Эллинистическая цивилизация и евреиВиктор Чериковерссылки к главе |
Глава 3
ЭКОНОМИКА И ОБЩЕСТВО
153 Speck Е. Handelsgeschichte des Altertums. Bd. 3.2. Leipzig, 1903. S. 408.
154 Herzfeld L. Handelsgeschichte der Juden des Altertums. 2. Aufl. Braunschweig, 1894. S. 203 f.
155 См.: "Западная диаспора была плодом торгового духа" (Frey J.-В. II CIJ, 1, 64); "Евреи Сиены и Элефантины в V в. были "в некотором смысле" банкирами Египта" (Mahaffy J. P. // Melanges Nicole. Paris, 1905. P. 661); "Еврейство диаспоры с самого начала было вынуждено прекратить занятия земледелием... здесь евреи развивались главным образом как торговцы" (Bousset W. Die Religion des Judentums im neutestamentlichen Zeit. 3 Aufl. Berlin, 1903. S. 432); также см.: Fuchs L. Die Juden Agyptens in ptolemaischer und romischer Zeit. S. 4; Oehler }. Epigraphische Beitrage zur Geschichte des Judentums. S. 537; Stahelin F. Antisemitismus des Altertums in seiner Entstehung und Entwicklung. Basel, 1905; Блудау даже приписал развитие древнего антисемитизма торговым операциям и богатству евреев диаспоры (Bludau A. Juden und Judenverfolgungen in alten Alexandrien).
156 О литературе по поводу евреев в Элефантине см. выше, ч. II, гл. I, примеч. 3. Ср.: Tcherikover V. The Jews in Egypt. (Heb.) P. 36 ff.
157 Об армии Птолемеев в Египте см.: LesquierJ. Les Institutions militaires de l'Egypte sous les Lagides. Paris, 1911; Launey M. Recherches sur les armees hellenistiques. Vol. 1-2. Passim.
158 Среди офицеров можно отметить еврея "тактомиста" (такто-цло9ог) в пехотной роте (CPJ, nos. 24), который, видимо, ведал выплатой жалованья солдатам; еврея "командира роты кавалерии" в Верхнем Египте (CPJ, nos. 27) и др. Еврей () ["командир". - Примеч. науч. ред.] также упомянут в надписи из Файюма (SB, 27).
159 Несущие службу в регулярных войсках указывались как просто "евреи", без дополнительного пояснения (CPJ, nos. 18, 22, 30), а находящиеся в резерве именовались как "евреи из ()] (CPJ, nos. 19- 21, 23, 24, 26). [Слово ()] в данном случае как раз и будет означать - "резерв". Основное значение этого слова - "потомство", "приплод". В абстрактных значениях - "произрастание", "рост". - Примеч. науч. ред.]
160 Пехотинцы обычно упоминаются в документах без какого-либо определения. Только один из них, Агафокл, сын Птолемея, обозначается особо как "еврей пехотной части Молосса (имя начальника этого подразделения), расположенной в Гераклеопольском номе" (CPJ, nos. 24). В том же самом папирусе упоминаются два еврея-кавалериста "первой гипархии". О "командире роты кавалерии" см. выше, примеч. 6.
161 [Иными словами, названия "персы", "македоняне" совершенно не означали, что в данном подразделении служили только "персы", или "македоняне". - Примеч. науч. ред.] В колонии Товии в Трансиор-дании названо имя одного из клерухов: "...сын Ханании, перс" (CPJ, nos. 1). Поскольку Ханания - еврейское имя, ясно, что он был не персом по происхождению, а евреем, служившим в подразделении "персов". О еврее-персе из EJiiyovTi сообщается в папирусе от 59 г. н. э. (CPJ, nos. 417); в римский период несколько человек с еврейскими именами указаны как "персы из эпигоне". Однако в тот период "персы из ()) перестали быть солдатами.
162 Евреи служили в войсках Птолемеев в известном смысле слова так же, как и другие народы. Это надо подчеркнуть, чтобы не возникло впечатление, что эллинистические правители обращались к евреям чаще, чем к другим народам, когда у них возникала необходимость в войсках. Действительно, такое впечатление может возникнуть из сочинений Иосифа Флавия. Хотя он, несомненно, знал, что представители других народов также служили наемниками в войсках македонских царей, он тем не менее несколько раз отмечает, что эти цари обращались к евреям особенно из-за их глубокой веры в Бога и из-за их преданности тем правителям, кому они поклялись быть верными. Это типично апологетический подход, не имеющий какого-либо исторического основания. В эллинистическую эпоху славой отличных наемников пользовались фракийцы, фессалийцы, карийцы и галаты, но не евреи. Войска из народов семитского происхождения (включая евреев) стали многочисленными во II в. до н. э., их численность достигает вершины в I в. до н. э. Этот процесс происходил параллельно с постоянным уменьшением численности греческих наемников. См. интересный статистический материал по данному вопросу в работе: Launey М. Recherches sur les armees helle-nistiques. Vol. 1. P. 91 ff.
