Хафец Хаим - "Жаждущий жизни"

ОТКРОЮ УСТА СВОИ В ПРИТЧЕ

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ

= ПРАЗДНИКИ = ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = СИОНИЗМ =

Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ТОРЫ

35. Книги с недостатками

Придите и узнайте, как важно стараться, чтобы молитвы, которые возносит человек, и Тора, которую изучает он в этом мире, были безукоризненными, без брака и пропусков. Из бросающей в дрожь истории станет ясно, как серьезно нужно к этому относиться.

В одном городе жил некогда чрезвычайно богатый человек, и очень ему захотелось накупить разных книг, и старых, и совсем новых, и составить из них библиотеку. И однажды он столкнулся с человеком, у которого уже была огромная библиотека и который хотел ее продать. Богач послал к продавцу доверенного слугу, чтобы тот изучил его книги, и наказал, чтобы все купленные тома были красивыми, хорошо изданными и чтобы буквы в них не осыпались. Также должен был он проследить, чтобы не было в книгах недостающих страниц ни в начале, ни в середине, ни в конце; велено было ему также составить каталог: сколько насчитывается в этой библиотеке молитвенников, сколько экземпляров Пятикнижия, сколько - Мишны, сколько - Талмуда...

Приехал посланник в дом, где помещалась библиотека, и стал изучать книги. Показали ему вначале разные молитвенники, старые и новые, и были их там сотни и тысячи. Но когда он тщательно просмотрел их, почти все забраковал. Во многих недоставало начальных страниц, во многих - последних или из середины; во многих молитвенниках осыпались буквы, а некоторые были напечатаны неясным и некрасивым шрифтом. Лишь считанные книги понравились ему настолько, чтобы имело смысл купить. Затем принесли ему сотни экземпляров Пятикнижия, и, учинив подобную проверку, он также большую часть из них отложил в сторону - по тем же причинам, отобрав совсем немного фолиантов, действительно хороших и поражающих великолепием. Вынесли ему также напечатанные в самых разных местах экземпляры Мишны, которые хозяин всю жизнь старался скупать в как можно больших количествах. Просмотрев их, обнаружил посланник, что многие неполны: в одной книге отсутствует раздел "Посевы", в другой - раздел "Времена", в третьей - раздел "Женщины"; здесь недостает половины раздела, здесь - нескольких глав, а здесь - одной. И лишь несколько книг нашел он, в которых были бы все шесть разделов Мишны целиком, и они были роскошно оформлены и четко напечатаны.

Затем показали ему Талмуды разных издателей, и полных комплектов нашлось лишь несколько. Почти все собрания трактатов Талмуда были с теми же недостатками, что и молитвенники, Пятикнижия и Мишны: здесь нет одного трактата, здесь - другого, здесь недостает половины трактата, в этой книге отсутствуют несколько глав или несколько страниц; и почти нигде не было комментария Альфаси. Только несколько собраний Талмуда были и полными, и с Альфаси, и пристойными внешне.

Завершая свою миссию, спросил посланник, есть ли в библиотеке издания Иерусалимского Талмуда и Мидрашей, и получил ответ, что этих книг нет.

Какой же вывод? Из всей огромной библиотеки были выбраны лишь несколько молитвенников, несколько Пятикнижий, считанные экземпляры Мишны и Талмуда, которые можно было бы назвать безупречными.

