ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА


=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции= =Музей=Антисемитизм=Учеба=


Программа по истории еврейского народа
ОБЩЕСТВА "ЕВРЕЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ", ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД

  1. Объяснительная записка
  2. Программа
  3. Библиография на русском языке
  4. Литература по библейско-талмудическому периоду
  5. В список программ

ТЕМА 1 (2 часа).

ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

История еврейского народа как самостоятельный раздел всеобщей истории и составная часть мировой культуры. Периодизация исторического и культурного развития евреев. Проблема типологизации культуры еврейского народа. Специфика семантики слова "Израиль"; историческая и духовная связь евреев с Эрец Исраэль (Земля Израиля). Галут (диаспора) - фактор первостепенной значимости для изучения истории еврейского народа и понимания специфики его культурного развития. Эволюция общественных представлений о еврейском вопросе от древности до настоящего времени. Развитие науки о евреях и их культуре (иудаика, гебраистика, талмудистика и пр.) в прошлом и настоящем. Влияние состояния гуманитарных наук на развитие науки о евреях. Основные методологические концепции, применяемые при изучении истории и культуры евреев. Важнейшие источники и историографические работы по еврейской истории. Основные источники по истории и теории культуры еврейского народа. Изучение истории еврейского народа в России. Обзор историографической, культуроведческой и культурологической литературы по иудаике на русском языке.

ТЕМА 2 (4 часа).

ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ (БИБЛЕЙСКИЙ ПЕРИОД)

Танах как основной источник по истории и культуре древних евреев. Танах - хранилище духовного и культурного наследия евреев и других народов Ближнего Востока. Главные дискуссионные проблемы библейской истории. Проблематичность библейской истории еврейского народа и библейской хронологии. Структура Танаха, периодизация и классификация библейских текстов. История научного анализа Библии и основные методы изучения и научного комментирования библейских источников. Аналитические интерпретации ветхозаветных текстов школами Ю.Вельгаузена и И.Кауфмана. Развитие методов библиокритики в современных методологиях анализа текста, структуралистские и постструктуралистские подходы к проблеме аналитического истолкования текстов Танаха и методология традиционного мидраша. Обзор истории записи текстов Танаха и их кодификации. Новейшие достижения археологической науки и их значение для изучения исторических условий и образа жизни евреев в ранней древности. Современное состояние отечественной библеистики.

ТЕМА 3 (2 часа).

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЦЕНТРОВ ДРЕВНЕЙШИХ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА III-II ТЫС.ДО Н.Э. В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

Города-государства Шумера и Элама в III тыс. до н.э. (Урук. Ур, Киш, Лагаш, Сузы). Вавилонское царство при Хаммурапи (середина ХУIII в. до н.э.). Древнехеттское царство (середина II в. до н.э.). Раннее и Древнее царства в Египте (ок. ХХХ - середина ХХIII в. до н.э.). Ареал расселения и пути миграции семитских скотоводческих племен на рубеже III-II тыс. до н.э. в районе "плодородного полумесяца". Сравнение древнейших мифологических эпосов народов Ближнего Востока с библейским повествованием о сотворении мира. Проблема генезиса монотеизма в рамках мифологических представлений. Типы и роль письменности в шумерской и вавилонской культура. Влияние записи мифа на характер мифологического мироощущения.

ТЕМА 4 (2 часа).

ПОЛОЖЕНИЕ ХАНААНА (КЭНААН) СРЕДИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Ханаан - один из древнейших центров зарождения человеческой цивилизации. Натуфийская культура (Х-УIII тыс. до н.э.). Географические и природные особенности Ханаана. Заселение территории Ханаана западносемитскими племенами, развитие оседлых земледельческо-скотоводческих поселений. Городские цивилизации Восточного Средиземноморья (Иерихон, Хацор, Мегиддо, Бет-Шеан, Угарит, Библ, Эбла и др.). Распространение вавилонской клинописи в Ханаане. Внешние сношения ханаанских царей с государствами Междуречья и Древним Египтом. Установление политической зависимости Ханаана от фараонов ХII династии (ХIХ в. до н.э.). Ханаан под управлением фараонов Гиксосской династии и манефоновских ХУIII и ХIХ династий (ХУI и ХIУ вв. до н.э.). Документы Тель эль-Амарны о положении в Ханаане. Связи Древнего Египта и Месопотамии с духовной и материальной культурой народов Ханаана. Культурная замкнутость египетского общества и кочевые культуры семитов.