163 Двое евреев из первой гипархии, согласно CPJ, nos. 24, относились к "владельцам 80 арур". Если мы примем во внимание, что 100 арур (около 68 акров) составляет максимальное земельное владение, предоставляемое находящемуся на службе в Египте, то будет ясно - эти два еврея принадлежали к высшему классу военной аристократии и были состоятельными людьми. В папирусе из Самарии (CPJ, nos. 28) военная колония (очевидно, целиком состоящая из евреев, ср. след. примеч.) делилась на три класса: владельцы 80 арур, владельцы 30 арур и "солдаты", из чего можно заключить, что те, кто получил надел больше 30 арур, были офицерами. По вопросу обработки земли, принадлежавшей военным поселенцам, египетскими феллахами см. труд автора настоящей книги: Tcherikover V. The Jews in Egypt. P. 63 ff.
164 Среди поселенцев мы обнаруживаем носителей еврейских имен, таких как Шаббатай, Ионанан, Иаков, Ионатан, и женские имена - Саббатис, Мириам (Марион), а также греческие теофорные имена, характерные для евреев, такие как Досифей и Феодот и женское имя Феоксена.
165 См. статью Апплебаума: Applebaum Sh. // BIES. (Heb.) Vol. 19. 1955. P. 188 ff. По мнению Апплебаума, евреи были поселены на римской ager publicus (общественной земле) в Кирене, и свидетельство об этих сельскохозяйственных поселениях сохранилось в современном наименовании этого места Хирбет эль-Яхуд (Еврейские развалины). См. также: Applebaum Sh. // Zion. Vol. 19. P. 26 ff.
166 См.: Lesquier }. Les Institutions militaires de l'Egypte sous les Lagides. Paris, 1911. P. 224; см., кроме того: Wilcken U. Chrestomatie. S. 334-337.
167 См. остраконы: CPJ, nos. 73-96. Имеются расписки из государственной житницы с подписью ситолог (чиновник, ответственный за сбор натурального налога на землю), составленные согласно установленной формуле: "такой-то, сын такого-то, отмерил такое-то количество пшеницы в житницу... (ее местоположение) за (его участок) в ... (такой-то год)" См. также: CPJ, nos. 197 ff. Различия в количествах отмеренной пшеницы весьма велики и колеблются от 1 или 2 артаб до 90 артаб (ср.: Tcherikover V. The Jews in Egypt. P. 67). Если бы каждый платеж отражал налог за весь год, то было бы возможно объяснить такой разброс различием в размере владений. Однако это не тот случай, и несколько расписок (CPJ, nos. 75, 78, 84, 96) свидетельствует о частичных платежах. Но если даже предположить, что частичные платежи представляют собой исключение, мы не можем не учитывать того, что на разброс в количестве сданного зерна влияет не только размер владений, но и размер урожая, менявшийся из года в год.
168 Поскольку "земля Хилкии" упоминается здесь как топоним без какого-либо объяснения, то это может быть большое поместье, названное по имени какого-то богатого человека. Не исключено, что это было поместье военачальника еврея Хелкии, жившего в правление Клеопатры III. Мы знаем, что высокопоставленные чиновники, приближенные к власти, получали "в дар" от царя землю (хорошо известен пример поместья управляющего финансами Аполлония у Филадельфии, общей площадью 10.000 арур = 6900 акров). Поскольку Хелкия совместно со своим другом Хананией занимал высокую военную должность в государстве, то естественно предположить, что он мог получить такой подарок от царицы в благодарность за свою верную службу.
169 Wilcken U. Chrestomatie, п. 198 = CPJ, nos. 36. Среди других имен можно отметить имя Хазарос, которое может быть как персидским, так и еврейским. Ср. распределение священников, именуемых Бене Хезир, в Первой книге Паралипоменон (24:15) и надпись на гробнице Бене Хезир в долине Иегошафата (CIJ, 2, 1394).
170 Как следует из первых двух папирусов, пастухи также продавали шерсть клиентам; ср.: P. Ent., 1.
171 О семьях гончаров: CPJ, nos. 46; ткачей: CPJ, nos. 95 (II в. до н. э., Верхний Египет), 405 (I или II в. н. э., Эдфу); флейтист: CPJ, nos. 28 (II в. до н. э., Самария в Файюме).
172 Об этом пассаже см. комментарий Краусса (Krauss S. Synagogale Altertiimer. S. 261 ff.), который приводит параллельные тексты из Тосефты и Иерусалимского Талмуда.
