ИУДЕИ И ИУДАИЗМ В ИСТОРИИРИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РИМСКОЙ ИМПЕРИИАлександр Гаврилович Грушевой |
Глава 1 - ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ (ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ)
1. Источники
1 Новые находки в этой сфере, к сожалению, редки.
2 Часто встречающееся предположение о том, что влияние Книги Бытия чувствуется в сочинении Окелла Луканского, выглядит натянуто и бездоказательно. См. подробно: Грече-ские и римские авторы о иудеях и иудаизме. Введение и комментарии Менахема Штерна. Русское издание под научной и литературной редакцией д. и. н. Н. В. Брагинской. Т. I. От Геродота до Плутарха. М., 1997. С. 131-133. В прошлом в науке высказывались также пред-положения о знакомстве Агафархида Книдского с Сегпуагинтой. о иудейском происхож-дении знаменитого римского поэта Горация. Эти гипотезы следует отвергнуть как совер-шенно бездоказательные. (См. подробно - Штерн. М. Указ. соч. С. 104-105, 323-324).
3 Влияние христианских идей на четвертую эклогу Вергилия исключается уже потому, что данное стихотворение написано задолго до рождения Иисуса и полностью укладывается в традиционные римские представления о золотом веке.
4 Специальные исследования позволяют утверждать, что некоторые языческие авторы I-II вв. н. э.. если и не были знакомы с Новым Заветом, то имели известное представление о христианских идеях. Это, в частности, относится к Лукиану. в творчестве которого можно проследить отдельные новозаветные мотивы. См. подробно: Bet: Н. D. Lukian von Samosata und das Neue Testament. Religionsgeschichtliche und Paranetische Parallelled Berlin, 1961.
5 Об Александре Полигисторе и использованных им источниках, сохранившихся в передаче Евсевия, см.: Denis А.-М Introduction aux pseudepigraphes grecs d-Ancien Testament. Leiden, 1970. P. 241-269; в особенности, p. 244-245: Schiirer E. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Dritter Band. Hildesheim, 1970, S. 470-471.
6 Есть русский перевод: Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности иудейского народа. Против Апиона. М., 1994.
7 Строматы Климента Александрийского переведены на русский язык (особо отметим, что издание содержит также и греческий текст). - Климент Александрийский. Строматы. Кн. 4-5. Подготовка текста к изданию, перевод с древнегреческого и комментарии Е. В. Афонасина. СПб., 2003.
8 См. Denis А.-М Introduction aux pseudepigraphes Grecs d'Ancien Testament. Leiden, 1970. P. 223-283.
9 У Иосифа Флавия, пожалуй, не было оснований искажать такого рода информацию в целом, хотя нельзя исключить, что какие-то отдельные детали могли быть им приукрашены.
10 Мы лишены возможности сравнить сочинения Иосифа Флавия с трудами каких-либо других авторов, писавших по-гречески об иудеях. Из трудов Иосифа известно лишь, что такие существовали и из них, судя по всему, наиболее значимыми были сочинения Юста Тивериадского и Николая Дамасского. Поэтому в качестве предположения хотелось бы отметить следующее. Не исключено, что труды Иосифа Флавия сохранились не только из-за интереса к ним у раннехристианских авторов, но и потому, что сочинения иных авторов были просто хуже.
11 В какой-то мере эти проблемы рассмотрены в следующей работе: Гиршман М. Еврейская и христианская интерпретация Библии в поздней античности. М., 2002.
12 На русском языке этому предшествует лишь - Дубнов В. М. Иосиф Флавий, его жизнь, литературная и общественная деятельность. Одесса, 1896.
13 В еврейских и арамейских папирусах - Махоза. Ниже всюду употребляется гре-ческая форма топонима - Маоза.
14 Хорошо известен тот факт, что известие о смерти императора Юлиана, погибшего в Персии во время военного похода, стало известно в Империи с большим опозданием.
15 Штерн. 2002. С. 402-434.
16 JusterJ. Les juifs dans l'Empire Romain... Vol. 1. Paris, 1914. P. 40-119.
17 См., например: Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М" 2003. С. 149-198.
18 Об этом комплексе проблем см. подробно: Восточный вопрос во внешней политике России. Конец XVIII - начало XX вв. М., 1978.
