ИУДЕИ И ИУДАИЗМ В ИСТОРИИРИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РИМСКОЙ ИМПЕРИИАлександр Гаврилович Грушевой |
Глава 3 ИУДЕИ И ИУДАИЗМ В РИМСКОМ ПРАВЕ (I в. до н. э. - I в. н. э.)
1 При Птолемее VII Эвергете (145-116 гг.)
2 В. Чериковер убедительно показал, что предпосылки восстания Маккавеев следует искать прежде всего в особенностях внутреннего развития самого иудейского общества.
3 См. подробно: Левинская И. А. Деяния Апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб., 2000. С. 231-317. См. также: Tchenkover V. Hellenistic civilization and the Jews. Philadelphia, 1959. P. 296-332, в особенности - 320-332. Applebaum S. The Legal Status of the Jewish Communities in the Diaspora // The Jewish People in the First Century. Historical Geography, Political History, Cultural and Religious Life and Institutions. Vol. I. Edited by S. Safrai and M. Stern in co-operation with D. Flusser and W. C. van Unnik. Assen; Philadelphia. 1974. P. 420-463. О политевме иудеев в Египте см. подробно: CoweyJ. М. S., Maresch К. Urkunden des Politeuma von Herakleopolis (144/3-133/2 v/ Chr.) (P. Polit. Iud.). Papyri aus den Sammlungen von Heidelberg, Koln, Munchen und Wien. Wiesbaden, 2001. (Papyrologica Coloniensia. Vol. XXIX.)
4 F1. Jos., Bel. Jud., II, 487^188. Иосиф Флавий пишет, что Александр Македонский "предоставил возможность жить в городе на равных основаниях с греками. О гражданских правах иудеев в Египте, согласно Иосифу Флавию, см. также: Fl. Jos., Ant. Jud., XII, 8; Contr. Ар., II, 35; 37-39; 42-64.
5 Фальсификация устанавливается в данном случае особенно легко, ибо иудеи никогда никакой специфической помощи Александру Македонскому или Селевку I не оказывали. См. подробно: Tcherikover V. Op. cit. P. 320-330.
6 См. подробно: Sherk R. К. Roman Documents for the Greek East: Senatus Consulta and Epistulae to the Age of Augustus. Baltimore, 1969. См. в частности в этой книге введение к документу 18 - Senatus consultum de Tabensis (p. 105-111).
7 Это, кстати, показывает типичность жалоб для данного района. Краткое изложение этих петиций - Ant. Jud., XVI, 27-28: более пространное - Ant. Jud., XVI, 44-45.
8 Слова В. Чериковера: Tcherikover V. Hellenistic civilization and the Jews. Philadelphia, 1959. P. 374.
9 Возможно - в источниках по этому вопросу вообще никакой информации нет - речь шла лишь о размерах налогов.
10 В этой связи не может не удивлять встречающаяся в современной научной литерату-ре трактовка этих петиций иудеев как борьбы за гражданские права. (См.. напр.: KasherA. The isopoliteia question in Caesarea Maritima //JQR. Vol. 68. 1977. P. 16-27.) Как можно называть гражданскими правами то, что в любом обществе принципиально недостижимо? То, о чем говорят эти документы, следовало бы скорее назвать гражданским самообманом.
11 Литература о сущности полиса весьма обширна. См., напр.: Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса // Становление и развитие раннеклассовых обществ. Город и государство / Под ред. Г. Л. Курбатова, Э. Д. Фролова, И. Я. Фроянова. Л., 1986. С. 1-26, 95-99. Кошеленко Г. А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979. С. 3-22: Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977. С. 18-41.
12 Количество работ о греческих городах на эллинистическом Востоке на русском языке невелико. По существу, это лишь работа Г. А. Кошеленко. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М, 1979. Можно отметить также перевод на русский язык известной работы Э. Бикермана "Государство Селевкидов". М., 1985, где эта проблематика также затрагивается, а также главу "Полис и монархия в эпоху Селевкидов" в книге: Эллинизм: Восток и Запад. М., 1992. С. 59-84. Данная глава написана Е. С. Голубцовой.
13 Бикерман Э. Государство Селевкидов. М.. 1985. С. 124-129.
