ИОСИФ ФЛАВИЙ |
=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =
Здесь Иосиф Флавий излагает содержание библейской книги Бытие. В самом начале он несколько осовременил библейскую географию. В частности, у него появляется Индия с рекой Гангом. Имеются авторские вставки в рассказе об Адаме и Еве. Данные Ветхого Завета о потопе дополнены свидетельствами Бероса, Иеронима, Мнасея и Николая Дамасского. Говоря о многолетии древнейших людей, Иосиф привлекает сведения Манефона, Бероса, Мохоса, Гекатея, Иеронима, Гесиода и других. В шестой главе осуществлена первая в древности попытка научного анализа генеалогической таблицы народов, приведенной в книге Бытие (10-11) и Первой книге Паралипоменон (1:4-23). Эта часть труда Иосифа Флавия послужила источником для Иеронима и Исидора.
Во второй книге Иосиф Флавий редко отходит от сюжетной линии Торы, хотя в интересных
для него местах делает пространные художественные экскурсы. Расселение сыновей
Исава в Каменистой Аравии не совпадает с данными Евсевия и других авторов. Подробный
рассказ об Иосифе Прекрасном, в сравнении с библейским, имеет некоторые сюжетные
перестановки. Иосиф не скрывает своих симпатий к личности старшего из братьев
Иосифа Прекрасного - Рувила.
Жизнеописание Моисея, предложенное Иосифом Флавием, заметно отличается от традиционного.
Здесь есть и отсутствующие в Торе предсказания о судьбе Моисея, которые были
сделаны еще до его рождения, и подробные сведения о его родителях. Рассказы
об эфиопском походе Моисея, о зависти к нему египтян, о вынужденном его появлении
в Троглодите, о приключении с дочерьми Рагуила и дружбе с ним - все это напоминает
популярные сказочные сюжеты.
В этой книге Иосиф в целом следует тексту Ветхого Завета, хотя и с некоторыми
отступлениями. К примеру, в Библии нет описания богатой добычи после победы
над амалекитянами и ее дележа между особо отличившимися в битве. Неправдоподобно
звучит утверждение о том, что никто из израильтян не погиб в этом сражении.
Книга содержит много материала о метрологии древних народов. Но эти сведения
в отдельных случаях изменялись переводчиками.
Основное содержание этой книги - описание странствий иудеев по пустыне и изложение законодательства Моисея. Здесь Иосиф Флавий довольно точно воспроизводит ветхозаветный текст. Правда, присутствуют и небольшие вставки, например описания природы и животного мира плодородной долины около Иерихона и окрестностей города Авилы у Иордана. Приведены некоторые сведения о древних календарях.
В этой книге в легендарной форме отражены реальные события, имевшие место с конца XIII в. до н. э., когда на территорию Палестины и соседних стран начали проникать со стороны восточного берега р. Иордан израильские племена. По всей вероятности, было несколько последовательных волн. Первоначально израильтяне селились на полупустынных окраинных землях, прилегающих к стране Ханаан. Легкость завоевания израильтянами хананейских городов-государств с их древними культурными традициями объясняется значительным разорением страны опустошительными походами египетских фараонов в предшествовавшие столетия. Следы египетского влияния в Палестине подтверждаются археологическим материалом. Первое упоминание союза племен Израиля в письменных источниках, относящихся к истории Восточного Средиземноморья, засвидетельствовано в надписи египетского фараона Мернептаха последней четверти XIII в. до н. э.
События в этой книге начинаются с конца XII в. до н. э., после вторжения в страны Переднего Востока с севера, с побережья и островов Средиземного моря, так называемых морских народов. Они сокрушили Хеттское царство и способствовали ослаблению сильных государств Месопотамии и Египта. Об этом нашествии нет сведений в Библии, хотя часто упоминаемые в ней филистимляне, вероятнее всего, являются осевшей в южной Палестине малоазийской ветвью морских народов. Они стали опасными врагами израильтян.
В начале этой книги описаны события, последовавшие после смерти царя Саула.
Ожесточилась борьба за власть между последователями Саула и Давидом с его сторонниками.
Иосиф Флавий, следуя за ветхозаветным текстом, сохраняет тенденцию апологии
действий и поступков Давида и его приближенных. Он искусно передает библейские
сюжеты, которые драматизируют и героизируют личность Давида как основоположника
новой царской династии.
