. Р. 328 ff.; Priaux С. L'economie royale des Lagides. P. 450 ff.
278 Цифры, приведенные Иосифом Флавием, не выдерживают критики. Страны птолемеевской Сирии платили, как сообщается, 8000 талантов (Jos. Ant. Jud., XII, 175), Иосиф же удвоил эту огромную сумму. Мы знаем, что пятая сатрапия Дария - Евер-Нахара, простиравшаяся от границ Сирии до Египта, платила только 350 талантов (Hdt., Ill, 91); Доходы от всех стран, управляемых Антигоном, достигали 11000 талантов (Diod., XIX, 56, 5), а от стран, находившихся под властью Птолемея Филадельфа, - 14 800 талантов (Hieronym. Comment, ad Daniel., XI, 5; ср.: Ргёаих С. L'economie royale des Lagides. P. 424).
279 Иосиф Флавий описывает это царское одобрение в весьма наивных выражениях: царь разрешил Иосифу "делать все, что пожелает его сердце" (Ant. Jud., XII, 182). Если мы доверяем истории Иосифа Флавия во всех ее мелких подробностях, то должны поверить, что полный контроль над экономическими и административными делами Сирии, известный из указов Филадельфа (SB, 8008), был временно ликвидирован при Эвергете. Трудно в это поверить, хотя является фактом, что Эвергет ввел в Сирии более централизованную систему сбора налогов и ужесточил поборы, а Иосиф сыграл самую выдающуюся роль в этой реформе.
280 О запрещенной пище автор Книги Даниила пишет: "Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какие пьет царь" (1:8 sqq.). Не вдаваясь в обсуждение сложного вопроса, когда были написаны первые шесть глав Книги Даниила (ср., например, работу: Beek М. A. Das Danielbuch. Sein historischer Hinter-Rrung und seine literarische Entwicklung. Versuch eines Beitrags zur Losung des Problems. Leyden, 1935. S. 7 ff.), я хотел бы только отметить, что стихи 1:8 sqq. звучат как прямой ответ на противоречащее традиции поведение Иосифа Товиада при египетском царском дворе.
281 Иосиф Флавий сообщает, что когда Иосиф был в Египте, он влюбился в девушку-танцовщицу и пожелал овладеть ею. Он попросил брата помочь ему в этом. Но последний, желая уберечь Иосифа от греха, обманул его и послал ему ночью вместо танцовщицы свою собственную дочь. Наутро брат Иосифа рассказал ему правду, а тот, опасаясь гнева Царя из-за танцовщицы, был обрадован, что все кончилось благополучно, и решил дело о браке с племянницей. Все это может быть правдой, однако вполне вероятно также, что Гиркан был сыном нееврейки, а вышеупомянутая история была сочинена, чтобы опровергнуть его незаконное происхождение и представить полноправным сыном Иосифа.
282 Царь адресовал письма (). Эта терминология не птолемеевская и больше соответствует римскому периоду. Титул (гегемон) относился к префекту Египта, a (), соответствовал римскому прокуратор. В птолемеевский период () был военным званием, а звание (), не встречается вообще. Можно ли на основании этого сделать вывод, что Иосиф использовал в качестве источника историю дома Товии в издании уже римского периода? Или он сам заменил уже не существовавшие птолемеевские звания более привычными для него римскими?
283 Относительно 'Арак эль-Эмира и резиденции Гиркана см. примеч. 69 к гл. 1 данной книги. Изображения орла и льва все еще сохранились на стенах крепости. См.: Butler Н. С. Princeton Expedition. II. А 1. P - 21. fig. 12; II. pl. 1.
284 Слова Иосифа Флавия: "он правил в этих местах семь лет" (Ant. Jud., XII, 234) следуют сразу же после рассказа о строительстве крепости "недалеко от Хесбона". Из этого ясно, что под словами "эти места" понималась не вся Трансиордания, а только округ вблизи крепости, то есть то маленькое государство, которым Гиркан правил семь последующих лет.
