Хафец Хаим - "Жаждущий жизни"ОТКРОЮ УСТА СВОИ В ПРИТЧЕ |
Стих из Писания "Между праведником и злодеем; между служащим Б-гу и тем, кто Ему не служит" растолковали мудрецы Талмуда в трактате Хагига (9) и сказали, что "служащий Б-гу и тот, кто Ему не служит" - оба полные праведники, просто не похож человек, повторивший сегодняшний урок сто раз, на того, кто повторил его сто один раз. Что это значит? Пророк открыл нам, что качества Святого, благословен Он, не похоже на качества человека из плоти и крови. Земной властитель, если на него работало несколько человек и каждый из них заслужил награду, не в состоянии определить точно, насколько велика заслуга и награда каждого, а платит всем одинаково; а когда награду дает Святой, благословен Он, то награждает каждого праведника по делам его, каждому в соответствии с его особенностями. Ведь даже если перед нами двое полных праведников, но один из них повторил дневной урок сто раз, а второй - сто один, всем видно, что второй служил Б-гу больше, чем первый. Об этом сказано в Тана д 'бей ЭлияГу, что в будущем Святой, благословен Он, дарует каждому сияние лика согласно той Торе, которую он учил. И Писание говорит об этом: "И обратитесь вы, и увидите..." - в сиянии лика каждого проявится высота его духовного уровня явственно для всех. Эта идея согласуется с другим стихом из Писания, приведенным выше: "И в своих жилищах будут возлежать", - каждому праведнику будет даровано именно такое жилище, какое ему подобает. Об этом же сказали мудрецы Талмуда в трактате Сукка (45): "Восемнадцать тысяч ступеней пребывают перед Святым, благословен Он". Это значит, что те, кто служил Б-гу благословенному, стоят на множестве разных ступеней, и все они наслаждаются сиянием Присутствия Его. Но не всем достается одинаковая доля этого сияния Лика Б-жия. Тот, кто больше старался прилепиться к Б-гу при жизни, будет пребывать в первых рядах, среди наиболее приближенных к Б-гу, и будут испытывать более чудесное наслаждение сиянием Присутствия Его; тот же, кто вкладывал в Служение свое не слишком много сил, очутится на более низкой ступени. И разделение это всегда будет происходить согласно тому, насколько человек приблизился к Б-гу и старался исполнять Его заповеди в этом мире.
Указание на это содержится в Притчах, в главе "Жену достойную...": "Известен во вратах муж ее, сидит он вместе со старейшинами земли этой". Речь идет о муже "жены достойной", то есть Торы, согласно разъяснению мудрецов Талмуда, и говорит стих, что все станут почитать его, когда воссядет он во вратах райского сада вместе со старейшинами земли этой - имеются в виду все праведники, приобретшие в этом мире мудрость. Там восседают они, каждый в том месте, которое заслужил.
И на самом деле, если бы все те, кто стонет и страдает под тяжестью своего ярма в этом мире, задумались о величии награды, ожидающей их, когда получат они жизнь вечную, перестала бы заботить их бедность и трудности, и в радости и в веселье бросились бы они исполнять волю Творца их с любовью и преданностью.
Представьте себе, что некий бедняк выиграл деньги в лотерею, которая проводилась в другой стране. Пришел к нему гость, увидел его счастливым и довольным и спросил: "Откуда такая радость? Ты же беден и нищ, сыновья твои голы и босы, и нет в твоем доме хлеба!" А тот в ответ показал ему выигравший лотерейный билет и сказал: "Знай, друг, я увидел в газете, что на мой билет выпала огромная сумма денег, так что теперь я - великий богач, состоятельнее всех местных банкиров. Я только лишь не хочу до поры до времени говорить об этом в городе, так как опасаюсь: не случилось бы чего. Но я несомненно поеду туда и получу все свои деньги до копейки. Теперь-то меня не заботит больше моя бедность и приниженность: еще чуть-чуть - и денег будет у меня в избытке!"
То же самое относится к Служению Б-гу. Известно высказывание мудрецов Талмуда: "Один час блаженства в будущем мире лучше, чем вся жизнь этого мира". И как не радоваться человеку, с трудом добывающему себе пропитание в этом мире, если он служит Б-гу поистине? Разве не приобретает он себе каждой выполненной заповедью долю в будущем мире, столь огромную, что ее просто не с чем сравнить? А уж тем более если речь идет о заповедях, выполненных в трудных материальных условиях, - такие заповеди ценятся гораздо больше, как сказали мудрецы наши в Авот де-рабби Натан: "Одна заповедь, исполненная через страдание, стоит сотни, исполненных без усилий", ибо "по страданию и награда". А сами дни жизни его в этом мире - пролетят они, как тень, и насытится он плодами добрых дел своих в вечном мире, где нет разницы между богатыми и бедными: кто принесет документ о том, что имеет право на награду за исполнение заповедей, тот и получит ее по деяниям своим. Так сказали мудрецы Талмуда: "В будущем голос с неба прогремит по вершинам всех гор и провозгласит: "Все, кто действовал вместе с Б-гом, пусть придет и получит свою награду!" А громадность награды еврею, тратящему свои силы на то, чтобы исполнить волю Б-га поистине, и сносящему ради этого поношения и оскорбления от злодеев и от отщепенцев нашего народа, - нельзя и представить себе, сколь громадна она, как в дни Машиаха, так и в будущем мире. Сказали мудрецы Талмуда в трактате Сангедрин, 96, о злодейском царе Навухаднецаре, который удостоился царской короны и великого почета себе, детям своим и внукам лишь за то, что пробежал три шага ради почета Святого, благословен Он. Там рассказывается история о том, что, когда царь Хизкиягу заболел и был чудесным образом излечен, Вс-вышний дал ему знак, чтобы чудо это стало известно всем: он продлил этот день на десять часов, так что весь мир узнал об этом. И когда достигла весть об этом Мэродаха-Бладана, царя Вавилонского, сказал тот: "Есть в мире такой человек, а я ни разу не послал ему приветственного письма?!" Тут же составили для него письмо: "Мир царю Хизкиягу, мир городу Иерусалиму, и мир Б-гу великому, что в Иерусалиме". А Навухаднецар был тогда царским писцом, и во время этой истории его там не было. Когда же пришел он, то сказал писцам: "Как же вы написали? Назвали Его Б-гом великим, а написали в конце?! Надо было написать: "Мир Б-гу великому и мир Хизкиягу, царю Иерусалима". Сказали ему: "Тот, кто умеет писать письмо, пусть и исправит его", и пробежал он за посланником, который уже понес неправильное письмо, три шага - вот за эти-то три шага, что пробежал он ради почета Б-га благословенного, удостоился он всего этого великого почета, ибо Святой, благословен Он, не удерживает ничьей награды. И отсюда можно сделать вывод, какой огромной будет награда праотцев наших, о которых сказано, что они "всегда бежали, чтобы исполнить волю Святого, благословен Он" (об этом говорится там же в Талмуде). И каждый еврей, переносящий бесчисленные лишения ради почета Б-га благословенного, может быть уверен, что его будущее величие не измерить и не оценить. Даже в дни Машиаха, если собрать весь возможный тогда почет, не будет его достаточно, поэтому такая награда может быть выплачена лишь в будущем мире, по словам мудрецов Талмуда: "Все пророки, которые видели с помощью Духа Святого величие Израиля, видели его лишь в этом мире и в дни Машиаха; в будущем же мире - "Глаз не видел его, Б-же, кроме Тебя; будет сотворен он для ждущих Тебя".
Нидхей Исраэль, 45