ИОСИФ ФЛАВИЙ |
=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ
Книга шестая
Глава восьмая
1. Между тем Шаул, поняв, что он своими преступлениями стал во враждебные к
Господу Богу отношения, возвратился в резиденцию свою Гаву (это слово в переводе
означает "холм") и с тех пор уже более не показывался на глаза пророку.
Так как Самуил тем временем очень печалился о Шауле, то Господь Бог велел ему
оставить о нем заботу, захватить священного елея и, отправившись в город Вифлеем
к Иессею, сыну Овида, помазать в качестве будущего царя того из сыновей Иессея,
которого Он ему укажет. Но Самуил заявил, что боится сделать это, так как Шаул
сможет узнать обо всем и умертвить его либо исподтишка, либо совершенно открыто.
Когда же Предвечный уверил старца в Своей поддержке и в полной безопасности,
тот отправился в путь и прибыл в названный город. Все население последнего с
восторгом приветствовало его и стало расспрашивать о причине его прибытия, на
что Самуил отвечал, что прибыл, чтобы принести жертву Господу Богу. По совершении
затем, действительно, жертвоприношения, пророк пригласил к участию в жертвенной
трапезе Иессея с его сыновьями, и когда он увидел его старшего сына, юношу статного
роста и красивой наружности, он счел его по этим признакам будущим царем. Однако
в этом он ошибся, не предугадав решения Предвечного, потому что, вопросив Господа
Бога, не следует ли ему помазать юношу, который в нем самом вызвал удивление
своею внешностью и которого он поэтому счел достойным царской власти, пророк
получил в ответе, что суждения Господа Бога не сходятся с воззрениями людскими.
"Ты, конечно,- сказал Предвечный,- взираешь лишь на телесную красоту юноши
и только на основании ее считаешь его достойным царствовать, тогда как Я предоставлю
царскую власть не в награду за физическую красоту, а за достоинства духовные,
выискивая того, кто бы был совершенством в этом отношении и отличался бы благочестием,
любовью к справедливости, мужеством, повиновением, что все вместе составляет
душевную красоту". Ввиду таких слов Предвечного, Самуил приказал Иессею
показать ему всех своих сыновей, на что тот позвал и прочих, из которых старший
назывался Елиавом, второй - Аминадавом, третий - Самалом, четвертый - Нафанаилом,
пятый - Раилом, а шестой - Асамом. Взглянув на них и увидев, что никто из них
по красоте своей не уступает старшему, Самуил вопросил Господа Бога, кого из
них выбрать в цари. Когда же был получен ответ, что ни один из них недостоин
царствовать, то старец спросил Иессея, нет ли у него еще каких-нибудь других
сыновей. Тот ответил, что есть еще один, Давид, служащий у него в пастухах и
смотрящий за мелким скотом. Самуил велел немедленно позвать и его, так как,
по его словам, без него нельзя приступить к трапезе. Когда же явился Давид,
за которым послал отец, и перед старцем предстал красивый юноша с русыми волосами,
загорелым лицом и живыми глазами, то Самуил подумал про себя:
"Это именно и есть избранник Божий". Затем он сам сел за стол, усадил рядом с собою юношу Давида, а дальше поместил Иессея с остальными его сыновьями. Потом он на глазах Давида вынул сосуд с елеем и, помазав его, шепнул ему тихо, что Господь Бог избирает его на царство [580]. При этом он наставлял его бить всегда справедливым и покорно исполнять повеления Предвечного, ибо только под этим условием царская власть останется долгое время в руках его, дом его будет славным и знаменитым, он победит также филистимлян, равно как и другие народы, с которыми вступит в борьбу, стяжает себе прочную славу своими военными подвигами не только при жизни, но и передаст эту славу своим потомкам.
2. После таких наставлений Самуил вернулся домой, Давида же обуял дух Божий, покинувший тем временем Шаула, и он начал, с этим переходом на него духа Господнего, предвещать будущее. Шаул с этих пор почувствовал себя одержимым какою-то странною болезнью, выражавшеюся у него в ощущении, будто его душат злые демоны. Против этого врачи не были в состоянии придумать какое-нибудь средство, кроме того, что следовало найти человека, который бы был отличным певцом и виртуозом на арфе и мог бы всякий раз, как злые духи обуяют и начнут мучить царя, стать у изголовья больного и начать свою игру и пение. Шаул принял этот совет к сведению и тотчас же велел отыскать подходящего человека. Когда же один из царских приближенных заявил, что он знает в городе Вифлееме сына Иессея, еще совсем молодого мальчика, благонравного и красивого, который, помимо всяких других преимуществ, отличается уменьем играть на арфе и складывать песни, да и вдобавок является еще и отличным воином, Шаул отправил к Иессею послов с требованием отпустить к нему сына его, пастуха Давида, так как он столь много слышал о красоте и мужестве юноши, что теперь захотел увидеть его лично. Иессей отправил сына с почетными подарками к Шаулу. Увидев его, Шаул сразу почувствовал к нему расположение и, сделав его своим оруженосцем, стал оказывать ему всякие почести, так как юноша очень нравился ему. При этом всякий раз, как злые духи приводили царя в смятение, Давид являлся единственным врачом этого недуга: он пел царю свои песни, играл на арфе и тем приводил Шаула в себя. Ввиду этого последний отправил к отцу юноши, Иессею, послов с просьбою совершенно предоставить в его распоряжение Давида, потому что один вид и присутствие последнего уже доставляют ему облегчение. Иессей не считал возможным отказать Шаулу в просьбе и согласился предоставить ему Давида [581].