ИОСИФ ФЛАВИЙ |
=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ
Книга двадцатая
Глава четвертая
1. Тем временем брат Изата, Монобаз, и его родственники видели благочестие царя,
его душевную чистоту и то, насколько он любим всеми. Поэтому они и сами пожелали
отказаться от своей религии и принять иудаизм. Действительно, это свое намерение
они и привели в исполнение. Между тем их поступок стал известен среди подданных;
сановники очень рассердились на это, но, впрочем, не выказывали гнева, имея
в виду выбрать удобный момент и расправиться с ними. Поэтому они написали Авии,
царю арабскому, письмо, в котором обещали ему крупную сумму денег, если он согласится
начать поход против их царя. При этом они заявили ему, что в первом же сражении
покинут Изата, ибо желают наказать его за его вероотступничество. Они готовы
были связать себя с Авиею клятвенным договором и просили его явиться поскорее.
Арабский царь согласился на это и, не откладывая, во главе большой рати двинулся
против Изата. В первой же стычке, даже еще до начала настоящего рукопашного
боя, все заговорщики по данному знаку покинули Изата и, будто охваченные паническим
ужасом, повернули тыл и бросились бежать. Впрочем, Изат не испугался этого;
он понял, что начальствующие лица совершили измену. Поэтому он сам пока отступил
к своему лагерю и стал расследовать дело. Когда же он узнал, что действительно
было заключено соглашение с царем арабским, он казнил виновных. На следующий
день он вновь сразился с врагами, перебил множество их, а всех остальных обратил
в бегство. При этом, преследуя самого арабского царя, он добрался до крепости
Арсама; он стал упорно осаждать ее и в конце концов взял ее силою. Захватив
там крупную добычу, он возвратился в Адиабену. Авию же ему не удалось поймать
живьем, так как он, находясь в таком стесненном положении, раньше чем попасть
в руки Изата, сам покончил с собою.
2. Потерпев таким образом неудачу в своем первом предприятии, так как Предвечный выдал их царю с головою, влиятельные адиабенцы, однако, не успокоились на этом, но написали новое письмо, теперь уже к парфянскому царю Вологезу, с предложением умертвить Изата и дать им какого-нибудь другого правителя, хотя бы парфянина; они ссылались при этом на свою ненависть к Изату, который изменил их древней вере и ревностно предан чужим обычаям. При этом известии царь парфянский приготовился к войне; но так как у него не было достаточного повода к ней, то он послал Изату требование отказаться от предоставленных ему его отцом (Артабаном) почетных преимуществ. В противном случае он угрожал войною. Изат очень смутился при этом известии; однако отречение от раз дарованных ему прав он считал позорным и боялся этим навлечь на себя обвинение в трусости. С другой же стороны, он также понимал, что даже в случае его отречения парфянский царь не успокоится. Поэтому Изат в такой опасности решил обратиться к всемилосердному Богу. Видя в Нем своего могущественнейшего заступника, он распорядился отвезти детей и женщин в наиболее безопасную крепость, собрать туда весь хлеб и сжечь все сено и подножный корм. Сделав эти приготовления, он стал ожидать врагов. Тем временем парфянский царь, совершая непрерывные переходы, прибыл раньше, чем его ожидали, во главе огромного пешего и конного войска, и расположился станом вблизи реки, отделяющей Адиабену от Мидия. Невдалеке от него и Изат стал лагерем, имея в своем распоряжении около шести тысяч всадников. В это время к Изату явился посланный парфянским царем вестник, который объявил, как велико могущество парфянского царя и что его владения простираются от реки Евфрата до границ Бактрии [1486]. При этом он также перечислил всех царей, находившихся у него в зависимости. Посланный грозил, что парфянский царь накажет Изата за его неблагодарность, и говорил, что от власти врага не сможет избавить его даже столь почитаемый им Бог его. Когда вестник кончил, Изат ответил ему, что он знает, насколько могущество парфян больше его собственной власти, однако он знает также и то, что Предвечный могущественнее всех в мире. Дав такой ответ, он обратился с молитвою к Богу, пал ниц, посыпал главу пеплом и стал с женами и детьми своими поститься.
Затем он обратился к Господу Богу со следующею мольбою: "Всевышний! Если я не напрасно уповал на Твою милость, считая Тебя главным заступником и владыкою, яви мне теперь свою помощь и отрази врагов не столько ради меня, сколько потому, что они дерзко отзывались о Твоем могуществе и не сдержали своего нахального языка". Так, со слезами и стенаниями, молил Изат Предвечного, и Господь услышал его: еще в ту же ночь, пока царь молился, Вологез получил письмо с извещением, что дай и саки собрали огромное войско, воспользовались его отсутствием и предают страну парфянскую разграблению. Поэтому Вологез тотчас вернулся назад, не причинив Изату ни малейшего вреда. Таким образом, Изат, благодаря заступничеству Предвечного, счастливо избавился от грозного парфянского царя.
3. Немного времени спустя Изат умер пятидесяти пяти лет от роду, на двадцать четвертом году своего правления. Он оставил после себя 24 сына и столько же дочерей. Преемником он назначил своего брата Монобаза в благодарность за то, что он во время его отсутствия, после смерти отца их, так верно сохранил ему престол. Когда Елена узнала о смерти сына, то очень опечалилась, как и подобало матери, лишившейся столь благочестивого сына. Вместе с тем ей послужило утешением известие, что преемником ему стал старший брат его. Она немедленно поспешила к Монобазу. По прибытии своем в Адиабену Елена недолго пережила сына своего Изата, но вскоре умерла от старости и от тоски по нему. Монобаз отправил останки ее и брата в Иерусалим, где распорядился похоронить их в тех трех пирамидах, которые на расстоянии трех стадий от города воздвигла Елена. О деянии же царя Монобаза во время его царствования мы расскажем впоследствии.