Хафец Хаим - "Жаждущий жизни"ОТКРОЮ УСТА СВОИ В ПРИТЧЕ |
Рассказанное здесь должно очень сильно помочь каждому исполнять предписания Торы. Мудрецы Талмуда говорят так: "Пришел Давид и свел их (основы веры) к одиннадцати, как сказано: "Б-же! Кто будет жить в шатре Твоем, кто поселится на горе святости твоей?" Пришел Миха и свел их к трем (...). Пришел Хаввакук и свел их к одному, как сказано: "И праведник верою своей будет жив"". Здесь не имеется в виду, Б-же упаси, что все они призывали выполнять лишь те заповеди, которые подчеркнули. И Хаввакук тоже не имел в виду, что требуется только вера. Ведь в Торе записано: "Не добавляй и не убавляй", а также: "Скрытое - Г-споду Б-гу нашему, а открытое - нам и детям нашим навечно, чтобы исполнять все слова Торы этой". И еще несколько стихов Торы говорят то же самое.
Вот что имеется здесь в виду. Каждый из этих людей видел, что его поколение просто не в состоянии настолько собраться с силами, чтобы исполнить все целиком. Поэтому каждый посоветовал своим современникам обратить особенное внимание хотя бы на главные вещи, от которых со временем можно перейти к полному соблюдению заповедей. Как если бы человек тонул в глубокой реке и вдруг увидел дерево, склонившееся над водой, - сначала он высунет руку из воды и ухватится за одну крепкую ветку, чтобы удержаться на поверхности, а затем уже обхватит ствол и закричит, созывая людей на помощь.
То же самое сделал Хаввакук, когда советовал наибольшее внимание уделить вопросам веры - имеется в виду вера в Б-жественную Тору (ведь человека, не верящего в Б-жественную Тору, не стал бы пророк называть праведником ни в коем случае, а стих говорит: "И праведник верою будет жить"), А на этой вере уже можно основать исполнение всей Торы. Ведь даже если прочесть текст Торы, понимая лишь простой смысл, придет душа в благоговейный восторг! (И я обращаюсь здесь к тем людям, которые говорят, что верят, но при этом почти не тратят сил на исполнение заповедей Торы; и тем более нет у них любви к Торе: из-за многих грехов наших не дают они своим детям изучать Тору. - Прим. сост.)
И вот с чем можно было бы сравнить это. В некоем месте правил великий царь, знаменитый всюду своей мудростью - не было в мире второго такого мудреца! И властвовал он над несколькими провинциями. Однажды поехал он вместе со своими знатными военачальниками и наместниками, а также несколькими тысячами войска в маленький городок. Собрал царь жителей и говорил с ними лицом к лицу, чтобы побудить их сделать что-то для него.
Что сказали бы люди, узнав об этом? Разумеется, вот что: "Раз этот царь превзошел мудростью всех людей, то что можем мы подумать о его решении собрать всех министров и поехать в этот маленький город, чтобы говорить с его жителями о каком-то деле? Пусть мы и не понимаем, чем так уж важно это дело, - но можем быть уверены, что на самом деле это - задача выдающей важности, от которой зависит благополучие всего царства".
И если уж мы сказали бы так даже о земном царе, то уж тем более и в тысячу тысяч раз больше - о Царе царей всех царей, Святом, благословен Он! А в Торе написано прямо, что Он спустился на гору Синай на глазах всего народа. И совершенно не по положению Его спускаться из места обитания святости Его, Седьмого неба, в нижний, материальный, мир (ведь весь этот мир - не больше горчичного зернышка даже в сравнении с миром небесных светил, согласно утверждениям исследователей. - Прим. сост.). И когда Мидраш перечисляет спуск на десять уровней ниже (описанных в Торе ситуаций, когда персонажи оставляли подобающий им уровень. - Прим. тр.), спуск Б-га на гору Синай там тоже упоминается.
