Хафец Хаим - "Жаждущий жизни"ОТКРОЮ УСТА СВОИ В ПРИТЧЕ |
И вот, брат мой, еще один чудесный рассказ о величии Торы, о том, насколько возвышенна она и насколько громадна награда исполняющему ее. Ведь все знают, что в каждом действии, которое человек предпринимает, есть две части: средства и цель, и цель непременно должна быть важнее, чем средства.
Например, у человека есть маленький магазинчик, который его кормит. Содержание этого магазинчика требует расходов - рубля в неделю; это мы назовем средствами. Прибыль, которую хозяин надеется получить с лавки - назовем ее целью, - должна непременно быть больше, чем расходы. Если же у него - большой магазин, содержание которого обходится в десять рублей в день, все равно прибыль, ради которой он вкладывает деньги - то есть цель, - должна быть больше расходов. А если мы увидим огромный дворец, построенный во славу царя, и на нем - табличку с надписью, сообщающей, что на этот дворец потрачено сто миллионов, - эти сто миллионов будут лишь средствами, а значит, достигнутая с их помощью цель должна быть еще больше. Состоит она, наверное, в том, чтобы поставить в столь величественном здании царский трон, на который воссядет венценосец.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что чем выше цель какого-то действия, тем больших усилий и больших расходов будет требовать само это действие; с другой же стороны, чем больших усилий потребовало действие, тем грандиознее должна быть его цель.
И уж тем более в тысячи и тысячи раз более - если мы видим, как Святой, благословен Он, Сам совершает некое действие - насколько велико оно! Ведь Его действие - это творение небес и земли со всем, что их наполняет. И мы знаем, насколько Б-г возвышен и вознесен, и слышим от Него Самого, что это действие было средством, нужным для некоей цели, и что, не будь этой цели, средства тоже не было бы. Ясно, что всякий поймет, как грандиозна эта цель, как она непредставима и бесконечна! А ведь Писание криком кричит, что цель создания мира - это Тора, что только ради нее сотворены небеса, земля и природные законы. Про это есть целый стих у пророка Йирмейягу: "Так сказал Б-г: "Если бы не сотворил Я (то, что необходимо изучать) днем и ночью, законов небес и земли не установил бы Я".
Этот стих - ответ тем, кто поддался на уговоры своего злого начала и лишил себя и своих детей изучения нашей святой Торы, подумав: "Какая польза будет от этого изучения?" Горе им, извращающим слова Б-га живого! Ведь Писание во весь голос говорит, что и небеса, и земля, и все, что там есть, - лишь средство, целью же всего является Тора, истинное благо и залог вечной жизни, которая позволяет человеку прочно воссесть на самом верху, рядом с Царем Почитаемым. Они же хотят, чтобы было наоборот, чтобы Тора была средством для достижения какой-то эфемерной цели. Об этом - вопль Писания: "Какой грех нашли во Мне отцы ваши (которые могли заслужить вечную жизнь предо Мной), что отдалились от Меня?!" - именно "от Меня".
Нидхей Исраэлъ, 11