173 'Arakhin, 10 b: "В Храме имелся колокол, сделанный из меди, с мелодичным звучанием; но он стал трескаться, поэтому они послали ученых привести мастеров из Александрии Египетской и они починили его... В храме со дней Моисея была ступка, сделанная из меди, в которой они смешивали фимиам, она треснула, и они привели мастеров из Александрии Египетской и те починили ее..." Ср.: Tosephta Yom ha-Kippurim, II, 5-6. Ср. также: Yomah, 38 a (jYomah, 41 а): ворота Храма доставлены в Иерусалим из Александрии; (см. в этой связи надпись, сообщающую о "Никаноре из Александрии, сделавшем ворота" (OGIS, 599 = CIJ, 1256); спор в данном случае возникает из неясности, имеются ли здесь в виду ворота Храма в соответствии с процитированными выше местами из Талмуда, или речь идет о воротах при входе в место захоронений; по этому поводу см.: Roussel Р. // REG. Vol. 37. 1924. P. 79 ss.
174 Об александрийской торговле см.: Leider Е. Der Handel von Alexandreia. Hamburg, 1935. Главным предметом торговли было зерно. Александрийское зерно было известно в Палестине: "Иошуа бен Парна говорит: Пшеница, доставляемая из Александрии, нечиста ввиду способа ее укладки" (опрыскивание пшеницы) (Tos. Makhshirin, III, 4).
175 В таком городе, как Александрия, Ёцтсоро1 были также вовлечены главным образом в морскую торговлю. Филон (In Пасс, 56) упоминает "мастерские" ремесленников.
176 OGIS, 74 = CIJ, 1537: "Благодарение Богу! Феодот, сын Дориона, еврей, спасенный из моря". Другая надпись на том же месте (OGIS, 73 = CIJ, 1538: "Птолемей, сын Дионисия, еврей благодарит Бога") не упоминает о спасении из моря, но сходство с предыдущей надписью позволяет предполагать, что автор этой надписи был также избавлен от опасности.
177 Пост алабарха, или арабарха, обнаруживается в различных местах и в различные периоды. Поэтому надо полагать, что он не носил универсального характера, но изменялся по своей сущности соответственно месту и времени. Во всяком случае, можно считать, что пост алабарха представлял собой пост финансового чиновника высокого ранга и что в Египте алабархи ведали главным образом таможенными сборами. Ср.: Schiirer Е. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 3. S. 132. Anm. 42; OGIS, 570 с комментарием Диттенбергера; Rostov-tzeffM. I., Welles С. B. A Parchment Contract of Loan from Dura-Europos on the Euphrates // YCS. Vol. 2. 1931. P. 49 f.
178 ()
179 Первого мнения придерживается Вилькен (Wilcken U. Chrestomatie. 84), второе высказывает Дессау (Dessau Н. Geschichte der romischen Kaiserzeit. Bd. 2.2. S. 667. Anm. 3).
180 Папирусы Александрии времени Августа были опубликованы в IV томе BGU. Часть из них относится к еврейскому кварталу "Дельта". Тем не менее в них упоминается очень мало евреев (можно допустить, конечно, что ассимилированные евреи Александрии называли себя греческими именами, поэтому мы и не можем отличить еврея по имени, если его еврейство не указано особо; ср.: CPJ, nos. 142-149). Общее впечатление о евреях, складывающееся на основании этих папирусов, состоит в том, что они не принадлежали к обеспеченному слою населения и зарабатывали себе на жизнь в весьма трудных условиях. Некоторые брали в долг деньги и платили свои долги частями помесячно. Большинство денежных сумм, указываемых как приданое, займы или наследства фактически были очень незначительны. В двух документах (BGU, 146-147) указаны две еврейские кормилицы, получавшие заработную плату в размере 8 драхм в месяц. В другом документе (BGU, 148) указан "патрон" еврейки, которая, видимо, была вольноотпущенницей. Группа евреев обозначена как "персы из эпигоне", что означает лиц, получивших в долг и заранее отказавшихся от попыток скрыться в местах убежища (таких как храмы). Ясно, что только люди, крайне нуждающиеся в займах, подписали бы контракт как "персы из эпигоне". Относительно евреев Александрии по документам BGU см.: CPJ, 1, 50 ff.; о "персах из эпигоне" см.: CPJ, 1, 51. ["Эпигоне" означает потомка военных поселенцев. У. Тарн указывает, "что египетские жрецы, с санкции Птолемея I, сами отказывали в этом праве одной части населения - потомкам персов, осевших в Египте. Их не могло быть много, но это потом привело к странной судебной фикции: кредиторы при возбуждении процесса обычно характеризовали должника, кто бы он ни был, как "потомка персов", чтобы помешать ему спастись в святилище" (Тарн В. В. Эллинистическая цивилизация / Пер. С. Я. Лясковского. М., 1949. С. 185). Между прочим, это свидетельствует о том, что евреи, несмотря на свое религиозное неприятие идолопоклонства, данным правом не пренебрегали. - Примеч. пер.]