285 "Бен Товия" является здесь фамилией Гиркана; все его братья известны как "Бней Товия", хотя они в действительности были сыновьями Иосифа бен Товия. Может быть, правы те ученые, которые предполагают, что еврейское имя Гиркана было Товия и мы должны читать: "Гиркан, также именуемый Товия". Обычай называть сына по имени деда был очень распространен у евреев.
286 Личность Гиркана всегда привлекала исследователей. Наши немногочисленные источники скупы и, возбуждая историческое любопытство, не предоставляют достаточно материала для его удовлетворения. Отсюда проистекает стремление расширить наши знания посредством предположений. Клаузнер (Klausner ]. 1) The Author of the Book of Ecclesiastes. (Heb.) Vol. 42; 2) History of the Period of the Second Temple. Vol. 2. P. 230) видит в Гиркане автора Книги Екклесиаста (намек подобного рода можно найти у Ренана (Renan Е. Histoire du peuple d'Israel. Т. 4. Paris, 1893. P. 275). По Грессману, Гиркан считал себя Мессией, и его трагический конец послужил основой для легенды о "Мессии, сыне Иосифа" (Gressmann Н. Die ammonitischen Tobiaden. S. 668). Реалистический исторический подход, свободный от далеко идущих предположений, можно найти у Момильяно (Momigliano А. 1 Tobiadi nelle prehistoria del moto maccabaico. P. 170 ff.). По мнению автора данной книги, большее понимание личной жизни Гиркана может быть достигнуто, если исследователи обратят внимание на жизнь греков того периода, а не замкнут себя в узкие рамки еврейской жизни. Биографии Эвмена, Деметрия и Пирра, рассказанные Плутархом, смогут помочь нам понять психологию и характер Гиркана.
287 Ср.: Meyer Ed. Ursprung und Anfange des Christertums. Bd. 2. S. 32,129.
288 Klausner J. The Author of the Book of Ecclesiastes. P. 49.
289 BuchlerA. Die Tobiaden und Oniaden. S. 87. Бюхлер даже делает из Иосифа Товиада самаритянина; но это мнение не подтверждено доказательствами. Вильрих (Willrich Н. Juden und Griechen vor der Makkabaischen Erhabung) также думает, что легенда об Иосифе происходит из Самарии.
290 Надо добавить несколько слов по проблеме критического анализа источника. Каждый внимательно читающий историю Иосифа Флавия об Иосифе и его сыне Гиркане, несомненно, обнаружит определенный контраст между параграфами 154-222 и параграфами 228-236 (Ant. Jud., XII): во-первых, рассказ весьма детальный с элементами народных анекдотов; в последующих параграфах он короткий и сухой и совсем не похож на легенду. Эти два раздела отличаются и внешне: пассаж между параграфами 222 и 228 не связан с Товиадами, а в параграфе 228 Иосиф Флавий начинает заново свой рассказ и сообщает, что Гиркан был "самым младшим из братьев", как если бы он не сообщал об этом ранее. Такая несообразность побудила некоторых исследователей полагать, что Иосиф работал с двумя источниками о жизни Иосифа, один из которых был весьма подробен и полон легенд и анекдотов, а также содержал рассказ о похождениях молодого Гиркана в Египте, другой же, краткий и исторический, посвящен конфликту Гиркана с братьями и его жизни в Транс-Иордании. См., например, слова Отто, цитируемые у Мотцо (Motzo В. Saggi di Storia е Letteratura Guideo-Ellenistica. P. 191); также см.: Klausner }. History of the Period of the Second Temple. (Heb.) Vol. 2. P. 140. Я не думаю, что такое предположение оправдано. В параграфах 228-236 появляется детальное описание крепости Гиркана в Трансиордании, следовательно, эта глава также опирается на сведения семейной хроники дома Товиев и посвящена связанной с Гирканом ветви семьи. Едва ли можно предполагать, что эта семейная хроника была записана дважды двумя различными людьми. Более правильно полагать, что Иосиф Флавий использовал один источник, но первую его часть изложил подробно, в то время как Для второй использовал только некоторые сведения. Ср. замечания Мотцо на гипотезу Отто (Motzo В. Saggi di Storia е Letteratura Guideo-Ellenistica. P. 191 ff.). Подобная мешанина стала следствием решения Иосифа Флавия прервать хронологически последовательный рассказ в середине и рассказать читателю то, что произошло в царствование Селевка IV и во время первосвященника Симона, сына Онии. Такой внезапный перерыв в ходе истории изложения послужил причиной перемены стиля сообщения. Это могло также произойти потому, что последние годы жизни Гиркана предоставляли меньше материала для приукрашивания и фантазирования, чем его ранние годы, - отсюда более сухой фактический характер конца рассказа.