14 См. подробно: Tcherikover V. Syntaxis and Laographia // JJP. 1950. Vol. 4. P. 196П".
15 Было бы ошибочным на этом основании делать вывод, что иудеи не стремились к гражданству городов в других регионах. Речь идет не более чем о специфике сохранившихся источников. О Египте см. подробно: Section VIII. "The Jewish question)) in Alexandria в сборнике - Corpus Papyrorum Judaicarum. Vol. II. Edited by V. A. Cherikover and A. Fuks. Cambridge Mass., 1960. P. 25-107. В особенности же обращают на себя внимание следующие документы: CPJ. 150; !51: 153. Комментарии к каждому отдельному документу и введение ко всему восьмому разделу в целом принадлежат В. Чери-коверу.
16 Не случайно, конечно, в отмеченных в предыдущем примечании папирусах CPJ. 150; 151 сквозит столь явная тревога по поводу возможного проникновения в число александрийских граждан посторонних элементов. Неслучайно, конечно, и в рассмат-риваемых чуть ниже официальных римских документах, сохранившихся в тексте "Иу-дейских древностей" Иосифа Флавия, столь часто появляются упоминания о иудеях - римских гражданах.
17 См.: Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949. С. 206-207. Позже, в римское время, в конце концов и в этом вопросе был найден компромисс. В языческое и даже христианское время иудеи участвовали в общественной жизни греческих городов, сохраняя при этом верность "отеческим обычаям". Соответствующие примеры приведены ниже.
18 См., например: Tcherikover V. Prolegomena// CPJ. Vol. I. Cambridge, Mass., 1957. P. 60-74; CPJ. Vol. 2. Cambridge, Mass., I960, комментарии к документу CPJ, 150.
19 I Mac., XII, 21 - спартанцы и иудеи - братья по крови, ибо и те и другие являются потомками Авраама; Fl. Jos., Ant. Jud., I, 241 - сыновья Авраама переселились с Гераклом в Ливию. Многие авторы пишут о том, что история Персея и Андромеды происходила в Палестине, а Андромеда - дочь царя Йаффы (Strab., XVI, 28; Pausanais, IV, 35:9; Phot. Cod. 186).
20 Подобное различие приходится проводить потому, что чем дальше, тем больше в городах всех провинций жили граждане и не-граждане, и городские советы провинци-альных городов к римскому времени постоянно имели дело и с теми и с другими.
21 Еще раз отметим, что в каждом отдельно взятом требовании иудеев нет ничего особенного. Однако взятые все вместе, в условиях конкретного исторического времени, эти требования выглядят совсем иначе: программой, нацеленной на достижение жизни без обязанностей, но со льготами.
22 Межэтнические конфликты в приморских городах Палестины (Кесарея) следует объяснять исходя из конфликтной ситуации в Палестине в целом. За формальным сходством проявлений стояли все же различные причины: конфликт в Палестине был гораздо глубже и серьезнее.
23 Мы не располагаем источниками, которые позволили бы высказаться подробнее.
24 Косвенные свидетельства, позволяющие предполагать подобное, приведены выше, см. с. 146-148.
25 Патетическая история о попытке истребления всех иудеев в Египте, изложенная в третьей книге Маккавеев, совершенно антиисторична. Этот своего рода исторический роман написан в римское время. О третьей книге Маккавеев см. подробно: Tcherikover V. The Third book of Maccabees as a historical source of Augustus' time // Scripta Hierosolymitana. Vol. 7. Studies in History. Edited by A. Fuks ans I. Halpem. Jerusalem. 1961. P. 1-26. PauIA. Le troisieme livre des Maccabees //ANRW. II. 20, I. P. 298-336: The Old Testament Pseude-pigrapha. Vol. 2. Edited by J. Ch. Charlesworth. New York, 1985. P. 509-529.