История эта должна послужить для умного человека зеркалом, в котором он увидит самого себя[2]. Когда в будущем предстанет он перед Вышним Судом, вынесут перед ним все молитвы, прочитанные им за все дни его жизни, и проверят на его глазах, правильны ли они были. И тогда обнаружатся многие сотни негодных молитв: у многих из них не хватает начала, у многих - середины, а у многих - конца; многие же, хоть и полные, не были прочитаны в положенной по Закону чистоте мыслей. Лишь некоторые молитвы будут найдены совершенными и чистыми, освещенными Вышним светом. И растеряется человек, и ужаснется! И какой же стыд и позор примет он, видя, что почти все его молитвы пропали, повисли в воздухе, будучи не в силах подняться на небеса! А затем скажут ему: "Встань, разложи перед судом Писание, которое читал ты; а затем разложи Мишну, которую выучил!" И принесут ему сначала те Писания, которые он читал во все дни своей жизни, и найдут, что многие разделы Пятикнижия из того или иного годового круга чтения отсутствуют начисто; многие же главы изучал он, но прервался, не дойдя до конца, чтобы произнести будничные речи, посплетничать и т.п., и вплел запрещенные слова в главы Писания. Цельными будут эти главы, но не смогут подняться ввысь, на стол Царя. Лишь совсем немногие разделы Пятикнижия, как станет ясно, выучил он как следует, и освещены они Вышним светом.

То же самое случится, когда представят на Суд главы Мишны, которые успел он изучить за всю свою жизнь, и исследуют их. Из всех глав, которые он выучил, можно будет составить лишь считанное число полных шести разделов Мишны, которые изучил он как подобает. Остальные же... В один год не хватает одного раздела, в другой - другого, а в третий - нет какого-нибудь трактата; и прерывал он свое изучение речениями будничными и запрещенными. И за все это придется ему держать ответ. И какой же срам и бесчестье примет он, видя, что из всех выученных им разделов Мишны лишь несколько приняты Вышним Судом и освещены Вышним светом!

А когда вынесут пред ним трактаты Талмуда, которые он выучил за свою жизнь, возрадуется он радостью великой, видя, как их много. Но какая же буря поднимется в душе его, когда он поймет, что почти в каждом Талмуде - множество пропусков. Здесь не хватает одного трактата, там - другого, во многих трактатах опущены главы или отдельные листы: он, по-видимому, уезжал куда-то из дома и не успел выучить их, да так и оставил. (Не так поступал рав Аха бар Яаков, который "занимал время у дня, выплачивая ночью".) А комментария Альфаси нет почти ни в одном Талмуде - он не изучал его никогда. И только если собрать все изученные им Талмуды и перебрать их множество раз - может быть, удастся наскрести несколько целых Талмудов с Альфаси, которые он изучил как следует. И как же будет он выглядеть после всего этого, когда станет его полная нищета очевидна всей Б-жьей свите, когда все поймут, что нет у него на самом деле ни Писания, ни Мишны, ни Талмуда и что не может он ничего сказать в свое оправдание!

Но главный позор ожидает его, когда Вышний Суд станет спрашивать его об Иерусалимском Талмуде и Мидрашах. Ему нечего будет сказать: он никогда в жизни не раскрывал их! И как стыдно будет, когда ему точно укажут, сколько часов каждую неделю он слонялся, бездельничая, или говорил о пустяках и глупостях и что именно поэтому не было у него времени! И известно высказывание мудрецов Талмуда: "Тот, кто не изучал Агаду, никогда не ощущал вкуса трепета перед небесами". И как же заболит его сердце, когда он вспомнит, что те пропуски, которые нашлись в его молитвах, Писании, Мишне и Талмуде, - не временные, на год или два, а навсегда, потому что он уже в Вечном мире. Но больше всего станет рыдать его душа о том, что не раскаялся он во всем этом, пока еще был жив: здесь, в этом мире, Врата Раскаяния ведь открыты для всех, не то что там!

Поэтому пусть человек задумается об этом вовремя, и пусть те слова, которые он сейчас прочел, все время будут у него перед глазами. Тогда он увидит, что, куда бы он ни обратился, везде не все в порядке! Найдет он множество молитв, произнесенных им неподобающим образом, множество отрывков из Торы, которые он пропускал каждый год, - а ведь во всех этих пробелах ему придется отчитаться, ибо в его власти было восполнить их, и только из-за лени он этого не сделал! Ладно, "что прошло - прошло", но хотя бы на будущее, после того как человек честно подсчитает все, что совершил до сего дня, - пусть соберет он свои силы и старается не поступать больше так, как поступал раньше, и тогда последние годы его жизни станут искуплением первых.