ТЕМА 5 (4 часа).

ЭПОХА ПАТРИАРХОВ - НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА (НАЧАЛО - СЕРЕДИНА II тыс.до н.э. )

Значение библейского повествования о патриархах для воссоздания объективной исторической картины о перемещениях скотоводческих аморейских племен Верхней Месопотамии во II тыс. до н.э. Критический анализ правовых, социальных и религиозных элементов, содержащихся в эпосе о библейских патриархах. Внутренняя организация и уклад жизни семитских племен. Социальная структура семитских племен в эпоху патриархов. Принцип общего прародителя и общая религиозно-культовая традиция. Племя и внутриплеменные единицы по текстам Танаха. Бет-ха-ав (сыновья, их жены и отпрыски), мишпаха и элеф - кочевые и военные кланы. Проблемы отождествления патриархов с западными семитами. Миграции, кочевье и оседлость западносемитских племен в Месопотамии и к западу от Евфрата. Интеграция западных семитов в государственно-городские структуры Сирии и Палестины (по египетским источникам ХIХ-ХУIII вв.до н.э.). Подконтрольные Египту поселения в Негеве и Синае на пути в Египет. Западносемитское происхождение племени Авраам. Миграция Авраама - Ур-Харран (центр семитских племен) - Палестина как часть общей миграции семитских племен. Этимология термина "иври" ("ибри") и его соотношение с наименованием Бней Исраэль (Сыновья Израиля). Религиозные верования в эпоху патриархов, источники зарождения монотеистических и монолатристских представлений.

ТЕМА 6 (2 часа).

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ

И КУЛЬТУРНОЙ КОНСОЛИДАЦИИ

Анализ повествований Танаха о пребывании еврейских колен (племен) в Египте и их Исходе в Ханаан. Общественные нравы, традиции и обычаи, присущие еврейским племенам во времена Исхода из Египта и вторжения в Ханаан. Моисей (Моше) как пророк-вождь и законодатель. Противоречивость мнений и суждений о фигуре Моисея в исторической литературе (на примере публикаций Ахад Гаама, В.Великовского, У.Ф,Олбрайта, З.Фрейда и др.). Синайский завет (Десять Заповедей) - символ этноконфессионального и культурного единения еврейских племен на основе веры в единого Бога. Монотеизм и монолатризм культуры евреев эпохи Моисея. Религиозно-философское, социально-политическое и морально-этическое содержание норм Моисеева законодательства ("жреческого кодекса"). Теократическая форма культурной консолидации и ее изображение в Танахе. Сравнение законов Торы с законодательными актами государств Древнего Востока. Противопоставление законов Моисея культовой практике Древнего Египта. Историческая оценка концепции богоизбранности еврейского народа.

ТЕМА 7 (2 часа).

ЗАВОЕВАНИЕ ХАНААНА (ХIII-ХII вв.до н.э.)

Вторжение израильских племен в Ханаан. Завоевательные войны Иисуса Навина (Иехошуа бин-Нун). Покорение ханаанских и евусейских племен. География рассредоточения израильских колен в Ханаане. Переход евреев от кочевого к оседлому образу жизни. Отношения израильтян с соседними народами. Библейская книга Судей о территориальных границах израильских племен, их взаимоотношениях и войнах с кочевыми народами.

ТЕМА 8 (2 часа).

ЭПОХА СУДЕЙ (1200-1025 гг. до н.э.)

Харизматический характер Судей. Первые попытки религиозно-политической централизации в Кадеш-Барнеа и Шило. Войны израильских племен с филистимлянами, моавитянами, мадианитянами, аммонитянами. Захват филистимлянами г.Шило и ковчега завета. Политические разногласия и отход части племен от Синайского завета. Военно-политическая консолидация израильтян. Сопротивление жреческих сословий институционализации светского монархического управления. Саул (Шаул, 1025-1004 гг. до н.э.) - первый царь и последний судья Израиля. Разрушение традиционных родо-племенных структур и формирование основ государственной власти. Создание регулярной армии первого царя объединенного Израиля. Пророческая и политическая деятельность Самуила (Шмуэля).

