Традиции и праздникиеврейского народа |
И.Вейнберг,Введение в ТАНАХ |
"Habent libella suum fatum" ("Есть у книг своя судьба"), - говорили древние римляне. Ибо есть книги-однодневки, которые, едва появившись, забываются, есть книги, которые читают на протяжении многих десятилетий, даже веков. Но единичны творения, которые, являясь порождениями и проявлениями определенного пространства и времени, приобрели внепространственность и надвременность, стали достоянием значительной части человечества на протяжении веков и тысячелетий. Одно из таких творений - Танах, и неизбежен вопрос о причинах его внепространственности и надвременности. Наиболее привычный ответ гласит: Танах священная книга двух мировых религий - иудаизма и христианства, авторитетна для третьей - ислама, вследствие чего миллионы людей во всех частях света веками и тысячелетиями считают своим долгом читать Танах. Ответ этот правильный, но он вызывает дальнейшие вопросы: почему Танах, порожденный йахвизмом-иудаизмом, стал священной, нормативной книгой для религий, столь отличных от той, что его произвела? Почему из многих десятков, а то и сотен произведений, созданных древними евреями, только 29 вошли в Танах и приобрели внепространственность и надвременность?