26 Liv., XLIV, 19, 6-14; XLV, 13-14; XLV. 19-20, 21-25. 44, 4-13.
27 SEG., 3, 451; OGIS, I, 351, II, 435, 436, 441, 442; SIG, II, 928; SIG, I, 315; IGRR., 4, 262 etc.
28 См., например Stern M. The Jewish Diaspora // The Jewish People in the First Century. Historical Geography, Political History, Social, Cultural and Religious Life and Institutions. Volume One. Edited by S. Safrai and M. Stem in co-operation with D. Flusser and W. C. van Unnik.Assen, 1974.P. 129,139, 143-147;SartreM. L'Asie Mineureet TAnatolied' Alexandre a Diocletien (IVe s. av. J-C /Ше s. ap. J-C). Paris, 1995. P. 319-322. См. также Левинская И. А. Указ. соч. С. 348.
29 Систематический и аналитический обзор этих законов, содержащихся в тексте Иосифа Флавия, приведен в следующей статье - Saulnier С. Lois romaines sur les Juifs selon Flavius Josephe // RB, 88. 1981. P. 161-198. Анализу всех этих законов посвящена хорошая статья Т. Раджак - Rajak Т. Was there a Roman Charter for the Jews? // JRS. 1984. Vol. 74. P. 107-123.
30 Количество работ об этих документах велико. См., например: Левинская И. А. Деяния апостолов на фоне иудейской диаспоры. СПб., 2000. С. 242-248; Rajak Т. Was there a Roman Charter for the Jews // JRS. 1984. Vol. 74. P. 107-123; Saulnier Chr. Lois ro-maines sur les juifs selon Flavius Josephe// RB. 1988. Vol. 81. P. 161-198. В последней статье приведена полная классификация этих документов по видам и особенностям принимаемых решений.
31 О вражде эллинизированных арамеев и иудеев см.: Tcherikover. Op. cit. P. 113 и в особенности прим. 124.
32 Сложилось устойчивое мнение о том, что иудеи были освобождены от обязательной военной службы. Приведенные документы ясно доказывают, что это миф. Иудеи служили во всех армиях Древнего мира (естественно, тех районов, где иудеи жили и где существовали государства). Факты свидетельствуют о том, что как раз освобождение иудеев от военной службы было нетипичным и относилось лишь к отдельным категориям людей отдельных городов. Сам факт, что из отмеченных в последующих примечаниях законов несколько относятся к Эфесу, показывает, кстати, следующее. На римское предписание даже в годы правления Цезаря смотрели как на не очень обязательное к исполнению. (О военной службе иудеев в римской армии и в целом в античности см. подробно -JusterJ. Les juifs dans l'Empire Romain. Leur condition juridique, economique et sociale. Tome second. Paris, 1914. P. 265-279.)
33 Fl. Ios., Ant.Jud., XIV, 228-229; 230; 231-232; 233; 234; 235; 236-237; 238-240.
34 Первый документ - Fl. Ios., Ant. Jud.., XIV, 223-227. Второй документ. Fl. Ios., Ant. Jud., XIV, 230.
35 Едва ли можно представить себе, что посланник первосвященника мог приехать к наместнику другой провинции с пустыми руками. К сожалению, Иосиф Флавий не приводит никакой информации по этому вопросу.
36 В 47 г. Иоанн Гиркан отправил на помощь Цезарю в Александрию полутораты-сячный отряд воинов, который оказал существенную поддержку Гаю Юлию. См.: F1. los., Ant. Jud., XIV, 192; XIV, 139.
37 Видимо, все же к обоим наместникам обращались с соответствующей просьбой представители первосвященника.
38 Соответствующие события весьма подробно изложены во второй книге "Граж-данских войн" Аппиана.
39 На сей раз речь шла о начальной стадии последней войны между республиканцами и цезарианцами, окончившейся битвой при Филиппах в 42 г. до н. э., когда было сломлено сопротивление последних республиканцев (Брут и Кассий).
40 Иными словами - в ходе официальной процедуры.
41 Бросается в глаза тот факт, что законы расположены у Иосифа Флавия не хроно-логически. Нельзя не заметить, кроме того, что часть законов цитируется Иосифом Флавием в весьма сокращенном виде.
42 См. подробно - Saulnier. Op. cit. P. 164-165.
43 Действительно, конкретная жалоба жителей одного конкретного города по одному конкретному поводу совершенно не обязывала верховную власть принимать в данной связи закон общегосударственного значения.