181 См.: Lewy Н. The Jewish Poor in Ancient Rome. S. 104 ff.
182 К таким близким к трону "министрам" можно отнести, конечно, еврейских военачальников Онию, Хананию и Хилкию. В надписи Хилкия (или его сын) указан с титулом стратега, и он мог быть главой одного их египетских номов; ср.: Schurer Е. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 3. S. 132; Juster J. Les juifs dans l'Empire Romain. Leur condition juridique, economique et sociale. T. 2. P. 267. Ония, упомянутый в CPJ, nos. 132, был чиновником высокого ранга и членом царского суда. Ассимилированный еврей Досифей, сын Дримила, указан как жрец (обожествленных) царей в 222 г. до н. э. (CPJ, nos. 127; см. выше, ч. I, гл. 4). Значительной в римский период является блестящая карьера Тиберия Юлия Александра, племянника философа Филона, достигшего высочайшего поста в Египте - поста римского префекта (praefectus Aegypti); об этом человеке см.: CPJ, nos. 418.
183 Шюрер (Schurer Е. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 3. S. 43; см. также: S. 132) осторожно замечает: "Он мог быть только другом евреев". Такое мнение нельзя опровергнуть, даже если это не может быть доказано. Но более естественно предположить, что человек, построивший синагогу для Бога Израиля совместно с еврейской общиной, сам был евреем. Тот факт, что он не указал себя как члена еврейской общины Атрибиса, доказывает лишь то, что он сам не был жителем этого города, однако как правительственный чиновник мог изменить свое местожительство, получив там должность.
184 "Полиция Нила" (потамофилакия) упоминается в остраконах, например: О. Theb, 36, 93; WO., 507; О. Ashm., 41; ср.: Wilcken U. 1) Ostraka. Bd. 1. S. 282 ff.; 2) Grundzuge. 392 b, 396. Вилькен (Wilcken U. Ostraka. Bd. 1. S. 283) полагал, что евреи были не полицейскими в точном смысле этого слова, а выполняли фискальные функции в качестве сборщиков налогов. Впрочем, его мнение основывается на том признанном ныне ошибочным взгляде, что евреи не могли быть солдатами. Тем не менее можно предположить, что нильская стража собирала таможенные сборы с товаров, доставляемых по реке (таможенный пункт находился в Шедии около Александрии: Strab., XVII, 800).
185 Schurer Е. Geschichte des judischen Volkes irn Zeitalter Jesu Christi. Bd. 3. S. 132.
186 Wilcken U. Ostraka. Bd. 1. S. 347 ff.
187 О данных остраконах см.: CPJ, nos. 194 ff. (48-124). Вилькен был первым, кто обнаружил существование евреев-сборщиков налогов в Верхнем Египте, но он ошибочно поверил в то, что все евреи, упомянутые в этих остраконах, были сборщиками налогов (Wilcken U. Ostraka. Bd. 1. S. 523 f.). В своей статье об антисемитизме в Александрии (Wilcken U. Zum Alexandrinischen Antisemitismus. S. 783-839) он изменил свое мнение и признал, что часть евреев, упомянутых в остраконах из Верхнего Египта, были крестьянами.
188 Tcherikover V. The Jews in Egypt. P. 54 ff.
189 См. описание сборщиков налогов как варваров и разрушителей городов и деревень у Филона (De spec, leg., I, 143; II, 96; III, 162 sq.).
190 Об ужасных условиях, в которых работали сборщики налогов в птолемеевском Египте, см.: Schubart Е. Einfuhrung in die Papiruskunde. Berlin, 1918. P. 253; Preaux C. L'economie royale des Lagides. P. 454 ff.
191 Ср.: Tcherikover V. The Jews in Egypt. P. 58 ff.
192 Некоторые из ситологов имеют еврейские имена, такие как Исаак, Шаббатай, Элеазар и Йосе. Папирус относится к 101/102 г. н. э.
193 Папирус позднего римского периода (291 г. и. э.) упоминает еврейских рабов в Египте (мать и двух ее сыновей), которые были выкуплены из рабства еврейской общиной Оксиринха (Р. Оху, 1205 = CPJ, nos. 473).
194 Ср.: Juster J. Les juifs dans l'Empire Romain. Leurs condition juridique, economique etsociale. T. 2. P. 81, n. 2; Schurer E. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 3. S. 23.
195 Об Антонии Руфе и его семье см.: Tcherikover V. The Jews in Egypt. P. 202.
196 Отдельные священники иногда упоминаются в наших источниках; см., например: CPJ, nos. 120, 121, 139. Об их обязанностях в общинах см.: Baron S. The Jewish Community. Vol. 1. P. 97.