Хафец Хаим - "Жаждущий жизни"ОТКРОЮ УСТА СВОИ В ПРИТЧЕ |
Говорится в Преданиях мудрецов Талмуда: "Сказал Святой, благословен Он, Израилю: "Дети Мои! Если вы хотите спастись от ада, остерегайтесь злоязычия!"" И на первый взгляд непонятны эти слова. Кто же не захочет спастись от огня?
А на самом деле в этом-то и состоит ответ. Если человек не старается уберечься от злоязычия, говоря, что не в силах удержаться, - это и есть верный признак того, что он на самом деле не боится адского пламени или не верит в то, что злоязычие запрещено Б-гом.
И доказательство этому - в истории одного человека, которого обвинили в том, что он вел неподобающие речи и нарушил требование Писания: "Бойся Б-га, сын мой, и царя". И как же он перепугался, когда, бросившись к юристам и адвокатам, узнал, что, вполне может случиться, его осудят на пятнадцать лет каторги или вообще казнят, Б-же упаси. И он продал свой дом и все имущество и все деньги истратил на поиски возможности оправдаться и снять с себя ложное обвинение.
А теперь давайте решим, что страшнее: неугасимый адский огонь, даже если он всего лишь таков же, как здешний (а ведь на самом деле он в шестьдесят раз сильнее нашего огня даже на первом уровне ада; злоязычники же получают, по словам мудрецов Талмуда, наказание на третьем!), - или пятнадцать лет каторги? Ведь есть люди, которые провели на каторге несколько лет, а затем вернулись домой. И сказал Нахманид, что один лишь час ада страшнее всех мучений, что перенес Иов. А сколько времени придется страдать в аду за злоязычие, мы не знаем. И даже если душа сгорает и становится золой в ужасном огне первого уровня ада, ее творят заново, еще и еще раз, пока все ее прегрешения не исчерпаются.
Поэтому действительно человек может вести себя таким образом лишь по одной из двух причин. Возможно, его злое начало отяжеляет его сердце, как сердце фараона, царя Египетского, не давая ни на миг задуматься о том, что ждет его душу. Поэтому не приходит ему мысль о раскаянии, и нисколько не опасается он наказания в аду и не желает представить его себе. Или же, может быть, он не верит, что отказ от злоязычия - это Б-жья заповедь, за нарушение которой придется ему держать ответ.
Зехор ле-Мирьям, 14