19 Weill R. La presqu'tle de Sinai. Etude geographique et historique. Paris, 1908. P. 254318.
20 Tristram H. B. The Land of Israel: A Journal of Travels in Palestine, undertaken with special reference to its physical character. London. 1865. P. 1.
21 RostovtseffM. 1. Histoire economique et sociale de l'Empire Romain. Paris, 1988. P. 83, 116, 142, 156, 197-198, 201-202, 248, 251, 260, 296, 312,419, 454, 484, 535, 566.
22 Jones A. H. M. The Cities of the Eastern Roman Provinces. Oxford, 1971. P. 228-229, 230,233,247,251,258,269-278; Jones A.H.M. The Later Roman Empire 284-602. A Social, Economic and Administrative Survey. Vol. I-II. Baltimore, 1986. P. 75, 208, 233-234, 281, 282,468, 609, 630, 797, 877, 882, 929, 931-933, 994.
23 Heichelheim F. M. Roman Syria // T. Frank (ed.) An Economic Survey of Ancient Rome. Vol. IV. Baltimore, 1938. P. 128, 141, 158, 159, 247.
24 Краткий обзор всей научной литературы по изучению Талмуда содержат библио-графические справки, предваряющие каждую главу книги Stemberger G. Introduction to the Talmud and Midrash. Edinburgh 1996. Большей обстоятельностью отличаются специ-ализированные справки в следующих изданиях: Schiirer Е. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 В. C. - A D. 135). A New English versin revised and edited by G. Vewrmes and F. Millar. Vol. I. Edinburgh, 1973. P. 68-118 (Talmudic Literature; Rabbinic Literature); Bokser В. M. An Annotated Bibliographical Guide to the Study of the Palestinian Talmud//ANRW. 2, 19, 1. Berlin; New York, 1979. P. 139-256; Goodbaltt D. The Babylonian Talmud // ANRW. 2, 19, 1. Berlin; New York, 1979. P. 257-337.
25 Все три тома этого сочинения были сравнительно недавно переизданы - Hildesheim, 1966.
26 Издано: Gutersloh, 1928-1935. "Издано: t. 1-2. Paris, 1914.
28 См.: Renan Е. Histoire du peuple d'lsrael. Tome cinquieme. Paris, 1893. P. 414-^15; Тураев Б. А. История Древнего Востока / Под ред. В. В. Струве и И. Л. Снегирева. Т. II. Л.. 1936. С. 276-282.
29 Avi-Yonah М. The Jews of Palestine. A Political History from the Bar Kokhba War to the Arab Conquest. New York. 1976. P. 1.
30 Сам М. Ави-Йона в одном из предисловий к своей книге (Avi-Yonah М. Op. cit. P. XVII) пишет о желании писать о прошлом "без гнева и пристрастия" (sine ira et studio: слова принадлежат Тациту. - Ann. 1,1,3). Факты показывают, что этого не смогли достичь в полной мере ни Тацит, ни М. Ави-Йона.
31 Есть русский перевод: Аллон Г. История евреев Эрец-Исраэль в Талмудическую эпоху. Т. 1-2. Иерусалим, 1994.
32 Об истории текста работы см.: Аллон Г. История евреев Эрец-Исраэль в Талмуди-ческую эпоху. Т. 1. Иерусалим, 1994. С. 9-12.
33 Baron S.W, Social and Religious History of the Jews. Vol. I. Ancient Times. The Beginning of the Chrisitian Era. New York, 1952; vol. II. Ancient Times. Christian Era. The First Five Centuries. New York, 1952.
34 Автор имеет в виду преобладание в работе Барона тематического принципа орга-низации материала над хронологическим. "Ср. I Масс, 1:11; 1:62.
35 Идея использования этих терминов применительно к идейной жизни иудеев принадлежит автору данной работы.
36 См. также ниже. С. данной главы, по поводу работы С. Я. Лурье.
37 Опубликовано - New York, 1915. Заглавие книги содержит также следующий элемент, показывающий, что работа Доры Асковиц по меньшей мере задумывалась как первый выпуск целой серии исследований: The Toleration and Persecution of the Jews in the Roman Empire, Part 1.
