Хафец Хаим - "Жаждущий жизни"ОТКРОЮ УСТА СВОИ В ПРИТЧЕ |
На самом деле все наоборот: если человек уже однажды преступил какую-нибудь из заповедей Торы, ему теперь надо гораздо больше остерегаться, чтобы по крайней мере остальные заповеди не были им нарушены. Ведь если у кого-то, не дай Б-г, началась гангрена руки или ноги, сразу же призовет он докторов, чтобы отрезали они больной орган и болезнь не распространилась по всему его телу. А теперь представьте себе, что начал у него гнить кончик пальца на другой руке или ноге, и надо теперь удалять и вторую руку или ногу. Заплачет он, зарыдает и станет умолять врачей: может быть, можно сделать хоть что-нибудь, чтобы спасти вторую руку, не удалять ее? Врачи спросят его: "Почему ты так расстраиваешься на этот раз, гораздо больше, чем в первый?" И так он ответит им: "Как вы не понимаете? Когда я потерял одну руку, я утешал себя тем, что вторая осталась при мне. Теперь же, если вы отрежете мне и ее, - во что же превратится моя жизнь, если я останусь без обеих рук?"
Так же обстоит дело и здесь. Всем известна фраза мудрецов Талмуда о том, что все заповеди Торы связаны с органами тела человека, они же, в свою очередь, - с органами его души; там это разъяснялось подробно. И когда человек перестает заботиться об органах своего тела, он наносит увечье своей душе и становится инвалидом: ведь он лишается члена, связанного с нарушенной им заповедью. А раз так, то если человек уже нарушил несколько заповедей Торы, поддавшись уговорам своего злого начала, и душа его уже ранена - разве не ясно, что он теперь должен действовать гораздо более осторожно и внимательно, чтобы не нанести ущерба и другим заповедям Торы? Тогда, по крайней мере, прочие части его души останутся здоровыми и сохранятся навечно.
Давар бе-Ито, 6