ТЕМА 9 (4 часа).

ОБЪЕДИНЕННОЕ ЦАРСТВО (1025-928 гг. до н.э.)

Захват филистимлянами Бет-Шкана и установление контроля над большей частью Израильско-Иудейского царства. Гибель Саула и передача царских полномочий Давиду (1004-965 гг. до н.э.). Завоевательные походы Давида, создание централизованного государства. Административные реформы Давида, организация государственного аппарата. Превращение Иерусалима в религиозный центр и средоточие светских институтов власти. Мятеж Авессалома (Авшалома) и Шевы бен-Бихри против попыток Давида основать царскую династию со священническими прерогативами. Борьба за престол в последние годы жизни Давида. Смерть Давида и воцарение его сына Соломона (965-928 гг. до н.э.). Окончательный подрыв патриархальных устоев и создание сильного государственного центра. Экономический расцвет Объединенного царства. Строительство Иерусалимского храма, рост городов. Причины социально-политического кризиса и религиозных раздоров накануне смерти Соломона. Восстание Иеровама (Яровам) против царской налоговой политики. Смерть Соломона, воцарение Ровоама (Рхавам, 928-908 гг. до н.э.). Раскол Объединенного царства на Иудею (Южное царство) и Израиль (Северное царство).

Тема 10 (2 часа).

ЭПОХА ДВУХ ЦАРСТВ (928-586 гг. до н.э.)

Израильское царство (928-722 гг. до н.э.). Династическая борьба за власть в Израиле. Отличие государственной структуры Израильского царства от Иудеи. Военные столкновения между Израилем и Иудеей. Вмешательство Египта в политическую жизнь Израиля. Территориальные конфликты Израиля с арамейским царством. Распространение языческих культов в Израиле в годы правления династии Омри (889-842 гг. до н.э.). Религиозные реформы Иеху (842-815 гг. до н.э.). Период кратковременного расцвета при Иероваме II (782-741 гг. до н.э.). Политическая смута при преемниках Иеровама II. Вторжение ассирийских правителей в Сирию, Финикию и Израиль; коалиция 12 царей.

Политическая направленность пророческого движения. Деятельность пророков Илии (Элияху), Елисея (Элиша), Амоса и Осии (Хошеа). Захват Саргоном II Самарии в 722 г. до н.э., падение Израильского царства.

ТЕМА 11 (2 часа).

ИУДЕЙСКОЕ ЦАРСТВО (928-586 гг. до н.э.)

Государственное устройство Иудейского царства при преемниках Давида. Причины политической стабильности в годы правления первых царей Иудеи и их социальная опора. Экспансия фараона Шешонка (ок. 924 г. до н.э.). Сближение Иудеи с Ассирией при Ахазе (735-720 гг. до н.э.). Распространение религиозных традиций Ассирии в Иудее. Иссайя (Йешаяху) и его религиозная проповедь, реформы Езекии (Хизкии, 720-692 гг. до н.э.) и их значение для укрепления монотеизма в Иудее. Вторжение войск ассирийского царя Синахериба в 701 г. до н.э. и подчинение Иудеи власти наместников Ассирии. Упадок Ассирии при преемниках Ашшурбанипала (50-е годы УII в. до н.э.). Великий реформатор царь Иосия (Иошияху, 639-608 гг. до н.э.): попытка канонизации Второзакония и превращение Иерусалима в единый религиозный центр евреев. Становление Нововавилонской империи. Борьба Египта и Вавилона за Иудею. Военные экспедиции Навуходоносора. Религиозно-политические проповеди пророка Иеремии (Ирмияху). Разрушение Иерусалима и уничтожение иудейской государственности (586 г. до н.э.). Массовое переселение населения Иудеи в Вавилонию.

ТЕМА 12 (2 часа).

