Хафец Хаим - "Жаждущий жизни"ОТКРОЮ УСТА СВОИ В ПРИТЧЕ |
Один человек, лишенный мудрости, спросил меня: «Если сила Б-жественной Торы и поддержка, которую она дает, столь велики, почему мир ничего не знает про тех, которые много учили Тору, зато прекрасно знают тех, кто скопил большое богатство или достиг высокого положения, став министром или князем? О величии этих людей и обо всех их делах шумит весь мир, а об изучающих Тору не слышно ничего!» И я ответил ему: «Известно, что у богатого в доме заведен такой порядок: во внутренних покоях, в которых он сам живет, — собирает все свои драгоценности: часы, сундук с дорогой одеждой и т.д. В проходных комнатах складывает остальные свои вещи, не такие важные, как эти. В прихожей же хранится самое малоценное: кочерга и совок, чтобы топить печь.
То же самое и здесь. Этот мир — прихожая. А что ставят в прихожей? Самое неважное. Поэтому-то в этом мире и не слышно ничего о драгоценных людях, изучающих Тору, слова которой более притягательны, чем груды золота; здесь знамениты лишь богачи, сокровища которых на самом деле — тщета. Будущий мир — вот парадный зал, и именно там место всякой драгоценности. И вот там будут прославлять и запишут в Книгу Памяти для вящего почета именно тех, кто сегодня изучает в день по главе из Мишны, по листу из Талмуда, кто сосредоточенно молится.
И даже в этом мире дела обстоят так только сейчас. А ведь придет время, и наш мир будет очищен. Как говорит Писание, «и дух нечистоты уберу Я с земли, и исполнится земля знания Б-га, и будет слава Б-га наполнять всю землю». В те дни этот мир будет таким же парадным залом, как и на небесах, а значит, здесь тоже будут уважительно говорить только о трепещущих перед Б-гом и исполняющих Его заповеди. И тогда станут люди помогать друг другу лишь в этом, лишь к этому делу друг друга побуждать. И все это подразумевал царь Шломо в своей мудрости, когда сказал: «И помни своего Творца, пока не придут дни зла и не настанут годы (...)». Он говорит в этом стихе, по словам мудрецов Талмуда благословенной памяти, о днях после прихода Машиаха, когда не будет ни награды, ни наказания. И завершает царь Шломо такими словами: «В конце концов будет услышано всеми: Г-спода бойся (...)». Он хочет сказать вот что: в нынешние времена мир говорит с уважением лишь о преходящем, но «в конце концов», то есть перед днем Великого Суда, «будет услышано все» во всех городах и во всех странах, когда каждый будет укреплять своего товарища, говоря ему: «Г-спода бойся (...), ибо все дела Г-сподь приведет на Суд». Ведь говорит Писание: «Что же будем мы делать, когда наступит для нас день Суда?» и говорит также: «И спрячутся в пещеры горы (...)».
Шем Олам, 14