Хафец Хаим - "Жаждущий жизни"ОТКРОЮ УСТА СВОИ В ПРИТЧЕ |
О величайших мудрецах, которые жили до нас, известно, что, если им нужно было произнести увещевание или наставление в Торе и служении Б-гу, они старались настолько разъяснить свои слова, чтобы с ними легко можно было согласиться. Пойдем и мы по их стопам, вспомнив рассказ о Гаоне Элиягу из Вильно.
Однажды сказал он своим ученикам: "Как хорошо и как приятно человеку находиться в этом мире!" Спросили его ученики: "Учитель наш, чем же это хорошо?" И ответил он: "Если человек попадет в будущий мир и станет умолять, чтобы ему позволили выполнить хотя бы еще одну заповедь, обещая в уплату за это отдать большую часть своей награды в будущем мире, - это окажется никаким образом невозможным. Здесь же, в этом мире, он может подняться на столь высокую ступень, что станет достойным лицезрения Б-жественного Присутствия!" - "Чем же он сможет заслужить это?" - спросили ученики. И Гаон сказал: "Например, выполнением заповеди цицит (кисти на углах одежды. - Прим. пер.), ведь сказали мудрецы Талмуда: "Всякий, кто усердно выполняет заповедь цицит, удостаивается лицезрения Б-жественного Присутствия". А ведь приобрести их в этом мире можно за мелкую монетку в любое время!"
То же можно сказать и по обсуждаемой теме, если задуматься, сколького человек может достичь, пока находится в этом мире, и сколько потерять, Б-же упаси, если изберет кривые пути вместо прямых.
Подтверждается это притчей. В некоторой стране правил великий царь, которому вдруг срочно потребовалось выстроить новый дворец для себя и особняки для приближенных к нему властителей, числом двести пятьдесят. Объявил он, что тому, кто построит и отделает новый царский дворец и красивые здания для министров, в награду подарит огромный прекрасный дворец. Желающий нашелся, и царь выдал ему все необходимое для строительства, а также плату для рабочих. Но окончательно рассчитаться за исполнение воли и повеления царя он обещал лишь через несколько лет, когда приедет проверить, все ли сделано по его желанию. И такие условия он поставил:
1) чтобы все двести пятьдесят особняков для министров были непременно закончены;
2) чтобы они были отделаны с пышностью, подобающей царским строениям;
3) чтобы на каждом доме было написано имя царя. Прошло несколько лет, и царь приехал осмотреть постройки - так ли они выглядят, как он хотел. И, к своему великому удивлению, обнаружил, что построена ровно половина зданий, а из них многие еще в грязи и глине, так что действительно роскошных особняков насчитывалось не больше сотни. И даже на этих ста домах, которые, казалось бы, безупречны, было - о ужас! - вместо имени царя выбито имя его злейшего врага! Дело в том, что, пока длилось строительство, в стране случился бунт, и враг царя пришел и потребовал, чтобы на всех строениях написали его имя. И хотя потом его победили и изгнали, на некоторых зданиях осталось его имя, а не имя царя, который повелел начать постройку. Стереть же надписи и выбить новые строители не успели. Так что нашел царь всего лишь пятьдесят домов таких красивых, как хотел, и со своим именем на них.
Притча эта о том, что Царь всех царей, Святой, благословен Он, дал свою Тору и записал в ней 248 заповедей, которые надобно исполнять (остальные 356 - это то, чего мы должны избегать). И за свою жизнь мы обязаны соблюсти три условия:
1) выполнить все 248 заповедей и удостоиться за это будущего мира, ибо из каждой заповеди строится величественный дворец во славу Имени Святого, благословен Он;
2) позаботиться о том, чтобы все 248 заповедей были выполнены во всех их частностях и подробностях, разъясненных в Талмуде и Шулхан Арухе;
3) выполнить 248 заповедей ради прославления Имени небес и выполнения воли Святого, благословен Он.
И вот, когда завершатся дни жизни человека и придет время расчета с Творцом благословенным, что же окажется? Окажется, прежде всего, что половины требуемых заповедей нет совсем: ведь если подойти к любому и попросить его перечислить заповеди Торы, вряд ли он сможет назвать больше половины - про другую половину он вообще не знает. А из остальных заповедей, которых чуть больше ста, многие окажутся выполненными неправильно, не в строгом соответствии с требованиями, сформулированными в Талмуде и Шулхан Арухе. Многие же будут выполнены не ради Имени небес, а для того, чтобы потом гордиться сделаным. И хорошо, если хоть пятьдесят останутся чистыми и украшенными ради прославления Имени небес. Все это подразумевали мудрецы Талмуда, когда сказали, что стих: "Поэтому скажут властвующие: придите в Хешбон (дословно "счет")..." означает: "Идемте и подсчитаем самое главное, что есть в мире".
А из всего это вытекает, что разумному и умудренному человеку подобает, выполняя заповеди Торы, все время вести для себя счет: сколько из них он упускает, не вспоминая о них, как будто и не обязан их выполнять, сколькие же выполняет и как именно, чтобы не оказалось потом, в будущем мире, что хоть одной недостает. Ведь там, даже если все свои накопления захочет он отдать ради одной заповеди, не сможет получить ее, как говорил Гаон Элиягу из Вильно.
Можно найти указание на это и в Писании. Сказано (в главе "Ваэтханан..."): "И справедливость будет нам, если будем мы соблюдать, выполняя все заповеди эти пред Г-сподом, Б-гом нашим, как Он заповедал нам". (Слово "справедливость" Онкелос переводит как "заслуга", подразумевая под этим награду в будущем мире.) Слова: "Все заповеди эти" означают, что мы должны выполнить все заповеди как одну, чтобы ничего не осталось неисполненным. "Пред Г-сподом, Б-гом нашим" - чтобы все эти заповеди были выполнены во Имя небес. "Как Он заповедал нам" означает, что, выполняя заповедь, не забудем мы ни одну ее частность и ни одну подробность, указанные в Талмуде и Шулхан Арухе. (Относительно, скажем, законов ритуального забоя скота сказано в Писании: (делай это так), "как Я заповедал тебе", и мудрецы Талмуда делают отсюда вывод, что речь идет о законах забоя скота, устно переданных Моше на Синае.)
Зехор ле-Мирьям, 19