Спустившись же, Б-г повелел собрать к Нему весь народ, чтобы говорить с ним, как сказано: "...когда сказал Б-г мне: Собери Мне народ этот, и сообщу Я им слова Мои". И вот явился Он сюда с десятками тысяч ангелов святых и принес свиток Торы, как сказано: "Б-г с Синая пришел (...) и явился с десятками тысяч святых, из правой руки Его - огонь Закона для них". (Дело в том, что в данных тогда Десяти Заповедях заключена вся Тора, как написано в трудах Первых мудрецов наших. - Прим. сост.) И в Псалмах также написано: "Колесница Б-га - тысячи десятков тысяч, с которыми появился Б-г на Синае в святости".
И беседовал Б-г с народом лицом к лицу (если только можно так сказать), согласно свидетельству Торы: "Лицом к лицу говорил Б-г с вами". И он наставлял его в соблюдении Торы, как рассказывается в главах Итро и Ваэтханан. И всего этого удостоились мы лишь в заслугу праотцев наших святых, ибо сказано в Торе: "Вот, Б-гу, Г-споду твоему, принадлежат небеса и небеса небес, земля и все, что на ней; только отцов твоих возжелал Б-г, любя их, и избрал потомство их после них - вас, - из всех народов..." И все это - лишь ради нас (ибо Ему-то все равно, как свидетельствует стих: "Если ты праведен, что ты (этим. - Прим. пер.) дашь Ему? Если же захочешь ты стать злодеем, - чем сможешь ты повредить Ему?"). Писание говорит об этом так: "И повелел нам Б-г исполнять все правила эти, чтобы благо было нам все дни..."
И если вдумается человек во все это и представит себе, как Он Сам взял на Себя труд (если можно так сказать) во всем Почете и грозности своей явиться к нам в наше низкое жилище, в этот мир, чтобы говорить с нами, и что Он Сам принес нам Тору - с какой покорностью и с какой радостью принял бы он Тору Его и сколь охотно стал бы исполнять все сказанное в ней! А если люди поступают наоборот: и сами не обращаются лицом к Торе, и детям своим не дают изучать ее, - какое горькое оскорбление наносят они ей!
Можно сравнить это с тем, как царь вручает своему слуге почетный орден, который к тому же усыпан бриллиантами и стоит несколько тысяч золотых, а слуга отказывается принять его или принимает, но никогда не носит на груди. Разве не наносит он царю оскорбления своим поведением, и если узнает царь об этом, разве не сочтет он этого слугу бунтовщиком? О Торе можно сказать то же самое: ее вручил нам Сам Святой, благословен Он, лично, и драгоценнее она, чем жемчуг! Так что своим поведением эти люди демонстрируют лишь недостаток веры.
И все, что мы сказали, содержится в высказывании из трактата^ вот: "Сказал рабби Йегошуа бен Леви: "Каждый день с горы Хорев исходит голос, провозглашающий: "Горе людям, нанесшим обиду Торе!"" И непонятно, кто же на самом деле слышал этот голос, и многие комментаторы обсуждают это. Мне же представляется, что этот "голос" есть отзвук того грозного голоса, который звучал, когда на гору Хорев спустился Святой, благословен Он, лично, и заговорил с нами, и даровал нам Тору. И если человек отказывается принять ее в радости и исполнять, тот самый голос как бы объявляет нам: "Горе людям, нанесшим обиду Торе!"
Сказанное нами на самом деле прямо написано в одном из стихов Торы в главе "Ваэтханан": "Только остерегайся и храни душу свою всеми силами, чтобы не забыть те вещи, что видели глаза твои, и чтобы не отошли они от твоего сердца все дни жизни твоей; и сообщи их сыновьям твоим и сыновьям сыновей твоих: день, когда стоял ты пред Г-сподом Б-гом твоим в Хореве, когда сказал Б-г мне: "Собери Мне народ этот, и сообщу я им слова Мои"". Смотри, Писание говорит: "...и храни душу свою всеми силами, чтобы не забыл ты... все дни жизни твоей". Отсюда мы можем заключить, что это - главнейшая основа Служения Б-гу. И именно это имел в виду Талмуд, когда сказал: "Пришел Хаввакук и свел их к одному", то есть к вере в Тору. Будет у человека вера в Тору - с течением времени он непременно начнет исполнять ее всю.
Хомат га-Дат, 12