ИОСИФ ФЛАВИЙ |
=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ
Книга восьмая
Глава девятая
1. В городе [Вифиле] находился [в то время] гнусный старый лжепророк, которого
Иеровоам очень почитал, потому что тот обманывал его такими предвещаниями, которые
были приятны царю. Вследствие своей старческой немощи, этот человек почти не
покидал уже своего ложа, и поэтому сыновья его рассказали ему о случае с прибывшим
из Иерусалима пророком и о совершенных последним чудесах. Когда же дети его
сообщили ему, как по просьбе Иеровоама у последнего вновь ожила рука, старик
испугался, как бы чужой прорицатель не затмил его самого в глазах царя и не
снискал бы себе большего, чем пользовался он сам, благоволения Иеровоама, и
велел своим сыновьям немедленно оседлать осла и приготовить его ему для поездки.
Сыновья поспешили исполнить это приказание, и затем старик сел на осла и направился
вслед за пророком [Иадоном], которого наконец и настиг отдыхающим под огромным
ветвистым и тенистым дубом. Приветствовав его сначала, он затем выразил ему
упрек за то, что Иадон не зашел к нему и не воспользовался его гостеприимством.
Когда же последний возразил, что Господь Бог запретил ему останавливаться у
кого бы то ни было в этом городе, то старик заметил: "Но во всяком случае
это запрещение Господне не относится ко мне и со мною ты мог бы разделить свою
трапезу; ведь я такой же пророк, как и ты, и отличаюсь таким же, как и ты, богопочитанием.
Теперь же я послан Предвечным с поручением пригласить тебя к себе разделить
со мною трапезу".
Иадон послушался этих лживых слов и вернулся назад. В то время, однако, пока они еще закусывали и благодушно разговаривали друг с другом. Господь Бог внезапно явился Иадону и объявил ему, что он будет наказан за нарушение Его повеления и вот в чем будет состоять это наказание: когда он выступит в путь, на него нападет лев, который растерзает его и лишит его таким образом погребения вблизи могил его предков. В этом, думается мне, следует видеть особенное решение Господа Бога, решение, в силу которого Иеровоам путем заведомо ложного сообщения был удержан от того, чтобы поверить словам Иадона. В то время как Иадон совершал обратное путешествие свое в Иерусалим, на него действительно напал лев и, сорвав его с осла, растерзал до смерти. При этом он не причинил ослу ни малейшего вреда, но лег возле него и тела умерщвленного пророка у дороги и стерег их до тех пор, пока несколько путешественников не увидали этого и, придя в город [Вифил], не сообщили об этом лжепророку. Последний поручил сыновьям своим доставить труп [Иадона] в город и устроил затем пышные похороны, причем распорядился, чтобы в случае, если он сам умрет, его похоронили бы рядом с Иадоном. Тут же старик сказал, что все предсказания Иадоном относительно судьбы города [Вифила], жертвенника, священнослужителей и лжепророков воистину исполнятся и что он сам после своей смерти лишь в том случае не подвергнется поруганию, если будет похоронен в одной с Иадоном могиле, так что нельзя будет различить их останков. Несмотря, однако, на то, что старик [торжественно] похоронил пророка [Иадона] и сделал в присутствии сыновей своих вышеуказанные распоряжения, он был настолько непорядочен и безбожен, что пришел к Иеровоаму и сказал ему:
"Каким образом мог ты смутиться от слов безумца?" Когда же царь указал старику на случай с жертвенником и с его собственною рукою, видя в этом несомненный признак божественности Иадона и называя последнего поистине великим пророком, тогда старик злонамеренно начал оспаривать это убеждение царя и лживыми речами вызывать в нем сомнения в истинности божественной миссий Иадона. Дело в том, что старик постарался убедить Иеровоама, что рука последнего просто утомилась от поднимания большого количества частей жертвенных животных и поэтому вдруг перестала служить ему, затем же, после отдыха, вновь вернулась к прежнему своему состоянию и что алтарь, будучи сооружен недавно и отягченный массою больших жертвоприношений, вполне ее тественно поддался и обрушился под тяжестью последних. Вместе с тем он указал царю и на смерть того прорицателя, а именно, что он был растерзан львом: уже это одно достаточно показывает, что Иадон не был настоящим пророком [766]. Такими речами старику удалось окончательно убедить царя отвратить сердце от Господа Бога, от праведности и благочестия и склонить его к беззакониям. И Иеровоам зашел настолько далеко в презрении к Всевышнему и в своих беззакониях, что стал ежедневно придумывать все новые и более гадкие гнусности. Этого, впрочем, пока достаточно относительно Иеровоама [767].