В книге содержатся важные данные о внешней и внутренней политике Израильского
царства в правление царя Давида (около 1004-965 гг. до н. э.). Давид завоевал
Иерусалим, успешно вел борьбу с племенами Заиорданья, подчинил некоторые арамейские
государства Сирии, в том числе Дамасское царство. Удачным был его союз с царем
финикийского г. Тира Хирамом I, который способствовал успешной борьбе с филистимлянами
на суше и море.
Значительная часть этой книги посвящена описанию истории Израильского царства во время его наивысшего расцвета в правление сына Давида Соломона (965-926 гг. до н. э.), который, продолжая политику своего отца, упрочил союзнические отношения с царем Тира Хирамом I. На Красном море Соломон построил гавань Эционгебер и вместе с финикийцами отсюда начинал плавания в далекий и богатый золотом Офир. Он усовершенствовал государственное управление, разделив территорию государства на 12 провинций, установил единую систему налогообложения и государственных повинностей, организовал постоянную армию с сильными отрядами колесничих.
В этой книге продолжается повествование об истории Иудейского и Израильского царств. Если в Иудее по-прежнему правила династия Давидидов, то в северном государстве Израиль происходили беспрестанные смены династий. Самой заметной из них была основанная в 875 г. до н. э. военачальником Омри. Она правила около 50 лет, при ней Израиль пережил пору расцвета, и в ассирийских анналах IX в. до н. э. государство Израиль именуется "дом Омри".
Эта книга рассказывает о последних десятилетиях ассирийской экспансии в Палестине и соседних странах, возвышении Ново-Вавилонского царства и его ожесточенной борьбе с Египтом за господство в регионе. Иудейское царство вынуждено было подчиняться сильным захватчикам. Непрерывные войны разорили Палестину.
В начале книги рассказывается о создании самоуправляющейся иудейской гражданско-храмовой общины в Иерусалиме. Персидский царь Кир II, завоевав в 538 г. до н. э. Вавилон, разрешил восстановление Иерусалима. Ахемениды придерживались принципа терпимости к чужим религиям, в частности, иерусалимская храмовая община освобождалась от царских налогов и повинностей. На строительство города и храма даже отводились средства из доходов сирийско-палестинской сатрапии.
Хронологически эта книга охватывает период от смерти Александра Македонского
(323 г. до н. э.) до гибели Иуды Маккавея в 160 г. до н. э. Историю Иудеи Иосиф
Флавий излагает на широком фоне истории эллинистических государств, возникших
в результате распада огромной державы Александра Македонского. В первых главах
повествуется о положении Иудеи под владычеством Птолемеев, о борьбе за нее между
Птолемеями и Селевкидами. Иосиф подробно излагает легенду о создании Септуагинты
(греческого перевода Библии с древнееврейского языка) при Птолемее II Филадельфе.
Книга освещает процессы эллинизация, происходившие в Иудее, отношение к этому
различных групп населениям Немало места отведено описанию походов Антиоха IV
в Палестину, селевкидского гнета в Иудее.
Заканчивается книга повествованием о начальном этапе Маккавейской войны - национально-освободительного
восстания в Иудее против селевкидского господства.
В этой книге рассказывается о событиях 160-67 гг. до н. э. В центре повествования находится Маккавейская война (167-142 гг.), завершившаяся обретением Иудеей независимости, и история Иудеи при правлении династии Хасмонеев (от Ионатана до Александры-Саломеи). Значительная часть книги по содержанию тоже перекликается с Первой книгой Маккавейской, однако Иосиф Флавий гораздо больше внимания уделяет событиям в Египте и в государстве Селевкидов, клонившихся к упадку.
Книга посвящена событиям в Иудее от начала правления Аристобула II (67 г. до н. э.) до утверждения на царском престоле Ирода I и казни последнего правителя из хасмонейской династии Антигона (37 г. до н. э.). Историю Иудеи Иосиф Флавий излагает в тесной связи с историей Рима. Главная сюжетная линия - это покорение Иудеи Римом. Здесь фигурируют Помпей, Красс, Юлий Цезарь, Марк Антоний, Октавиан. Особым достоинством этой книги является обильное цитирование Иосифом множества официальных документов, касающихся Иудеи и евреев диаспоры, чего нет в других источниках.