291 Эта дата принята большинством ученых. См. замечания Риссела (Ryssel) в работе: Kautzsch Е. Apokryphen und Pseudepigraphen des Alten Testaments. Bd. 1. Tubingen, 1900. S. 235; Smend R. Die Weisheit des Jesus Sirach. Berlin, 1906. S. 15; Schurer E. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 3. Leipzig, 1909. S. 216; Pfeiffer R. H. History of New Testament Times. New York, 1949. P. 364.
292 Сменд (Smend R. Die Weisheit des Jesus Sirach. S. 20 ff.) действительно указывает несколько пассажей у Бен Сиры, которые намекают на борьбу между Товиадами и цадокистскими священниками или на брожение среди самого сословия священников, однако я не нахожу в этих пассажах достаточных оснований для этой теории. В особенности непонятно, как можно заключить из главы L, что во времена Бен Сиры первосвященник не выполнял свою обязанность в День Искупления (Smend R. Die Weisheit des Jesus Sirach. S. 477); в источнике на это не имеется даже и намека.
293 О Бен Сире см.: Segal. Sefer Ben-Sira ha-shalem. (Heb.) 1953. P. 22 ff.; Klausner J. History of the Period of the Second Temple. (Heb.) Vol. 2. P. 233 ff.; Schurer E. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 3. S. 212 ff.; Bevan E. R. Jerusalem under the High Priests. P. 49 ff.; Pfeifer R. H. History of New Testament Times. P. 359 ff.
294 О еврейской социальной жизни во времена Бен Сиры см. статью: Schechter S. Studies in Judaism. 2nd Series. 1908. P. 55 ff. О социальных вопросах в период Второго Храма см.: Finkelstem L. The Pharisees. The Sociological Background of Their Faith. P. 1 ff.; Jeremias J. Jerusalem zur Zeit Jesu. Bd. 1-2. Gottingen, 1923-1927. Passim.
295 Ср.: Книга притчей Соломоновых 14:20; 19:4.
296 В еврейской версии, "чтобы ты не терпел". Это надо читать (как в греческом переводе), "чтобы не забыли о тебе".
297 См., например: 8:8; 11:1; 20:27; 38:3; 39:4.
298 Сменд видит в этих "великих людях" (), греческих правителей (см. его комментарии к стихам: 8:8; 20:27, и т. д.). Он не приводит доводов в пользу этого взгляда, и трудно понять, на чем он основывается. По мнению автора данной книги, Бен Сира имеет в виду еврейских лидеров в Иерусалиме. Он видит в познании "мудрости" возвышение и величие и "предстояние перед вождями", а его мудрость является традиционным еврейским учением, связанным со страхом Божьим. Что же тут общего с греческими правителями?
299 Автор этой книги может указать следующие главы Книги Еноха: 94-Ю5, особенно
94:7 sqq.; 96:7 sqq.; 97:8 sqq.; 99:12 sqq.; см. ч. I, гл. 7 данной книги.