ИОСИФ ФЛАВИЙ |
=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ
Книга шестая
Комментарии
[558] Даган (Дагон) - западно-семитский бог растительности, бури и дождей, почитался в Сирии, Палестине и Двуречье.
[559] В основу рассказанного в этой главе легло содержание Первой книги Царств (5-7:2).
[560] Собственно "вышка" - находилась в области колена Вениаминова, (Биньями) к северо-западу от Иерусалима. Сейчас, на месте предполагаемой гробницы Самуила, возвышается мечеть Неби Самвил (т. е. пророка Самуила). (Перев.)
[561] В Септуагинте - Вефхор, город в южной части Палестины.
[563] См. выше, IV, 7, 4, где этот город назван Ариманом.
[564] См. 1 Цар. 7:15-17; 8:1-22.
[566] Рахиль, по кн. Бытие (35:16-19), похоронена по дороге из Вефиля в Ефрафу.
[567] Ср.: 1 Цар. 9:1-26; 10:1-27.
[568] Об этом городе см. выше, V, 2, 11.
[569] О точном местоположении этого города ничего не известно.
[570] Схойнос - египетская мера длины. Древние писатели сильно расходятся в определении этой меры, которая, видимо, колебалась между 30 и 120 стадиями. (Перев.)
[572] Библейский Михмас (собственно - "потайной угол") - город в области колена Вениаминова.
[573] Одним из основных положений Моисеева законодательства является, как известно, запрещение употреблять в пищу кровь. Ср.: книги Бытие (9 :4), Левит (3:17, 7:26, 17:10; 19:26) и Второзаконие (12:16, 23 и след.), из которых вытекает, что, по древнему представлению, кровь - вместилище души, а у животных кровь заменяет душу. (Перев.)
[574] Здесь, очевидно, вкралась неточность. Имя первосвященника было Ахия, он был сыном Ахитува. Вся его родословная до Илии дана в Первой книге Царств (14:3).
[575] Во Второй книге Царств (8:3 и след.; 10:6-15) также упоминается царь Совы, которого Давид дважды победил. О положении государства, или города, Совы, имя которого упоминается и в ассирийских текстах, пока ничего определенного сказать нельзя. Вероятнее всего, он был расположен к северу от Палестины между Средиземным морем и Евфратом.
[577] Этот город находился в Нижнем Египте на восточном рукаве Нила. Будучи ключом к Египту, он неоднократно был свидетелем военных действий (ср.: Геродот. II, 14; III, 10; Диодор. 15, 42; 16, 48 и след.; Плутарх. Антоний. 74; Ливий. 45, 11 и др.). (Перев.)
[578] В Библии здесь названы не сикимитяне, а кенитяне.
[579] В основу содержания этой главы положена Первая книга Царств (15:1-34).
[580] Предание сообщает: "Когда Самуил захотел помазать на царство Елиава, то елей не стал вытекать из сосуда (рога); то же самое странное явление повторялось и при попытках пророка с другими братьями. Когда же очередь дошла до Давида, то елей свободно потек из сосуда и окропил голову - юноши". (Перев.)
[581] События в этой главе изложены по Первой книге Царств (15:34-16:23).
[582] Сохо и Азика - города на иудейской низменности, где была дубовая роща - место поединка Давида и Голиафа. (Перев.)
[583] Сохранился рассказ об интересном приключении Давида. Когда тот был еще совсем маленьким мальчиком, он уже пас стада отца. Однажды на пастбище Давид нашел какого-то спавшего там зверя, влез на него и стал возиться на нем. От этого зверь проснулся и поднялся на ноги. Каковы же были изумление и ужас мальчика, когда зверь оказался мифическим гигантским Реемом, достигавшим головой неба. Давид обратился с мольбой к Богу, который заставил зверя опуститься на колени и тем самым спас мальчика. В связи с этим и выше рассказанными эпизодами стоит и сообщаемое арабским историком Табари предание о приключении со львом. (Перев.)
[584] В предании рассказывается, что когда Давид надел на себя панцирь Шаула, то последний пришелся ему как раз впору, несмотря на исполинский рост царя. В этому чуде Шаул усмотрел предзнаменование, что Давид займет его место на престоле, юноша же заметил недоброжелательный взгляд царя и поэтому поспешил освободиться от этого вооружения. (Перев.)
[585] По данным околобиблейской литературы, эти камни были им взяты в расчете призвать во время метания последовательно Бога, Аарона и патриархов Авраама, Исаака к Иакова, что он и сделал на самом деле. Арабские писатели рассказывают, что камни сами просили Давида взять их для борьбы с Голиафом, что три захваченных Давидом и положенных им в пастушескую сумку камня сами собой слились воедино и образовали одну огромную глыбу. (Перев.)