39 Использовано русское издание. - М" 2000. Английское издание - From Text to Tradition. A History of Second Temple and Rabbinic Judaism. New Jersey, 2001.
40 Опубликовано: Philadelphia, 1989; обращают на себя внимание также несколько его статей - "Respect for Judaism by Gentiles in the Writings of Josephus" // HTR. 80 (1987). P. 409-430; "Crossing boundary and becoming a Jew" // HTR. 82 (1989). P. 13-33.
41 Cohen Sh. J. D. From Maccabees to the Mishnah, Philadelphia, 1989. P. 46-49. "Опубликовано: RE J. CLX (1-2). 2001. P. 1-31. 43 Опубликовано - Princeton, 1993.
44 В этой же главе рассмотрены локальные конфликты иудеев и римской власти в Малой Азии, а также массовые избиения иудеев в городах Ближнего Востока в начале Иудейской войны.
45 Приводимые Л. Фельдманом примеры разобраны ниже, на с. данной работы.
46 Соответствующие главы работы воспринимаются скорее как дань традиционным представлениям и, возможно, идеологическим штампам, чем как выражение истинных взглядов автора. С точки зрения автора данной работы, не совсем прав Л. В. Ратгерс, автор рецензии на книгу Л. Фельдмана, когда пишет, что взгляды Фельдмана можно определить следующим образом: народные массы ненавидели иудеев и иудаизм, тогда как интеллектуалы проявляли к нему интерес (Rutgers L. V. Attitudes to Judaism in the Greco-Roman Period: Reflections on Feldman's Jew and Gentile in the Ancient World // JQR. 1995. Vol. 85. P. 363). Л. Фельдман готов скорее во всех аспектах взаимоотношений иудеев и античного мира видеть только положительное.
47 Опубликовано - Leiden, 1981.
48 Название тома - Religion. Judentum: Allgemeines, Palastinisches Judentum. Том вышел двумя полутомами. Опубликовано - Berlin; New York, 1979.
49 Название тома - Religion. Hellenistisches Judentum in romischer Zeit, ausgenommen Philon und Josephus. Том вышел двумя полутомами. Опубликовано - Berlin; New York, 1987.
50 Trebilco P. Jewish Communities in Asia Minor. Cambridge, 1994 (Society for New Testament Studies. Monograph Series. 69).
51 См., например: Schwartz J. Lod (Lydda) Israel: From its Origins through the Byzantine Period, 5600 В. С. E. - 600 С E. Oxford 1991; Goodbaltt D. The Monarchic Principle: Studies in Jewish Self-Govemment in Antiquity. Tubingen, 1994; Jacobs M. Die Institution des judischen Patriarchen Eine quellen- und traditionskritische Studie zur Geschichte der Juden in der Spatantike. Tubingen, 1995.
52 Опубликовано - Tubingen, 2002.
53 А. Сиверцев очень осторожен в подборе слов и не столько формулирует те или иные выводы, сколько подводит читателя к тем или иным формулировкам.
54 С. 17 книги.
55 Имея в виду проникновение в провинцию форм и норм жизни греко-римского мира.
56 "Синедрион -традиционное для русского языка наименование института, который в Талмуде называется санхедрин. Ниже всюду употребляется русское наименование.
57 Сам А. Сиверцев так не пишет, но подводит читателя именно к такой мысли.
58 Патриархат - традиционное для русского языка наименование института, который в Талмуде называется несиут. Ниже всюду употребляется русское наименование.
59 Sartre М. VOrient Romain. Provinces et societes en Mediterranee orientate d'Auguste aux Severes. (31 avant J.-C. - 235 apres J.-C). Paris, 1991. Палестине посвящена девятая глава работы (р. 357-407), озаглавленная "Евреи в восточном Средиземноморье". Особого внимания заслуживает последняя работа М. Сартра - D'Alexandre a Zenobie. Histoire du Levant antique. IVe siecle av. J.-C. - Hie siecle ap. J.-C. Paris, 2001, в которой уделено особое внимание истории Палестины и иудеев - р. 303-370, 529-607, 927-948.