44 Fl. Ios., Ant. Jud.., XIV, 306-313. Документ 42^11 гг. до н. э. Этот документ носит общий характер, в нем Антоний говорит о дружеских чувствах к иудеям в целом. (В данном случае имеются в виду, естественно, не столько дружеские чувства к иудеям Антония как человека, сколько политический расчет общественного деятеля, выступавшего от имени римского государства, утратившего надежды на захват верховной власти и потому заинтересованного в благосклонном отношении возможных подданных. Иными словами, перед нами типичный случай необременительной демагогии.)
45 Fl. Ios., Ant. Jud.., XIV, 314-318 - документ о первосвященнике, содержащий общее подтверждение прав первосвященника. Fl. Ios. Ant. Jud., XIV, 319-323.
46 Количество работ об императоре Августе и реформах времени Августа огромно. Поэтому отметим здесь лишь две работы на русском языке, содержащие обширную библиографию: Машкин Н. А. Принципат Августа. М.; Л., 1949; Межерицкий Я. Ю. "Республиканская монархия": метаморфозы идеологии и политики императора Августа. М., 1994.
47 Из контекста не вполне ясно, где именно, но наиболее вероятно, что речь идет о Милете.
48 Судя по всему, речь идет о городе, расположенном в Карий, соседней с провинцией Азия области. Упоминание города Траллы и ситуации в городе у Иосифа Флавия не вполне понятно. Ясно лишь то, что в городе был межэтнический конфликт и жители города (видимо, иудеи, но это недостоверно) обращались с петициями в вышестоящие инстанции.
49 Fl. Ios., Ant. Jud.. XJV, 262-264.
50 Письмо относится к тому периоду, когда власть Октавиана Августа еше не была оформлена с формально-юридической точки зрения.
51 Fl. Ios., Ant. Jud.., XVI. 166. Дата документа устанавливается лишь ориентировочно - 31-27 гг. до н. э.
52 Детализацию эту можно рассматривать как косвенное доказательство того, что документ был принят во время правления Августа. Иосиф Флавий приводит в шестнадцатой книге аналогичный по смыслу декрет совета и народа города Галикарнасса (F1. Ios. Ant. Jud.., XIV, 259-261. У данного документа также нет ясной датировки. По своему характеру псефизма галикарнасцев совпадает с псефизмой совета и народа города Сарды).
53 Слово "граждане" вызывает удивление у некоторых исследователей (Josephus with an English translation by R. Marcus in nine volumes. VII. Jewish Antiquities, books XII-XIV. London: Cambridge Mass., 1986. P. 587. Note 0- Между тем он не более удивителен, чем упоминавшееся выше в целом ряде документов словосочетание "иудеи- римские граждане".
54 Имеются в виду городские законы в пользу иудеев.
55 Перед нами очевидное признание существования в Сардах иудейской общины, ибо смысл глагола в данном контексте просто не может быть иным. К сожалению, в одном отношении мы не можем сказать, как следует относиться к данному известию - как формальному подтверждению законности уже и ранее существовавшей в городе иудейской общины или же как к указанию на фактическое, санкционированное римскими властями "открытие" иудейской общины в городе.
56 Источник, к сожалению, не позволяет ответить на один очень важный вопрос: следует ли расценивать это указание на "свои нормы судопроизводства" как санкцио-нирование властями того, что уже и так существовало в повседневной жизни, или же перед нами внедрение в жизнь чего-то принципиально нового. С точки зрения автора данной работы, первое предположение в данном и в предыдущем случае (см. предшествующее примечание) более вероятно.
57 Имеется в виду либо синагога, либо здание своего рода общинного центра. Ис-точник, к сожалению, не дает возможности уточнить этот вопрос.
58 Имеются в виду магистраты, ответственные за снабжение города продуктами питания.
59 Sautnier. 1981. Р. 189-190.
60 Об организации иудейских общин в диаспоре и их юридическом статусе см. под-робно две статьи Ш. Апплебаума: Applebaum S. The Legal Status of the Jewish Communities in the Diaspora; The Organization of the Jewish Communities in the Diaspora. Обе статьи опубликованы в сборнике: The Jewish People in the First Century. Historical Geography, Political History. Social. Cultural and Religious Life and Institutions. Vol. One. Edited by S. Safrai and M. Stem in co-operation with D. Flusser and W. C. van Unnik. Assen, Philadelphia, 1974. P. 420-463; 464-503. (Compendia Rerum Iudaicarum ad Novum Testamentum. Section One.) Принципиальное значение имеет также следующая статья В. Чериковера: Tcherikover V. Prolegomena // Corpus Papyrorum Judaicarum. Vol. I. Edited by V. Thcerikover in collaboration with A. Fuks. Cambridge Mass., 1957. P. 5-10.
