Хафец Хаим - "Жаждущий жизни"

ОТКРОЮ УСТА СВОИ В ПРИТЧЕ

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ

= ПРАЗДНИКИ = ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = СИОНИЗМ =

Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ТОРЫ

52. Путник, добравшийся зимой до постоялого двора

Надо человеку бережно относиться к Б-жественной Торе: ведь она помогает ему по-настоящему наделить свою душу святостью свитка Торы*.

Шем Олам, 5

Но человек, желающий, чтобы его душа получила святость свитка Торы, должен, по-видимому, изучать ее так же, как сойфер (писец. - Прим. пер.) пишет свиток (то есть делать это во имя святости Торы, а не из других соображений), - и тогда грозная святость наполнит каждый отрывок, каждое слово и каждую букву. Изучая Тору, человек должен все время помнить о том, что это - Б-жественная Тора, дарованная Творцом вселенной; изучать же ее следует "во имя нее самой", то есть с целью исполнить желание Б-га, захотевшего, чтобы мы знали Тору. Если он станет так поступать, озарит сияние святости Торы те слова и буквы, что отпечатались в его мозгу. (И на практике достаточно вспомнить об этом, лишь начиная сегодняшнее учение, - точно так же, как сойфер должен вспомнить, что пишет свиток во имя его, лишь приступая к сегодняшнему письму.)

Предыдущее рассуждение позволяет сделать еще один вывод. Как есть разница между пергаментом, на котором написаны лишь некоторые отрывки из Торы, и полным свитком, святость которого во много раз больше, так же есть разница между человеком, который выучил лишь какие-то темы из Торы, и человеком, изучившим ее всю: в последнем случае душа его поистине заслуживает названия "свиток Торы".

Теперь же восхитительно понятным становится высказывание из Тана д'бей Элиягу: "В будущем воссядет Святой, благословен Он, в Своем великом доме учения в Иерусалиме, и перед Ним рассядутся все праведники мира, и каждому из них будет даровано сияние лика соответственно той Торе, которую он учил" (см. продолжение в первоисточнике. - Прим. сост.). Сказанное выше дает понять, что все, изученное человеком в этом мире, отпечатывается в его душе, этот отпечаток и есть та заслуга, за которую он удостаивается доли в будущем мире. (И слышал я удивительно красивую историю, передаваемую от имени великого мудреца, светоча изгнания, учителя нашего реб Хаима благословенной памяти. Рассказывают, что в его городе жил один простой человек, прекрасно знающий Талмуд, и реб Хаим всегда выказывал уважение к нему, вставая перед ним; ученики же его удивлялись тому. И сказал он им так красиво, как всегда умел: "Разве Талмуд судилковского издания - уже не Талмуд? Конечно, амстердамское издание, которое тщательно проверили и устранили все ошибки, лучше этого, однако и то и другое - Талмуд. Так же и с этим человеком: у него в душе есть Талмуд. И пусть в него вкрались ошибки - тем не менее это Талмуд".) И если человек, пока он еще в этом мире, не постарается восполнить все пропуски - вечно будет недоставать в его Талмуде тех трактатов и тех разделов, которые он не изучил.

И как замечательно, что я смог услышать от одного большого раввина возвышенную притчу, иллюстрирующую все это. Вот что она говорит.

Один знатный человек зимой отправился в путь. Стоял страшный мороз, и он совсем уже изнемог. И вот, собрав последние силы, глубокой ночью он все же добрался до постоялого двора. Там все давно спали. Он разбудил слугу и попросил поставить самовар. "Нету у нас", - сказал тот. "Но может быть, есть хоть что-нибудь горячее?" - спросил несчастный путник. Слуга полез в печь и действительно нашел какую-то горячую еду. Тогда путник попросил его пойти и поискать еще немного молока, чтобы сдобрить еду. Слуга нашел и молоко, и еда с ним оказалась очень вкусной. И радовался путник необычайной радостью, ибо стоило ему поесть горячего, как силы вернулись к нему. И смотрите: как прекрасно, что в этом доме нашлась горячая еда! Ведь не окажись ее, чем помогло бы ему холодное молоко?

Совершенно то же самое имеет место в нашем случае. Всем известно, что в будущем Б-г милосердный привнесет в этот мир мудрость и способность к пониманию. Поэтому, хотя в наше время разум слишком слаб для того, чтобы постичь все законы Торы в точности, тем не менее, если сейчас человек успеет запасти для себя (то есть изучить. - Прим. пер.) какой-нибудь трактат Талмуда, а тем более весь Талмуд целиком, - в будущем, когда дух Б-га проявится в мире, окажется, что все мы понимаем изученную нами Тору гораздо полнее и глубже, так что можем разглядеть скрытые в ней чудеса. (Будет так, как рассказывается в этой притче: необходимо, чтобы в наличии оказалось хоть какое-нибудь горячее блюдо, а уж приправить его молоком несложно.) А если он сейчас не соберет своих сил, не постарается приобрести знаний в Торе - чем тогда поможет ему мудрость, которую Б-г привнесет в мир? Именно так описывают это дело все мудрецы Израиля - и Рамбам, и Альфаси, и все остальные главы поколений: "В каком случае мудрость и знание объединяются во всех своих проявлениях? Только в том, когда человек сначала изучил Талмуд, запечатлев его в своем мозгу. Без этого чем сможет помочь ему усиление его способности к пониманию?" Это относится к каждому из нас. Когда та особая сила разума, которую в будущем дарует Б-г миру, принесет человеку благо? Только если он уже прежде приобрел хоть какие-то познания в Торе согласно своим силам и умственным способностям. Если же материал, который нужно постичь, не подготовлен, то и мудрость ни к чему. Молоко ведь не сможет сделать более вкусной простую воду; нужно, чтобы в ней было вначале что-то сварено! И в этом же смысле следует понимать стих из книги Дварим, глава "Ки таво...": "И будет, если слушая, выслушаешь. Комментаторы объясняют это удвоение так: "Если слушал ты Тору в этом мире - удостоишься услышать ее в мире будущем из уст Святого, благословен Он". И Мидраш говорит так: "Сказал рабби Иона, говорящий от имени рабби Леви, который говорил от имени рабби Абы: "Тору вообще не нужно было даровать Израилю в этом мире. Почему? Потому что в будущем мире все равно все мы будем изучать ее из уст Святого, благословен Он. Почему же она была дарована в этом мире? Чтобы в будущем, когда Святой, благословен Он, станет преподавать нам Тору, мы смогли понять, о каком отрывке идет речь. Поэтому и получается так, что, если слышал он Тору в этом мире, удостоится услышать ее и в мире будущем из уст Святого, благословен Он".


= ПРАЗДНИКИ = ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = СИОНИЗМ =

Hosted by uCoz