Хафец Хаим - "Жаждущий жизни"ОТКРОЮ УСТА СВОИ В ПРИТЧЕ |
Сказано в Притчах: "Мудрый сердцем возьмет заповеди, а глупец станет колебаться". Это значит: тот, кто мудр сердцем, знает, какая великая сила заключена в заповедях, и будет неустанно стремиться выполнять их. Глупец же станет сомневаться, а из-за этого поленится и в итоге ничего не достигнет. И глубокий смысл этого вот в чем: тот, кто мудр и постиг суть нашей Торы, конечно, будет очень любить заповеди, которые в ней записаны.
И вот какой притчей можно это пояснить. У бедного лавочника есть только одна счетная книга, в которой отмечены все расходы и доходы его лавки. Там указано, какие кредиты он взял, сколько товара он купил для своей лавки за такое-то время и сколько заработал на продаже этого товара. И хотя вполне может оказаться, что вся его выручка - несколько рублей, все равно стоит учесть ее, чтобы знать на будущее, стоит ли снова покупать такой товар.
Посмотрим теперь на счетные книги богатого лавочника, в магазине которого товаров на тысячи рублей. Оказывается, в них тоже указано - как напоминание приказчикам, - какой товар приносит самую большую выгоду. Этот лавочник ведет такие книги, потому что хочет, чтобы его служащие, встретив этот товар, сразу покупали его, значит, увидев товар в этой книге, мы можем быть уверены, что он приносит самую большую прибыль. Иначе не стал бы он портить книги, записывая в них что-то одновременно ничтожное и значительное. А что, если мы полистаем счетные книги самого богатого фабриканта, такого, как Ротшильд? Оказывается, и там записаны инструкции служащим относительно некоторых товаров или долговых расписок, приносящих самую большую прибыль.
Сказано там, что как только они встретят именно этот товар или эти расписки - пусть немедленно скупают их, и большая выгода гарантирована. И мы точно знаем, здесь речь идет не о прибыли в тысячу или две рублей: для такого богача это - ничто. Несомненно, подразумеваются сотни тысяч рублей.
То же самое у нас, но еще и в тысячу раз сильнее. Давайте откроем счетную книгу Святого, благословен Он, Царя всех миров, то есть Его Тору, которая есть корень, питающий все Творение (как написано: "Б-г создал меня началом Своего пути, первым деянием Своим") и любимое каждодневное занятие Вс-вышне-го (как сказано в Писании: "...и буду я любимым занятием Его изо дня в день"). Что же мы увидим? Увидим, что в ней записаны те дела, которые стоит делать человеку, если он хочет, чтобы его прибыль была самой большой (как сказано в отрывке из цицит: "...Чтобы помнили вы и исполняли все Мои заповеди и были бы святыми для Б-га вашего"). Значит, мы должны сразу понять, как велика будет эта прибыль*, - она ведь тем больше, чем богаче Тот, Кто ведет эту книгу.
* Эта же притча поможет нам понять, как велик ущерб от совершенного преступления. Если в записной книжке мелкого лавочника записано, что с таким-то товаром не стоит связываться, потому что можно понести убытки, как однажды уже было, - вероятно, речь идет всего лишь о нескольких рублях ущерба. Если то же самое написано в счетной книге хозяина большого магазина, на полках которого можно найти товаров на десятки тысяч рублей, - скорее всего, и убыток, от которого предостерегает счетная книга, так же велик. Если же в конторских книгах управляющего всеми фабриками Ротшильда говорится, что его служащие должны избегать такого-то товара или таких-то расписок, - на них, видимо, можно поте-' рять уже сотни тысяч рублей.
И то же самое, да еще и в тысячу раз сильнее, относится к Торе Святого, благословен Он. Там записано, что некоторых действий совершать не следует - например, нельзя сбривать волосы края бороды и головы, нельзя надевать одежду из смеси шерсти и льна, нельзя совершать других запрещенных действий, - и можно быть уверенным, что ущерб от этих деяний просто ужасен.
И счастлив человек, который будет стремиться выполнять заповеди со старанием и преуспеет в этом! Человеку, понимающему все то, что мы здесь рассказали, даже в голову не придет лениться! Представьте себе, что кому-то случилось увидеть в магазине предлагаемую за бесценок вещь, которая на самом деле стоит, скажем, десять тысяч рублей. Если он понимает, какую драгоценность, какое огромное состояние он нашел, - он, конечно, бросится по соседям, стараясь любым способом достать те несколько рублей, которые за эту вещь просят - взаймы или в подарок, - совершенно не думая об усталости. Купив же эту вещь, он преисполнится счастья. А глупец, который не понимает, насколько свята эта счетная Книга, и не понимает поэтому святости всех тех деяний, которые в ней записаны, - он станет колебаться, а поэтому непременно выйдет так, что он поленится выполнять заповеди. И в этом смысл упрека, который высказывает Б-г благословенный Израилю словами: "...ибо поленились вы Мне, Израиль". Мид-раш объясняет его так: "Весь день вы работаете и не чувствуете себя усталыми, поэтому и не ленитесь; почему же вы начинаете чувствовать усталость именно тогда, когда приходит время молитвы?"
Шем Олам, 2, 3