Хафец Хаим - "Жаждущий жизни"ОТКРОЮ УСТА СВОИ В ПРИТЧЕ |
Кроме всего прочего, достигнутый там (речь идет об Америке начала XX века. - Прим. пер.) успех не стоит и гроша. С чем можно это сравнить? С тем, как жили в одной комнате двое юношей, богато одаренных способностями и памятью. Выросли они и расстались. Один стал "живущим в шатрах", познавал Тору все глубже и глубже, пока не стал раввином в каком-то городе. Второй же решил жить по-иному, выучился медицине, ремеслу землемера и стал во всех областях признанным мастером, зарабатывающим в неделю несколько десятков рублей серебром. И вот однажды свела их судьба в одном местечке. Раввина пригласили разрешить спор двух богачей, а врача - к постели больного. Завершив свои дела и получив плату за них, они собрались разъехаться по домам. И когда они шли по улице, каждый к своей повозке, столкнулись, узнали друг друга, и врач спросил раввина, как он поживает и что привело его сюда. Тот рассказал ему. Врач заметил: "Да что там твой заработок по сравнению с моим! Ты получаешь после всех вычетов десяток рублей в неделю, а то и того меньше; я же - несколько десятков!" И сказал ему раввин: "Может быть, ты станешь больше уважать мой удел, когда я расскажу тебе, что произошло со мной только что.
Закончив разбирать спор и получив плату, я попросил одного агента нанять мне повозку на обратный путь, который составляет примерно полтораста километров. И он нанял повозку - ты видишь ее перед собой, - не самую красивую на свете, и договорился с возчиком, что я заплачу ему восемь рублей. Но тут прибежал другой, нечестный агент и захотел обмануть меня, сказав, что только что прибыла другая повозка, прекрасная и великолепная, с хорошими мягкими сиденьями, и стоит очень дешево: за всю поездку просят лишь два рубля серебром. (Он пояснил, что на ней только что приехал какой-то богач и теперь возчику придется возвращаться назад пустым. - Прим. сост.) Я тут же побежал все разузнать, и оказалось, что едет она совершенно в другую сторону! Мне надо было на восток, а возчик собирался ехать на запад! Только чудо спасло меня: ведь если бы я прислушался к словам обманщика, позволил бы ему ослепить глаза мои великолепным убранством повозки и не исследовал всего досконально, пришлось бы мне сначала возвращаться на полтораста километров сюда, а потом еще столько же - домой. Кто знает, хватило бы у меня сил на трехсоткилометровое путешествие по такой ужасной дороге?
То же самое могу я сказать про нас с тобой. Все знают, что наш мир - это как большая ярмарка, где можно найти самые разные товары на продажу; человек и послан в наш мир специально, чтобы скупить их. Товары эти - Тора и заповеди, прибыль от которых больше, чем от любого другого приобретения. Когда же завершит человек свой труд, вернется дух его к Г-споду, чтобы наслаждаться светом жизни. И потому, хотя я и приобрел свою Тору и заповеди ценой больших усилий и сейчас мой заработок тоже не так уж велик (он походит на ту повозку, которая не так уж удобна и красива), тем не менее в конце концов я с миром доберусь до места, и будет сопутствовать мне праведность моя, и Б-г почитаемый примет меня с большим уважением, по слову Писания: "И будет предшествовать тебе праведность твоя, и слава Б-га примет тебя".
Ты же бежал от Торы и заповедей, решив наслаждаться тем, что предлагает этот мир. Действительно, в течение краткого времени ты радуешься тому, что едешь в замечательной повозке с мягкими сиденьями, и очень задешево, - но знай, что едешь ты не туда! Ты движешься в обратную сторону и с каждым днем лишь удаляешься от места своего назначения. А в конце, когда вернется душа твоя в вышний мир, заставят ее снова возвращаться в этот мир и ехать обратно, исправляя то, что ты испортил".
И мне кажется, что именно об этом говорил царь Шломо в стихе: "В чем преимущество человеку от всякой работы, которую будет делать он под солнцем?" (Раши объясняет: "Слово Тахат надо понять как "вместо", а не как "под", т.е. светом солнца взамен света Торы, который и есть истинный свет".) На первый взгляд стих должен был сказать "которую сделал", а не "которую будет делать". Но, по-видимому, объяснение здесь очень простое.
Напоминает это слугу, которого хозяин послал на рынок, чтобы что-то купить. Слуга купил некачественный товар, и хозяин велел ему идти обратно и купить вместо него другой, да еще и накричал на него: "Разве это называется: служить верно? Разве может надежный посланец не обратить внимания, что он покупает для своего хозяина, так что ему придется идти назад?" Стих говорит о том же самом: когда человек, живя в этом мире, трудом своим добыл некачественный товар, ему придется потом вернуться из вышнего мира обратно сюда. Поэтому и говорит стих: "В чем преимущество (...) от работы, которую будет он делать?" То есть: если он исполняет свою работу так, что потом придется ее переделывать. Поэтому и продолжает Писание словами: "Поколение уходит, и поколение приходит..." - то же самое поколение возвращается еще раз.
Нефуцот Исраэль, 6