61 Факты показывают, что для расчетливого политика, каковым был Август, иное было просто невозможно. Основное в религиозной политике первого принцепса заключалось в реставрации традиционных ценностей и верований римского общества. На общегосударственном уровне Август относился к восточным богам и культам с презрением. (Межерицкий Я. Ю. "Республиканская монархия": метаморфозы идеологии и политики императора Августа. М., 1994. С. 202-222, в особенности - с. 216.)
62 Здесь, конечно, нужно сделать одну существенную оговорку. Автоматического переноса законов, касающихся иудеев, из одной провинции в другую не происходило. Однако в случае обращения с петицией положительное решение было гарантировано. (Именно это и показывает пример цитировавшейся выше псефизмы из Сард, причиной для принятия которой послужили петиции иудеев двух провинций - Киренаики и Азии.) Особенности римской правовой системы и политического менталитета исключали вме-шательство верховной власти в дела местного населения, когда население об этом не просило.
63 Интересно отметить, что В. Чериковер, автор фундаментального труда о жизни иудеев эллинистического времени, пишет, что понятия "отеческих законов" и "жизни по отеческим законам" остаются в науке неисследованными, хотя значение этих понятий применительно к истории иудеев рассматриваемого времени весьма важно. (Tcherikover. Op. cit. P. 83.) Co своей стороны в этой связи хотелось бы отметить, что определение сущности "жизни по отеческим законам" весьма просто, ибо - как будет показано на следующей странице - один источник содержит полную расшифровку, как это следует понимать. Основная же проблема заключается в ином - в определении, как соотносилась теория с реальной жизнью.
64 Основные исследования: Tcherikover V. Helleinistic Civilization and the Jews. Phi-ladelphia, 1959. P. 296-332 (глава - Jewish Community and the Greek City), а также две статьи Ш. Апплебаума. издание которых отмечено в прим. 81.
65 Имеется в виду одновременно и равенство перед законом, и применение одних и тех же законов ко всем гражданам данного города.
66 Напрашивается предположение о том, что иудейские общины Малой Азии и Египта были несколько богаче других общин диаспоры, но прямых доказательств этому нет.
67 KasherA. Op. cit. P. 17.
68 Именно так поступает Д. Асковиц: Askovith D. The tolerating of the Jews under Julius Caesar and Augustus. New York, 1915.
69 Такую оговорку приходится делать потому, что менталитет людей того времени нам все же неизвестен.
70 Яснее всего это сформулировано Плинием Младшим в известном письме Траяну (Plin., Ер. X, 96, 5-6), отпускавшем на свободу тех из обвиненных в причастности к христианству, кто соглашался признать богов и принести жертву перед изображением Траяна.
71 Термин обычно употреблялся для характеристик спортивных состязаний, равных по значению и размаху Олимпийским играм. А. Пеллетье, издатель текста "Legatio ad Caium" с обстоятельными комментариями, видит здесь сознательную игру слов - здесь следует будто бы понимать и Олимп, и Олимпию - и считает, что Филон хотел сказать следующее. Август, приравненный богам, как олимпийский победитель победил всех тех, с кем ему довелось состязаться на пути к верховной власти. Подобное толкование относится к числу тех, что ни доказать, ни опровергнуть невозможно. Все же более вероятно, учитывая особенности употребления термина, видеть удачную находку Филона, по смыслу равную и употребленную Филоном только потому, что для него неприемлемо. (Les oeuvres de Philon d'Alexandrie. 32. Legatio ad Caium. Introduction, traduction et notes par A. Pelletier. Paris, 1972. P. 174-175.)
