Хафец Хаим - "Жаждущий жизни"ОТКРОЮ УСТА СВОИ В ПРИТЧЕ |
Сказали мудрецы Талмуда в главе Хелек (Удел): "Тот, кто занимается Торой во имя ее, приносит мир в свиту Б-га в высшем мире и в нижнем, согласно стиху из Писания: "Или, если возьмется он за мощь Мою, сделает он мир для Меня; мир сделает он для Меня". Рав же сказал: "Он подобен построившему Дворец вышнего мира и Дворец нижнего мира, согласно стиху из Писания: "И помещу Я слова Мои в уста твои (...), чтобы простереть небеса и установить землю". И слова Рава помогут нам полностью понять другой стих, в котором говорится: "И Твое, Б-же, милосердие, ибо Ты платишь каждому по его делам". Многие задают здесь вопрос: в чем же это милосердие, если Святой, благословен Он, дает человеку награду за выполнение Его заповедей? Приведенный отрывок из Талмуда поможет на него ответить.
Каждому понятно, что, если бы кто-то исхитрился изобрести машину, с помощью которой можно было бы за один день построить целый город, и царь узнал бы об этом, конечно, этот человек заслужил бы всяческое расположение царя и получил от него огромный дар. Но никак нельзя предположить, что царь отдаст ему те города, которые построят с помощью этой машины его слуги, чтобы назывались они его именем, как будто бы он сам их выстроил.
То же происходит и здесь. Тем, что человек в этом мире изучает Тору, завершается творение небес и земли, как говорилось в главе 1. Но разве на самом деле человек своими руками строит те дворцы, которые будут затем названы его именем? Это Святой, благословен Он, Своей силой и мощью "обновляет в милости своей каждодневно все Творение"; именно Он Сам придает выученным человеком словам Торы силу, которая позволит им стать основой этого процесса. Но тем не менее Святой, благословен Он, в Своем милосердии соглашается считать, будто это сам человек выстроил Дворец вышнего мира и Дворец нижнего мира. Именно это подразумевал Рав, когда сказал: "Он подобен построившему...", и именно об этом говорит стих: "И Твое, Б-же, милосердие, ибо Ты платишь каждому по его делам". Святой, благословен Он, дает человеку такую награду, как если бы он сам простер небеса и установил землю, как говорит и Рав.
Шмират га-Лашон, 3, 2