ДИАСПОРА ПОСЛЕ РАЗРУШЕНИЯ ПЕРВОГО ХРАМА. ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ (586-538 гг.до н.э.)

Социальная организация еврейских изгнанников в Вавилонии. Еврейская диаспора в Элефантине (Иев) на юге Египта. Судьба иудеев Израиля; образование общины самаритян. Завоевание персидским царем Киром Вавилонии. Экбатанская запись декрета Кира о восстановлении Иерусалима (538 г. до н.э.). Движение Шиват Цион (Возвращение в Сион). Административная структура Иудеи в годы персидского владычества. Строительство Второго Храма в Иерусалиме. Отношение переселенцев из Вавилонии к самаритянам. Политические разногласия между вавилонскими переселенцами в Иудее. Религиозно-политические меры Эзры и Нехемии. Канонизация Танаха в Иудее. Софрим - первые комментаторы библейского законодательства.

ТЕМА 13 (2 часа).

РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В ЭПОХУ ПЕРВОГО ХРАМА И ПЕРСИДСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА В ИУДЕЕ

Иерусалимский храм. Синагога. Оформление текста Священного Писания (ок. У в. до н.э.). Правовые и культовые кодексы Танаха. Устная традиция (Тора ше-бе аль-пе). Литературные жанры Танаха: исторические хроники, пророческая литература, литургическая поэзия, нравоучительная литература, светская лирика. Параллельность и дополнительность устной и письменной традиций. Материальная культура Израиля и Иудеи, а также еврейских общин Вавилонии и Египта. Роль устной и письменной традиций в функционировании культурных институтов. Градостроительство. Памятники дворцовых комплексов и городской архитектуры. Ремесленное производство. Становление консонантного алфавитного письма, его влияние на способы передачи культурных и религиозных навыков. Своеобразие консонантного письма в сравнении с египетским иероглифическим и греческим алфавитным. Формы землепользования, сельскохозяйственное производство и скотоводство, характерные особенности уклада жизни.

ТЕМА 14 (2 часа).

ГРЕКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД. ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИХ МОНАРХИЙ

Источники и историография. Библейские книги Эзры и Нехемии - важнейший исторический памятник эпохи Второго Храма. 1, 2 и 3-я книги Маккавеев (II в. до н.э.) - образец еврейской историографии в древности. Новый Завет как исторический источник; современные методы исторического анализа Евангельских текстов. Исторические повествования Талмуда о периоде римского владычества в Палестине. Письмо Аристея (II в. до н.э.). Септуагинта. Кумранские рукописи (1 в. до н.э.). Письма Бар-Кохбы (132-135 гг.). Деметрий (кон. III в. до н.э.); Эвполем, Ясон Киренский, Юст Тивериадский. Исторические труды Иосифа Флавия (Йосеф бен Маттитьяху). Греческие историки о евреях и Палестине. Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон, Николай Дамасский. Повествования римских авторов о еврейской истории. Тацит, Плиний Младший, Светоний, Дион Кассий.

Западная историография по истории евреев в эпоху Второго Храма. Г.Аллон, Э.Биккерман, Г.Грец, Ж.Жюстер, К.Каутский, И.Клаузнер, Э.Ренан, Ш.Сафрай, Э.Урбах, В.Фаррар, Л.Финкельстайн, М.Штерн, И.Ядин. Русская историография. А.Д.Амусин, А.Г.Бокщанин, Ю.И.Гессен, С.М.Дубнов, И.М.Дьяконов, Л.С.Кацнельсон, Г.М.Лившиц, С.Я.Лурье, Н.М.Никольский, Л.Б.Ранович, Ю.А.Солодухо, В.С.Сувальский, А.И.Тюменев.

ТЕМА 15 (4 часа).

ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ПТОЛЕМЕЕВ И СЕЛЕВКИДОВ

Завоевание Иудеи (Палестины) войсками Александра Македонского в 323 г. до н.э. Борьба "диадохов" за Сирию, Финикию, Иудею и Египет. Общественно-политический строй Иудеи при Птолемеях (300-270 гг. до н.э.). Палестина - важный торговый центр Восточного Средиземноморья. Этнические и социальные изменения в составе иудейского населения. Рост эллинизированных городов и поселений в Иудее. Организационно-политические формы греческого полиса в их отношении к традиционным формам власти в Иудее. Автономные органы административного управления Иудеи: Герусия, "Великое собрание" ("Гакнессет гагдола"). Переход Иудеи под власть Селевкидов. Эллинизм и иудаизм. Иудеи глазами греков и греки глазами иудеев. Эллинизация иудейского общества. Гонения на иудейскую религию при Антиохе 1У Эпифане (175-164 гг. до н.э.). Восстание Маккавеев (Маккабби) 167-164 гг. до н.э. Союз Иуды Маккавея с Римом. Отложение Иудеи от Селевкидского царства.

ТЕМА 16 (2 часа).

ХАСМОНЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Основы государственного устройства Хасмонейской монархии. Синедрион (Санхедрин). Судопроизводство в Синедрионе в сравнении с греческими и римскими судебными системами. Формирование сословия хахамим ("мудрецов"). Шимон Хасмоней - первый этнарх независимой Иудеи. Территориальные притязания Гиркана 1 Иоханана, Аристобула 1 и Александра Яная. Обострение отношений между фарисеями и Хасмонейским двором. Гражданская война в Иудее при Александре Янае. Расцвет хасмонейского государства при Саломее (Шломцион) в 76-67 гг. до н.э. Социально-политическая борьба в Иудее. Фарисеи и саддукеи. Гражданская война в Иудее 67-63 гг. до н.э. Вмешательство Рима в борьбу за власть между сыновьями Саломеи Аристобулом II и Гирканом II. Захват легионами Помпея Иерусалима и установление римского военного контроля над Иудеей в 63 г. до н.э. Антигон II Маттатия (40-37 гг. до н.э.) - последний царь Хасмонейской династии.

ТЕМА 17 (2 часа).

ИУДЕЯ ПОД РИМСКИМ ВЛАДЫЧЕСТВОМ. ИУДЕЙСКИЕ ВОЙНЫ. КОНЕЦ ЭПОХИ ВТОРОГО ХРАМА

Внутренняя и внешняя политика царя Ирода (37-4 гг. до н.э.). Государственный и общественный строй Иудеи при Ироде и его преемниках. Экономическое развитие Иудеи при Ироде. Превращение Иудеи в римскую провинцию после смерти Ирода Великого. Положение в Иерусалиме при Архелае (4 г. до н.э. - 39 г. н.э.). Римская налоговая система в Иудее. Перепись населения, предпринятая Квиринием, и реакция еврейского населения. Подчинение традиционного судопроизводства римскому наместнику. Функционирование Синедриона и социально-политические противоречия в среде хахамим в конце эпохи Второго Храма. Кратковременное прекращение римского наместничества в Иудее в царствование Агриппы 1 (37-44 гг.). Установление прямого римского управления в Иудее после смерти Агриппы.

ТЕМА 18 (4 часа).

РЕЛИГИОЗНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В КОНЦЕ ЭПОХИ ВТОРОГО ХРАМА

Соотношение группировок саддукееви фарисеев в Синедрионе накануне великого восстания. Противостояние Синедриона открытому антиримскому наповиновению. Позиции последователей дома Хиллеля (р.Гамлиель Старший, р.Шимон Бен Гурион, р.Иоханнан бен-Заккай) и сторонников школы Шамая в вопросе об отношении к Римской империи и ее политике в Иудее. Зарождение в Галилее активного антиримского освободительного движения. Религиозно-политические принципы зелотов (канаим) и сикариев. Мессианские чаяния в конце эпохи Второго Храма. Идеалы ессев (иссим). Возникновение идей Нового Завета в рамках иудейских мессианских движений. Кумранская община. Истоки учения христианства. Первые ученики и последователи Иисуса Мессии из Назарета.

ТЕМА 19 (2 часа).

ИУДЕЙСКИЕ ВОЙНЫ 66-73 гг. РАЗРУШЕНИЕ ВТОРОГО ХРАМА (70 г.)