72 Слово это древнее: оно засвидетельствовано уже у Гомера (П., II, 565; Od., I, 324). Основное значение слова - "равный богу"; в римское время добавляется иное значение - "воспринимающийся как бог, приравненный богу" (OGIS., 666, 21; PHeidelberg, Inv. 1716, V). По поводу второго документа см. специальную статью: Ingerkemp G. Н. То hama? Zu einem Papyrus mit Fragen und Antworten // RhM. Bd. 112. 1969. S. 48-53.
73 Эта характеристика принадлежит Иосифу Флавию.
74 Чуть раньше (Ant. Jud., XVIII, 200) Иосиф Флавий пишет, что Ирод Агриппа уже видел один раз над собой сову и получил предсказание, что повторное появление над ним этой птицы будет означать наступление смерти через пять дней. Интересно, что Иосиф Флавий, говоря о "вестнике", употребляет слово. Этот факт - учитывая появление "ангела" в "Деяниях апостолов" - наводит на мысль об общем источнике эпизода.
75 Fl. Jos., XIX, 347. Не исключено, что здесь можно говорить о влиянии одного стереотипа римского общественного сознания. Слова Агриппы напоминают фразу, которую Светоний приписывает Веспасиану. Император, почувствовав приближение смерти, будто бы сказал: "Кажется, я становлюсь богом" (Suet. Div. Vesp.. 23, 4).
76 По древним текстам настоящий диагноз поставить практически невозможно, однако упоминание Иосифа Флавия о сильных болях в животе и быстро последовавшей смерти наводит на мысль о том, что Ирод Агриппа мог умереть от перитонита. (См.: Josephus with an English translation by L. H. Feldman in ten volumes. IX. Jewish Antquities, books XVIII-XIX. Harvard, London, 1981. P. 379.)
77 Вероятнее всего, это были эллинизированные иудеи, однако и этому нет прямых подтверждений в источниках. Ясно лишь то, что Ирода приветствовали так все пришедшие на городские празднества, т. е. те, кто воспринимал античную культуру как свою или, по меньшей мере, не как чуждую.
78 Очень может быть, что этот эпизод показывает как раз норму, обыденное воспри-ятие правителя, но на практике приходится исходить из того, чем мы располагаем в сохранившихся источниках.
79 Несколько примеров по сборнику Аппёе epigraphique за 1971 г.: АЕ., 1971, 434, 435 (Афины) 439 а, Ь (Элевсин), 452 (Лесбос, Митилена), 457 (Эфес). См. также: Price S. R. F. Gods and Emperors: the Greek Language of the Roman Imperial Cult// JHS. 1984. Vol. 104. P. 79-95.
80 Клятва в верности Августу - Fl. Jos., Ant. Jud., XVII, 41^2; клятва в верности Калигуле - Fl. Jos., Ant. Jud., XVIII, 258. Строго говоря, иудеи не столько присягали на верность, сколько были принуждаемы к такой клятве Иродом и его наследниками или римскими наместниками. (Ср. Fl. Jos., Ant. Jud., XV, 370-371.) Для. собственно, римского времени мы не располагаем конкретными свидетельствами. Однако, если судить по аналогии, обеспечение клятвы на верность императору являлось обязанностью наместника провинции.
81 См. CPJ. Vol. 2, п.427 (= BGU, 1068). Автор официального обращения к предста-вителю власти клятвой именем императора подтверждает истинность сообщаемых сведений. (Документ датируется 10 февраля 101 г.)
82 Известные нам названия синагог Рима показывают, что происхождение и смысл этих названий могли быть очень разными.
83 См.: Philon, Legatio, 148, а также прим. 5 к этому месту по французскому изданию - Us oeuvres de Philo d'Alexandrie. 32. Legatio ad Gaium. Introduction, traduction et notesparA.Pelletier. Paris, 1972.P. 172-173; JusterJ. Les Juifs dans l'Empire Romain. Leur condition juridique, economique et sociale. T. I. Paris, 1914. P. 348, note 4.
84 Августесийцы - СП., 1,284,301,338,416,496; Агриппесийцы - СП., 1,365,425, 503. Что касается синагоги агриппесийцев, то в этом случае связь ее названия с именем Марка Випсания Агриппы чуть менее ясна, ибо можно предположить, что название синагоги восходит к имени здания или района в Риме. См.: Левинская И. А. "Деяния апостолов" на фоне еврейской диаспоры. СПб., 2000. С. 303.