Содержание книги охватывает первые восемнадцать лет правления Ирода I. Политическая
история Иудеи этого времени снова излагается Иосифом Флавием в тесной связи
с политическими событиями в Риме, приведшими к утверждению империи. Довольно
подробно рассказана история борьбы за власть между Октавианом и Антонием. Но
главное внимание автора сосредоточено на усилиях Ирода сохранить свою власть
в сложной политической ситуации, когда он, будучи союзником Антония, сумел добиться
расположения Октавиана.
Иосиф описывает беспощадные расправы Ирода с теми, кто посягал либо мог посягать
на его власть. Много внимания уделяется личной жизни жестокого правителя; центральное
место здесь занимает неистовая любовь Ирода к Мариамме, завершившаяся ужасной
трагедией. Но даже и эта сюжетная линия своеобразно накладывается на эпизод
из римской истории - пылкую и тоже трагическую любовь Марка Антония и Клеопатры.
Последняя глава книги содержит описание Иерусалимского храма, построенного Иродом
I.
Эту книгу Иосиф Флавий посвятил описанию дальнейшего правления Ирода в Иудее. В центре внимания автора - придворные интриги и взаимоотношения Ирода с римской императорской властью. Иосиф хорошо передает атмосферу подозрительности, наветов и борьбы за влияние при дворе иудейского царя. Кульминацией книги является чудовищная расправа Ирода с собственными сыновьями - Александром и Аристобулом.
Книга содержит описание событий, происходивших в Иудее в последние годы правления Ирода I и в период правления его наследника Архелая. Иосиф Флавий по-прежнему много внимания уделяет придворным интригам (заговор Антипатра против отца, раскрытый Иродом, что повлекло за собой казнь уже третьего сына жестокого властителя и расправы над многими другими людьми; борьба между родственниками Ирода I за его наследство и раздел Августом между ними владений Ирода).
Архелай, назначенный Августом правителем Иудеи, Идумеи и Самарии, установил не менее жестокий режим, чем его отец. Иосиф приводит многие факты массовых выступлений иудейского насежния против Рима и местной верхушки, служившей его опорой. Это - и два восстания в Иерусалиме, подавленные Архелаем и римскими войсками, и восстания Иуды Галилеянина, царского раба Симона, пастуха Афронта, участники которых грабили и сжигали царские дворцы, захватывали имущество местной знати. Впрочем, Иосиф с его проримскими симпатиями называет этих повстанцев разбойниками. Обстановка в Иудее была столь накаленной, что Октавиан Август предпочел сместить Архелая и включить в 6 г. н. э. территорию Иудеи в состав римской провинции Сирии.
Иосиф Флавий рассказывает здесь о событиях в Иудее после отстранения от власти Архелая (6 г. н. э.) до 40-х годов I в. Книга особенно ценна своими сведениями по истории первоначального христианства. В ней содержится знаменитый рассказ Иосифа Флавия о деятельности и распятии Иисуса, повествуется об Иоанне Крестителе, как нигде, полно рассказывается о деяниях жестокого и алчного прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Иосиф сообщает также о переписи в Иудее, проведенной сирийским наместником Квиринием.
В этой книге Иосиф Флавий тоже дает краткие характеристики "философских школ" у иудеев, добавляя на сей раз к фарисеям, саддукеям и ессеям зелотов.
Материалы этой книги являются ценным источником прежде всего по истории Римской
империи периода правления Гая Калигулы и начала правления Клавдия. Сведения
Иосифа Флавия во многом дополняют жизнеописание Калигулы, составленное Светонием.
Уникален материал Иосифа о событиях, связанных с убийством Калигулы и провозглашением
императором Клавдия.
Завершающая книга "Иудейских древностей" охватывает период с 44 по 66 г. Основная ее сюжетная линия - описание нарастания недовольства в Иудее, которое в итоге вылилось в Иудейскую войну. По мнению Иосифа Флавия, главной причиной смут и войны явилось безудержное самоуправство римских прокураторов, особенно Гессия Флора, а также действия "разбойников", под которыми он подразумевает различные движения, в разных формах (мессианские учения, восстания, индивидуальный террор, грабежи имущества знати) выступавшие против римского владычества и засилья местной аристократии.
В книге также приведен интересный материал по истории Рима, Парфии и особенно Адиабены, правитель которой, Изат, принял иудаизм.