ИОСИФ ФЛАВИЙ |
=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ
Книга девятая
Глава третья
1. Заняв царский престол, Иорам решил пойти войною на царя моавитского Мису
[812], потому что последний, как мы уже сообщали выше, отложился от его брата
и перестал платить ему дань, которую он выплачивал отцу его Ахаву (а именно
двести тысяч нестриженых овец). Итак, собрав свою собственную рать, он послал
к Иосафату приглашение участвовать с ним в качестве союзника в предстоящей войне
с отпавшими от него моавитянами, причем указывал на его (Иосафата) давнишнюю
дружбу с его отцом. Иосафат обещал не только лично оказать ему поддержку, но
и постараться принудить к участию в этом походе подчиненного ему идумейского
царя. Получив со стороны Иосафата такие благоприятные обещания относительно
участия в войне, Иорам со своим войском прибыл в Иерусалим, где был блестяще
принят царем иерусалимским. Решив идти на врагов через идумейскую пустыню, откуда
нельзя было ожидать нападения моавитян, три царя, иерусалимский, самаритянский
и идумейский, выступили из Иерусалима. Так как проводники сбились с дороги,
то они в течение семи дней блуждали по пустыне, пока наконец не почувствовали
такой недостаток воды для скота и людей, что все впали в крайнее уныние. Особенно
страдал Иорам. В горе своем он громко взывал к Господу Богу, по какой причине
и за какие провинности Он завел трех царей столь далеко и теперь собирается
без боя предать их в руки моавитского царя. Между тем праведник Иосафат старался
подбодрить его и послал в лагерь с запросом, не последовал ли за войском какой-нибудь
пророк истинного Бога, чтобы через него можно было узнать от Всевышнего, что
следует предпринять. Один из приближенных Иорама ответил, что он видел в лагере
ученика Илии, сына Сафатова, Елисея. Тогда, по приглашению Иосафата, три царя
отправились к пророку. Подойдя к палатке Елисея, расположенной вне стана, они
стали вопрошать его относительно участи, ожидающей войско. Особенно настойчивы
были расспросы Иорама. Когда же Елисей просил не приставать к нему, но отправиться
к пророкам родителей Иорама (эти-де пророки будут настоящими), царь стал еще
настойчивее просить предсказать им будущую их судьбу и спасти их. Елисей дал
клятвенное уверение, что Предвечный ни за что не ответил бы на запрос царя,
если бы Иосафат не бьи таким богобоязненным и справедливым государем. Затем,
по его требованию, был приведен человек, умевший играть на цитре, и когда во
время его игры пророк впал в экстаз, то велел царям вырыть в ложе реки целый
ряд ям. При этом он заявил им, что, хотя и не заметно туч, нет ветра и нет дождя,
они скоро увидят, как река наполнится водою, так что как войска, так и скот
смогут утолить свою жажду и тем спастись. "Впрочем,- сказал Елисей,- Господь
Бог пошлет вам не только это, но и дарует вам победу над врагами; вы возьмете
лучшие и укрепленнейшие города моавитян, вырубите их плодовые деревья, опустошите
страну их и осушите их ключи и реки".
2. Сообразно предсказанию пророка, на следующий день, еще до восхода солнца, река обильно наполнилась водою (ибо в Идумее, за три дня пути от них, Господь Бог послал сильный дождь [813]), так что и войско, и вьючный скот могли вволю утолить свою жажду.
Когда же моавитяне услышали, что на них идут войною три царя и направляют путь свой чрез пустыню, то моавитский царь немедленно собрал свое войско и велел ему расположиться лагерем на горах [814], чтобы враги не вторглись в их страну незамеченными. Когда моавитяне при восходе солнца взглянули на реку (которая лишь небольшою частью своею протекала по их владениям) и заметили, что вода совершенно кровавого цвета (а между тем в это время вода очень значительно окрашивается в багровый цвет от света зари), то ими овладело, совершенно, впрочем, неосновательное, подозрение, что враги вследствие мучений жажды перебили друг друга и что река обагрена их кровью. Итак, основываясь на таком ложном предположении, моавитяне обратились к царю своему с просьбою разрешить им приступить к разграблению неприятельского стана; затем они все отправились в лагерь мнимопогибших врагов, думая, что там их ожидает добыча, овладеть которою будет крайне удобно. Но им пришлось ошибиться в своем расчете: враги окружили моавитян со всех сторон, так что часть их была изрублена, часть же обращена в беспорядочное бегство, во время которого они устремились в пределы своей страны. Союзные цари в свою очередь ворвались во владения моавитян, разрушили их города, испортили их поля и сделали их и впредь негодными, накидав на них каменьев из реки, вырубили наилучшие деревья, запрудили все источники и до основания срыли их постройки. Моавитский царь между тем бежал в один город и подвергся тут осаде. Видя, что этому городу угрожает опасность быть взятым приступом, он решился в сопровождении семисот всадников сделать вылазку из города и быстрым натиском прорваться сквозь ту часть неприятельского стана, которую он считал наименее охраняемой. Однако попытка эта ему не удалась, потому что он нашел в том месте значительную стражу, так что ему пришлось возвратиться в город. Тут ои решился на отчаянное н крайнее средство: он вывел на городскую стену старшего из своих сыновей, будущего своего преемника, выставил его напоказ всем и затем сам заклал его, принося его в жертву своему богу [815]. При виде этого союзные царя сжалились над его отчаянием и в порыве сострадания прекратили осаду. Затем каждый из них вернулся в свою страну [816].
По возвращении в Иерусалим Иосафат немного прожил после описанного похода, пользуясь глубоким миром. Затем он умер шестидесяти лет, из которых царствовал в продолжение двадцати пяти. Похоронен он был в Иерусалиме с большою пышностью: во всех своих поступках он брал себе в пример Давида [817].