ИОСИФ ФЛАВИЙ |
=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ
Книга одиннадцатая
Глава вторая
1. Пока [иудеи] клали фундамент храма и особенно усердно занимались постройкой
последнего, соседние племена, преимущественно же хуфейцы [949], которых царь
ассирийский Салманасар [950] вывел из Персии и Мидии и поселил в Самарии, когда
покорил себе народ израильский, стали просить сатрапов и прочих [царских] уполномоченных
воспрепятствовать иудеям в восстановлении города и постройке храма. Уполномоченные,
будучи подкуплены хуфейцами, в угоду последним стали относиться нерадиво и беспечно
к сооружению евреями построек. Между тем Киру было некогда думать об этом ввиду
того, что он был занят войной; во время же своего похода на массагетов [951]
он умер [952]. Когда же на царский престол вступил Камбиз [953], сын Кира, то
жители Сирии, Финикии, Аммонитиды, Моавитиды и Самарии отправили Камбизу письмо
следующего содержания: "Владыка! Рабы твои, Рафим-историограф, Семелий-книжник
и члены сирийского и финикийского суда [шлют тебе привет]. Знай, царь, что [некогда]
уведенные в Вавилон иудеи прибыли теперь в нашу страну, отстраивают свой отступнический
гнусный город с его площадями, сооружают стены и вновь восстанавливают храм.
Будь, однако, уверен, что, если они закончат эти постройки, они не станут ни
платить податей, ни пожелают повиноваться, но восстанут на царей и предпочтут
сами властвовать, чем повиноваться. А так как они очень энергично и усердно
принялись за отстройку своего храма, то мы, о царь, решили написать тебе и не
упустить случая напомнить тебе, чтобы ты [сам] пересмотрел летописи своих предков.
Тут ты найдешь указания на то, что иудеи с их городом изменники и враги [персидских]
царей и что по этой именно причине город их теперь разрушен. Вместе с тем мы
сочли нужным обратить твое внимание еще на один, несомненно тебе также неизвестный
предмет, а именно что, когда город таким образом будет вновь отстроен и повсюду
окружен стенами, тебе будет отрезан доступ в Келесирию и Финикию".
2. Когда Камбиз прочитал это письмо, то, будучи человеком подлого характера, весь проникся указанным наветом и написал следующий ответ:
"Царь Камбиз историку Рафиму, Велсему, книжнику Семелию и всем остальным своим подчиненным, живущим в Самарии и Финикии, сообщает следующее: прочитав присланное мне вами письмо, я повелел справиться в летописях моих предков и узнал, что [указанный вами] город искони был враждебен [персидским] царям и что жители его [постоянно] были заняты возмущениями и войнами. Вместе с тем мы узнали, что цари их (иудеев) были могущественны и деспотичны и налагали дань на Келесирию и Финикию. Поэтому я распорядился не разрешать иудеям вновь отстраивать их город, дабы еще более не возросла их постоянно проявлявшаяся по отношению к царям [персидским] ненависть".
По прочтении этого письма Рафим, книжник Семелий и их подчиненные немедленно сели на коней и поспешили в Иерусалим, собрали там большую толпу народа и объявили иудеям запрещение отстраивать город и храм. Таким образом эти сооружения приостановились вплоть до второго года правления персидского царя Дария, т. е. в течение целых девяти лет. Процарствовав шесть лет и подчинив себе тем временем Египет, Камбиз по возвращении своем умер в Дамаске [954].