Дополнение. Когда увидел хозяин обследованной библиотеки, что доверенный человек богача забраковал почти все книги, он промолвил: "Уважаемый, как я вижу, тщательно изучил мое собрание. Поэтому я осмелюсь просить его сообщить мне, по какой причине столь много нашлось неполных книг - как Пятикнижий, так и трактатов Мишны и Талмуда? Такого, насколько я могу судить, ни в одной библиотеке не увидеть!" И тот ответил: "Знай, что главная причина - в том, что книги лежали у тебя на полу, как какой-то мусор; поэтому-то и гнили они, и наступали на них, и крали... И не обращался ты с ними так, как принято в серьезных библиотеках, где книги в полном порядке заботливо расставлены по полкам. И кроме того, ты никогда не спрашивал никого, правильно ли хранишь книги. Так что мне кажется, что даже те несколько книг, которые остались целыми, сохранились лишь чудом".

И это - воистину наш собственный портрет. Святой, благословен Он, отдал в управление человеку Свою духовную святую библиотеку, то есть Писание, Мишну и Талмуд, в которых - 613 заповедей, а каждая, как известно, - отдельный мир. И все мы верим, что они - из уст Б-га и что выполнение их посвящает человека Б-гу, по слову Писания: "Чтобы помнили вы и исполняли все Мои заповеди и были бы вы святыми для Г-спода вашего". И разве не следовало человеку все время размышлять об этих книгах: изучил ли он их? Исполняет ли советы? Ведь это и есть наша работа, как сказало Писание (Дварим, 30): "...ибо это - жизнь твоя и долгота дней твоих", и именно ради этого послал нас Святой, благословен Он, в этот мир! (А вовсе не для бессмысленных хлопот, которыми наше злое начало понуждает нас заниматься.) Но несмотря на все это, святая работа привычно считается чем-то малоценным, и не проявляют люди к ней внимания. И выходит, что хотя и многое из Торы человек изучил, но не утрудил себя тщательным исполнением ее, чтобы все было сделано правильно, - вот и оказалась она пропавшей или испорченной.

Из многих стихов Писания и высказываний мудрецов Талмуда знаем мы, что высшая мудрость - в раскаянии и добрых делах. Если же человек учится, но совершенно не думает о выученном и не старается воплотить его в действиях - о нем говорят мудрецы: "Тому, кто изучает, но не выполняет, лучше бы было не рождаться!" Поэтому человек в опасности: многие и многие из выполненных им заповедей, возможно, не будут приняты! Это имеют в виду мудрецы Талмуда, когда в трактате СанГедрин задают вопрос: что означает стих: "И будет надежность твоих времен, поддержка спасения, мудрость и знание; трепет перед Г-сподом есть сокровище его"? Они разбирают его по словам и так говорят: ""Надежность" - это раздел "Посевы"; "твоих времен" - это раздел "Времена"; "поддержка" - это раздел "Женщины"; "спасения" - это раздел "Ущербы"; "мудрость" - это раздел "Святыни"; "и знание" - это раздел "Чистые"". И несмотря на все это, если "трепет перед Г-сподом есть сокровище его", то да, а если нет - то нет". Это означает, что, если изучению Торы и выполнению заповедей не сопутствовал трепет перед Б-гом, им грозит быть отвергнутыми. И безмерное милосердие небес, долгие и искренние молитвы необходимы для того, чтобы и такие заповеди тоже были приняты. Именно поэтому в первую очередь человек в будущем недосчитается Торы, которую изучал, и заповедей, которые исполнял: он никогда не старался делать все это в подобающем трепете перед небесами. И поистине, "об этом должны сокрушаться все сокрушающиеся", и об этом следует все время напоминать себе. Надобно постоянно размышлять о том, как правильно выполнить заповедь, тогда человек увидит благо и в этом мире, и в будущем.

Ликутей Амарим, 6


= ПРАЗДНИКИ = ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = СИОНИЗМ =

Hosted by uCoz