Основные причины иудейских войн. Книга Иосифа Флавия "Иудейская война" как основной источник сведений о положении в Иудее накануне падения Второго Храма. Изгнание из Иерусалима римского прокуратора Флора. Независимый Иерусалим - центр антиримского восстания. Вождь галилейских повстанцев Иоханнан из Гискалы. Социальный протест Шимона бар Гиоры и его сторонников. Соперничество Флавия и Иоханнана Гискальского. Падение галилейских городов. Социально-политические столкновения в повстанческой среде в Иерусалиме. Осада Иерусалима войсками Тита и падение Иерусалимского храма. Защита Массады (Мецада). Причины поражения антиримского восстания в Иудее.

ТЕМА 20 (4 часа).

ДИАСПОРА В ГРЕКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД

СЕВЕРНАЯ АФРИКА. Еврейская община Александрии и городов дельты Нила при Птолемеях. Статус еврея в эллинистических городах Египта. Экономическая и политическая деятельность евреев египетской общины. Отношение египетских евреев с греческими властями. Храм Ониаса (Хоньо) - еврейский религиозный центр в Египте. Отношения административно-религиозных структур еврейских общин Египта с Иерусалимом. Рост еврейского населения в прибрежных городах Северной Африки и на островах Средиземного моря (Кипр, Крит, Сицилия) после образования Римской империи. Ухудшение положения евреев вследствие антиримских выступлений в Иудее. Причины восстания еврейской диаспоры в Римской империи в 115-117 гг. Упадок еврейских центров в Александрии, Кирене и на Кипре после подавления антиримских выступлений.

ВАВИЛОНИЯ. Крупные города с преимущественно еврейским населением в Вавилонии (Нехардея, Нецивин, Мехоза и др.). Внутренняя автономия вавилонской общины. Институт "рейш галута". Переход правителей Адиабены в иудаизм (1 в.). Религиозно-политическая терпимость к евреям Сасанидских правителей (Ш-УII вв.). Традиционные виды занятости евреев Парфии и сасанидского Ирана. Экономический и духовный расцвет еврейской вавилонской общины Ирана. Роль и значение Палестинского центра для еврейской общины иранской империи. Учреждение Хосровом 1 (531 г.) почетного титула "гаон" для высших авторитетов и руководителей вавилонских евреев. Система еврейского религиозного образования. Академии в Суре и Пумбедитах. Система общинного образования (Ярхей Калла).

ТЕМА 21 (2 часа).

ЕВРЕИ ПАЛЕСТИНЫ: ОТ РАЗРУШЕНИЯ ВТОРОГО ХРАМА ДО ПОДАВЛЕНИЯ ВОССТАНИЯ БАР-КОХБЫ (70-135)

Положение еврейской общины в Палестине после установления римского режима военно-административного управления. Экономическая разруха, кризис сельского хозяйства, численное сокращение еврейской общины, усиление процесса рассеяния евреев по другим странам. Первые попытки возрождения еврейской общественной и духовной жизни. Учреждение р.Йоханнаном бен-Заккаем нового религиозно-политического центра в Явне. Культовые изменения в иудаизме в связи с отсутствием Храма и невозможностью приносить храмовые жертвоприношения. Зарождение раввинистической традиции. Несиут (патриархат) и Синедрион без Храма. Новые формы общинной деятельности танаев. Политика насильственной ассимиляции евреев при императоре Адриане (117-138). Взрыв народного недовольства в Палестине в 132 г. Рабби Акива - духовный лидер антиримского сопротивления. Ход восстания под предводительством Бар-Кохбы. Причины поражения повстанцев. Гонения на евреев в Палестине и других провинциях Римской империи.

ТЕМА 22 (2 часа).