85 Так, у Филона в Legatio, 356, упоминаются жертвоприношения по случаю прихода Калигулы к власти, по случаю выздоровления императора, по случаю надежды на успех военной операции в Германии. У того же Филона в Legatio, 231, 232,288, упоминаются поздравления от иудеев по случаю прихода Калигулы к власти. Если говорить в целом, то принципиальную по значению информацию содержит параграф 232, где говорится о психологической готовности иудеев совершать любые жертвоприношения в честь императора, лишь бы никто ничего не менял в Иерусалимском храме.
86 Основные контексты: Fl. Ios., Bel. Jud., II, 197; Contr. Ар., II, 77; Philon, Legatio, 157.
87 По словам Филона, их было немало в синагогах Александрии. См.: Philon, Legatio,
88 Строго говоря, ptouaio.; - это тоже прилагательное, однако словоупотребление сложилось так, что в греческом для понятия "римлянин" употреблялось именно это слово. (То же, кстати, в латинском, где в аналогичной ситуации также употреблялось прилагательное romanus.)
89 Хотелось бы отметить, что в "Деяниях апостолов" понятие римского гражданства выражено точно так же: Acta, 22:26-29; 23:27.
90 См.: Treggiari S. Roman freedmen during the Late Republic. Oxford. 1969. P. 37. В худшем случае римским гражданином становился сын или внук вольноотпущенника.
91 В рассматриваемое время подобные гарантии весьма ценились. Так, обращает на себя внимание упоминавшееся место в "Деяниях" (22:27-18), где Павел не без гордости говорит о том, что он - римский гражданин по рождению. О положении сыновей воль-ноотпущенников с юридической точки зрения см. Treggiari. Op. cit. P. 229-236. Она, говоря о распространении римского гражданства среди иудеев, отмечает в качестве возможного пути его обретения следующее. Вероятно, вольноотпущенники-иудеи, обретя свободу и известное состояние, приобретали своих единоверцев-рабов для того, чтобы отпустить их на волю. Правда, сам же автор отмечает, что в источниках подтверждений этому нет (Treggiari. Op. cit. P. 206).
92 Одним из важнейших источников по вопросу о статусе римского гражданства и обо всем том, что касается его получения, является надпись времени Марка Аврелия и Луция Вера АЕ., 1971. N 534. За особые заслуги перед государством император предоставляет римское гражданство местному племенному вождю и его семейству.
93 На деле совмещение одного с другим оказывалось несложным, ибо сам по себе факт обладания римским гражданством совершенно не означал автоматического приобщения к римской культуре и жизни согласно ее принципам и ценностям. См.: Sartre М. L'Orient Romain. Provinces et societes provinciales en Mediterranee orientale d'Auguste aux Severes (31 avant J-C. - 235 apres J.-C). Paris. 1991. P. 78.
94 В качестве примера достаточно привести известное письмо Плиния Младшего Траяну о христианах и о том разбирательстве, которое Плиний Младший учинил по этому делу. (Ер., X, 96, 5.)
95 Ренан Э. Апостол Павел. М.. 1991. С. 41-42.
96 См. уже отмеченное место из Иосифа Флавия - Ant. Jud., XII, 125-126 о позиции греков.
97 Об апостоле Павле и его жизни см., например: Baslez M.-F. Saint Paul. Paris, 1991.
98 Acta, 21:39 - Павел заявляет, что он и иудей, и гражданин Тарса; Acta, 16:37 - Па-вел, заявляет, что он римлянин.
99 Acta, XVI:37-38.0 различных аспектах римского гражданства в связи с сюжетами "Деяний апостолов" и в целом в Новом Завете подробно писал А. Н. Шервин-Уайт: Sherwin-While А. N. Roman Society and Roman Law in the New Testament. Oxford. 1965. P. 144-193.
100 Левинская И. А. "Деяния апостолов". Историко-филологический комментарий. Главы II-VIII. М., 1999. С. 214-215.
101 Доказать что либо, к сожалению, невозможно.
102 У нас нет оснований сомневаться в подлинности какого бы то ни было из рассмот-ренных
выше фактов.