[588] Это явная неточность у Иосифа Флавия. Первая книга Царств (19:16) рассказывает о статуе и козьей шкуре. Михала положила под одеяло довольно большую статую домашнего божества Терафима, а голову его покрыла козьею шкурою, чтобы издали казалось, будто видны волосы спящего. (Перев.)
[589] В Септуагинте это место названо Naiad (1 Цар. 19:18), где находились школы и общежития пророков, впервые строго и точно организованные Самуилом. Здесь Самуил и Давид могли себя чувствовать в большей безопасности от Шаула, чем в любом другом месте. (Перев.)
[590] Напротив, в Первой книге Царств (20:20-22) сказано: "А я в ту сторону пущу три стрелы, как будто стреляя в цель; потом пошлю отрока, говоря: "пойди, найди стрелы"; и если я скажу отроку: "вот стрелы сзади тебя, возьми их,- то приди ко мне, ибо мир тебе, и, жив Господь, ничего тебе не будет; если же так скажу отроку: "вот, стрелы впереди тебя", то ты уходи, ибо отпускает тебя Господь; а тому, что мы говорили, я и ты, свидетель Господь между мною и тобою во веки". (Перев.)
[591] Ср.: 1 Цар. 18:18-21:15.
[592] Нава, или Нова,- город вблизи Иерусалима, откуда его можно было, благодаря недалекому расстоянию, хорошо видеть. (Перев.)
[593] В двух местах Ветхого Завета (1 Цар. 21:7 и Пс. 51:2) этот Доик назван идумеянином. (Перев.)
[594] Библейский Одоллам. Этот город относился к числу древнейших хананейских поселений и лежал в низменности, известной под именем Шефелы. Пещере же Адуллам, по преданию, соответствует огромная пещера к юго-западу от Вифлеема. (Перев.)
[595] В этом месте греческий текст оригинала испорчен. (Перев.)
[596] В еврейском оригинале (1 Цар. 22:5/ - Хорет, тогда как в Септуагинте, которой, очевидно, и придерживался Иосиф Флавий, передано: "полис Сарик". (Перев.)
[597] Иосиф Флавий и здесь придерживался текста Септуагинты, а не подлинника Библии, где сказано (1 Цар. 22:6), что "услышал Шаул, что Давид появился и люди, бывшие с ним. Шаул сидел тогда в Гиве под дубом на горе, с копьем в руке, и все слуги его окружали его".
[600] Город Килла, библейский Кеиль, находился недалеко от Елевтерополя, на пути в Хеврон, на иудейской равнине на границе с филистимлянами. Ныне это развалины под названием Кила. (Перев.)
[601] Дословно "козий колодец", находится в южной части Палестины на берегу Мертвого моря. (Перев.)
[602] И здесь Иосиф Флавий следует неверному переводу Септуагинты, где значение "лес", "чаща" в Первой книге Царств (23:15, 16) интерпретировано как название города. (Перев.)
[603] Современное Телль Цифа недалеко от древнего Хеврона. (Перев.)
[604] Эта пустыня находится к юго-западу от Хеврона, недалеко от горы Кармел, где был и город Маон. (Перев.)
[605] Эти теснины, очевидно, идентичны с указанными в Первой книге Царств (24:1-2) близ Эйн-Геди. (Перев.)
[606] Этот город известен под именем Маона и находился вблизи горы Кармел, сохранились его развалины. (Перев.)
[607] Филистимлянский город, развалины которого сохранились к востоку от Газы. (Перев.)
[608] В основу рассказанного в этой главе легли данные Первой книги Царств (23-27).
[609] Местность неизвестная, о ней не упоминается в Библии. (Перев.)
[611] Ныне это маленькая деревушка Сунем на склонах малого Гермона. (Перев.)
[612] Это горный хребет Гилбоа близ Скифополя, ныне Джебель Факуа.
[613] Ендор - маленькое, первоначально филистимлянское поселение на северной стороне Малого Гермона, современный Эндур, или Хондурах.
[614] И здесь Иосиф Флавий заметно отходит от библейского текста.
[616] Астарта (Ашторет) - древнесемитская богиня плодородия, почитавшаяся в Финикии, была богиней любви и брака.
[617] В Библии нет указаний на продолжительность правления Шаула.
[618] С пятого параграфа этой главы содержание соответствует Первой книге Царств (29-31) и Первой книге Паралипоменон (10:1-14)