ЕВРЕИ ОТ ПОДАВЛЕНИЯ ВОССТАНИЯ БАР-КОХБЫ ДО ПРИНЯТИЯ РИМСКИМИ ВЛАСТИЯМИ ХРИСТИАНСТВА В КАЧЕСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ (135-318)

Смягчение политических и экономических условий для еврейских жителей Римской империи при правителях династии Антонинов (96-192) и Северов (193-235). Уша в Галилее - новый политический и религиозный центр. Восстановление р.Гамлиэлем II Синедриона. Общественно-экономический подъем при р.Иехуде ха-Наси. Увеличение численности еврейской общины Палестины в связи с политикой Северов по урбанизации восточных провинций империи. Религиозные и правовые реформы Иехуды ха-Наси. Кодификация устной традиции. Разграничение функций патриарха и Синедриона при преемниках Иехуды ха-Наси. Эдикт Каракаллы (212 г.) и социально-политические перемены в еврейских общинах. Реформы системы управления при императоре Диоклетиане (284-313) и положение еврейских жителей Палестины. Кризис Римской империи и обособление ее восточных провинций.

ТЕМА 23 (4 часа).

ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА ПАЛЕСТИНЫ ПРИ ВИЗАНТИЙСКИХ ИМПЕРАТОРАХ (313-636)

Статус Палестины при Константине Великом. Причины обострения отношений между христианами и евреями в 1У-У вв. Антивизантийские восстания евреев Галилеи в 351 г. Религиозная реформа Юлиана Отступника (361-363). Упразднение патриархата и Синедриона. Гонения на евреев при Юстиниане (527-565). Подавление восстаний самаритян в 485 и 529 гг. Антиеврейская политика императора Ираклия (610-641). Изгнание евреев из Иерусалима.

ТЕМА 24 (4 часа).

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ЕВРЕЕВ ГРЕКО-РИМСКОГО ПЕРИОДА

Танахическое образование в эпоху Второго Храма. Развитие устного предания (Закона). Две школы толкования письменной традиции: Бейт Хиллель и Бейт Шамнай. Философское творчество мудрецов (хахамим) периода Второго Храма. Проблема истолкования текстов Писания. Герменевтические правила. Толкование через аббревиатуру и гематрию. Греческие влияния в подходе к толкованию Письменной Торы. Проблема уровней толкования текста. Уровень буквального или банального толкования ("пшат"). Уровень толкования на уровне намека и аналогии ("ремез"). Методы символического толкования Писаного Закона. Метод диэрезы Филона Александрицского. Филоновские аллегорические толкования письменной традиции. Неоплатонические и гностические элементы в филоновском учении о "логосе". Столкновение неоплатонических принципов понимания единого божества как безличного "одного" и иудейского понимания божества как личного и единого. Гностический мистицизм и проникновение в тайны Письменной Торы.

Переводы Танаха (таргумы) на языки других народов. "Таргум гашивим", "Таргум Онкелос", "Пшита" - сирийский таргум. Коптский таргум. Влияние таргумов на религиозное мировоззрение, этику, законотворчество и политическую культуру сопредельных с евреями народов. Апокрифическая, апокалиптическая и моралистическая литература; Книга Премудростей Соломона, Книга Премудростей Бен-Сиры, Книга Эноха, книги Товита и Юдифи. Произведения, относимые к творчеству кумранской общины: "Свиток гимнов", "Свиток борьбы сыновей света с сыновьями тьмы", комментарий к книге Аввакума, "Книга дамасского завета", "Храмовый свиток" и др. Мистическая литература (Большие и малые хе-Хадот, "Апокалипсис Авраама", "Шидр Кома", "Сефер Йецира").

Состояние еврейской историографии до разрушения Второго Храма.

Запись устной традиции "мудрецами" (хахамим). Первые танаи (законоучители) - Гамлиэль 1 и Гамлиэль II, Иехуда ха-Наси - составитель, р.Акива, р.Шимон бар-Йохай, Йоханнан бен-Заккай.

Халаха и Агада. Пумбедита и Сура - центры талмудистской учености Вавилона. Палестинские и Вавилонские амораи (толкователи) - Гамлиэль III, Хилель II, Абба Ариха (Рав), Йоханан бар Наппаха, Шимон бен Лакиш, Рав Аши. Запись Гемары савораями (мыслителями). Талмуд Иерусалимский и талмуд Вавилонский. Мидраши. Календарь Хилеля II и Мар Шмуэля. Отражение в Мишне духовного наследия еврейской культуры периода Второго Храма. Преемственность культурного развития евреев до и после разрушения Храма.



Hosted by uCoz