Хафец Хаим - "Жаждущий жизни"ОТКРОЮ УСТА СВОИ В ПРИТЧЕ |
Похожий стих можно найти в Псалмах (27). Царь Давид, да пребудет мир на нем, сказал: "Одного просил я от Б-га, только этого буду я просить: сидеть в Доме Б-жьем все дни жизни моей, смотреть на прелесть Б-га и зайти во Дворец Его". На первый взгляд есть в этом стихе совершенно непонятные моменты. Во-первых, почему стих переходит с прошедшего времени на будущее ("просил" - "буду просить")? Во-вторых, почему выбрано слово "зайти", значащее "прийти лишь на время, прийти и уйти"? Ведь перед этим сказано: "сидеть", то есть "пребывать там постоянно"?
Попробуем разъяснить стих так, чтобы все стало понятным. Дело в том, что просьбы человека обычно со временем изменяются. Например, у человека совсем не было денег, и он в Рош гa-Шана просил у Б-га благословенного, чтобы Тот дал ему в будущем году заработок три рубля в неделю. Б-r же помог ему даже еще больше, и за год бывший бедняк превратился в зажиточного горожанина. И когда этот год кончился и снова наступило Новолетие, он будет просить у Б-га уже не того заработка, о котором умолял в прошлом году. Нет, теперь он будет просить, чтобы Б-г дал ему такой же доход, что и прочим его богатым и уважаемым соседям - чтобы не пришлось ему стыдиться перед ними. А если и в этом году Б-г ему поможет и он станет богачом - он уже не будет молиться о том же доходе, что и в прошлое Новолетие: теперь для него это - позорно мало. Он будет просить, чтобы Б-г послал благословение на все его имущество, так чтобы он смог вознестись к новым вершинам богатства.
То же самое относится к политической власти (речь идет про давние времена, когда евреи жили в Земле Израиля и обладали этой властью): если человек удостоится стать начальником над пятьюдесятью, он просит у Б-га, чтобы Тот помог ему стать сотником; достигши же этого поста, хочет он стать тысяцким. Общий вывод из всех этих примеров - просьбы человека все время меняются; несомненно, царь постыдится просить у Б-га того же самого, чего просил, будучи десятником.
И именно поэтому царь Давид, да пребудет мир на нем, использовал слово "просил". Он хотел сказать: в случае со мной это не так! Я был пастухом у своего отца, то есть находился ниже всех (Писание говорит об этом: "И забрал меня из загонов для скота..."), и тогда я просил у Б-га благословенного лишь одного. А сейчас, когда я поднялся на недосягаемую высоту, стал царем над всем Израилем, я по-прежнему буду обращаться к Б-гу с той же самой просьбой. Я не буду таков, как прочие властители, которые молятся лишь о том, чтобы их власть еще усилилась. С какой же просьбой обращался я к Б-гу в те давние времена? "Сидеть мне в Доме Б-жьем все дни жизни моей", то есть иметь возможность всю жизнь изучать Тору. Именно с этой просьбой обращаюсь я к Нему и сейчас.
Почему же главная моя просьба именно такова? Потому что, если я буду сейчас, пока живу в этом мире, пребывать в Доме Б-жьем, занимаясь изучением Его Торы, я в будущем удостоюсь "узреть прелесть Б-га (...)" (словами "прелесть Б-га" Писание обозначает райский сад нижнего мира, что перекликается с выражением из Пятикнижия: "...и землю, ибо приятна". Слова же "и зайти во Дворец Его" относятся к райскому саду вышнего мира, и именно поэтому употреблено выражение, означающее "зайти лишь на время": царь Давид из скромности не хотел сказать о себе, что будет находиться там постоянно). Если же сейчас, пока я живу здесь, я оставлю Дом Б-жий, то в будущем не удостоюсь узреть прелесть Б-га.
Этот стих дает человеку очень важное наставление: он учит тому, чтобы молился он во все дни своей жизни, в первую очередь о том, чтобы удостоиться изучать Тору и служить Б-гу. И объяснение, которое дает стих "Чтобы узреть прелесть Б-га", относится ко всем нам. И в нынешнее время бывает из-за многих грехов наших, что у многих время для изучения Торы находится в середине дня (как раз в эти дневные часы у них нет никакой работы), но учиться дома они не могут, потому что там им все время мешают малолетние дети и т.д., пойти же в дом учения в дневные часы стесняются, чтобы не стали говорить: "Он притворяется раввином". Не таков путь Б-га благословенного - отказываться от возможности заниматься Торой из-за таких глупых и ничтожных причин! Говорит Шулхан Арух, Орах Хаим, 1: "...и пусть не смущается, когда люди насмехаются над ним из-за того, что он служит Б-гу благословенному". И не просто так Тора назвала нас рабами (говорит Писание: "Они - Мои рабы, которых вывел Я..."): Тора хотела сообщить нам, что, как царские рабы всюду, где ни оказываются, сообщают, что они рабы самого царя, и им в голову не приходит стыдиться этого, - так же и человек из народа Израиля, служа Б-гу благословенному, Царю царей всех царей, должен смотреть на свою должность как на самую почетную. Он ведь удостоился служить Самому Б-гу, Его желания исполнять - чего же здесь стыдиться? И у царя Давида, да пребудет мир на нем, мы должны научиться вот чему: несмотря на то что он был царем и в его доме, несомненно, нашлось бы сколько угодно великолепных залов, в которых можно было бы изучать Тору, - тем не менее он говорит: "...сидеть мне в Доме Б-жьем все дни жизни моей". А дело здесь в том, что в доме учения занятия Торой более успешны. И в Йорэ Дэа говорится, что всякий, кто изучает Тору в доме учения, не скоро забудет изученное.
Шем Олам, 10