60 Millar F. The Roman Near East 31 ВС -AD 337. London; Cambridge Mass., 1993. Палестине посвящена десятая глава работы (р. 337-386), не считая многочисленных упоминаний в тексте вообще- р. 44-^8, 59-61, 68-89, 70-79, 107-108.
61 Isaac В. The Limits of the Empire. The Roman Army in the East. Oxford, 1990. В его работе рассмотрены вопросы, касающиеся римского военного присутствия на Ближнем Востоке в целом. Значительная часть работы посвящена именно Палестине.
62 Schiirer Е. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 В. C. - A. D. 135). A New English version revised and edited by G. Vermes and F. Millar. Vol. I. Edinburgh, 1973; vol. 2. Edinburgh, 1979; vol. 3. Edinburgh, 1986.
63 Laupot E. The Christiani's rule over Israel during the Jewish War: Tacitus' Fragment 2 and Histories 5.13, Sietonius Vespasian 4.5 and the Coins of the Jewish War // REJ. 162.2003. P. 62-96.
64 Обратное - влияние иудаизма на античный мир - рассматривалось и рассматри-вается всегда и постоянно.
65 Вихнович В. Л. Караим Авраам Фиркович. Еврейские рукописи, история, путешес-твия. СПб., 1997.
66 Образцы такой литературы недавно изданы в следующих сборниках: Сирия, Ливан, Палестина в описаниях российских путешественников, консульских и военных обзорах первой половины XIX века. М., 1991; Святые места вблизи и издали. Путевые заметки русских писателей I половины XIX в. М., 1995; Иерусалим в русской культуре. М., 1994. См. также- История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 г. М., 1997. С. 85-156. Можно отметить также одну из монографий известного византиниста Н. П. Кондакова - Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904.
67 История отечественного востоковедения... С. 467.
68 Первое издание - СПб.. 1885; второе - СПб., 1886.
69 В 1912 г. вышли в свет все три части этого учебника: часть первая- история библейская, часть третья - история.
70 Опубликовано - М, 1905.
71 Это видно по указанию на то. что работа печатана по определению историко-фи-лологического факультета Московского университета, а также по указанию, что работа И. И. Семенова извлечена из 34 тома Записок Императорского Московского университета. Отд. историко-филологический.
72 Во введении к работе И. И. Семенов пишет о том, что он смог опубликовать эту работу по прошествии немалого количества лет с момента составления работы. К сожа-лению, он не поясняет, в чем заключались эти трудности.
73 Термин "римские граждане" принадлежит в данном случае И. И. Семенову. Он не совсем прав в том отношении, что прозелиты совершенно не обязательно были римскими гражданами.
74 Видимо, нельзя все же исключать и возможности случайного совпадения явлений.
75 Wallach J. The Colloquy of Marcus Aurelius with the patriarch Jehuda // JQR. 1940-1941. Vol. 31. P. 259-286.
76 Русское название - "Всеобщая история евреев от древнейших времен до настояще-го. На основании новейших исследований". Интересующий нас третий том опубликован в Петербурге в 1905 г. Немецкий вариант - Die Geschichte desjudischen Volkes in Orient. Von Untergange Judaas bis zum Verfall der autonomen Zentren im Morgenlande. Berlin, 1926.
77 Приводимый ниже обзор работ охватывает лишь ту часть исследований по семито-логии, которая касается непосредственно сюжетов, рассматриваемых в данной работе. Общие обзоры по развитию семитологии в СССР представлены в следующих статьях: Старкова К. Б. Семитология в СССР за сорок лет // Учен. зап. Института востоковедения. Т. XXV. М" 1960. С. 263-277; Беляев В. И., Винников И. Н. Арабистика и семитология на восточном факультете (Учен. зап. ЛГУ. Сер. Востоковедн. наук. (296). 19606. Вып. 13 С. 98-110; Бгпяев В. И, Винников И. Н. Арабистика и семитология в Петербургском-Ле-нинградском университете (направления и линии развития) // Веста. ЛГУ. История. Язык. Литература. 1969. Вып. 1.С. 137-142; Старкова К. Б. Гебраистика//Азиатский музей- Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР. М., 1972. С. 544-559.
78 Лурье С. Я. Антисемитизм... С. 65-46.
79 Так, речи Цицерона дают весьма превратное представление о заговоре Каталины, не являвшимся столь значимым и драматичным событием, как захотелось представить знаменитому оратору.
80 Лурье С. Я. Антисемитизм... С. 8. Применительно к античности эта же мысль специально рассматривается в книге С. Я. Лурье несколько ниже - с. 145-151.
81 См. с. 149-150 книги С. Я. Лурье. В другом месте (с. 9-10 книги) С. Я. Лурье объясняет свою точку зрения, однако в научном исследовании такое объяснение вряд ли можно считать убедительным. Так, рассуждения о национально-государственном организме у иудеев в древности завершаются следующим образом: "Естественно, что неевреи не могли ни понять, ни признать этого факта. Если язык и территория - condicio sine qua поп всякого национального чувства, то свое национально-государственное чувство у живших внутри эллинского общества евреев диаспоры должно было представляться им как преступность, как нравственное вырождение".
82 С. Я. Лурье был не одинок со своей точкой зрения. Близкие взгляды разделяла в разной степени целая группа немецких исследователей (Блудау, Зомбарт, Фрейденталь, Штегелин, Э. Мейер).
83 Вполне возможно, правда, что проблематика и принципы подхода, очевидные на рубеже XX-XXI вв., были далеко не так очевидны в начале XX в. (ср. История Востока. I. Восток в древности. М., 1997. Гл. XXXIII "Коренные перемены в мировоззрении ("осевое время")". С. 578-587. Эти страницы, посвященные мировоззрению и мироощущению человека в древности, а также их изменениям, написаны В. А. Якобсоном.
84 О С. Я. Лурье и его работах см. подробно - Фролов Э. Д. Русская наука об анти-чности: Историографические очерки. СПб., 2006. С. 491-516.
85 Со слов д. и. н. И. А. Левинской, работающей в Санкт-Петербургском институте истории РАН, знаю о существовании никогда не публиковавшегося второго варианта работы С. Я. Лурье по истории антимсемитизма в античности. Он был подготовлен к печати И. А. Левинской, однако в момент окончательной редакции текста данной работы (весна-лето 2007 г.) второе издание книги С. Я. Лурье по истории антисемитизма в античности еще не было опубликовано.
86 Издание работы в 1922 г. является на самом деле не более чем переизданием с осовремениванием орфографии. Первое издание работы Н. М. Никольского не имеет указания года публикации. В изобилии выхода книг по иудейской тематике в 1922 г. не следует, судя по всему, искать какой-то особый глубинный смысл. После окончания Гражданской войны жизнь издательств вошла в нормальное русло и начался обычный для специализированных издательств выпуск научной литературы. В 20-е гг. было издано много ценной научной литературы как отечественных, так и зарубежных исследователей в переводах на русский язык.
87 В данной работе используется издание статьи в сборнике, опубликованном уже после смерти Н. В. Пигулевской: Пигулевская Н. В. Ближний Восток. Византия. Славяне. Л., 1976. С. 94-107.
88 Р. 1. оп. 8., № 124. Судя по дате в конце предисловия (л. 8), работа завершена в декабре 1937 г.
89 Soviet views ofTalmudic Judaism. Five papers by Yu. A. Solodukho in English translation edited with a commentary by J. Neusner. Leiden, 1973. (Studies in Judaism in Late Antiquity from the first to the seventh century edited by J. Neusner. Vol. two.)
90 Переиздано в составе следующего сборника: Амусин И. Д.: "Народ Земли" (К во-просу о свободных земледельцах древней Передней Азии) // Амусин И. Д. Проблемы социальной структуры обществ древнего Ближнего Востока (первое тысячелетие до н. э.) по библейским материалам. М.. 1993. С. 48-76.
91 Опубликовано в следующем издании - Oikumene. 3. 1982. Budapest. P. 231-253.
92 Опубликовано - СПб., 1994.
93 К этому времени работа А. Б. Рановича 1937 г. давно стала библиографической редкостью, а сборник "Критика иудейской религии", сочетающий научную направленность с разоблачительной, был предназначен скорее для пропагандистов, чем для широкого читателя.
94 Сборник издан московским издательством КРАФТ+.
95 Первая публикация работы - Казань, 1903.