=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ=
Греческие и римские авторы о евреях и иудаизмепо материалам трехтомника М.Штерна, Москва-Иерусалим, 1997-2002 |
КОММЕНТАРИИ К ТЕКСТУ № 278
2 И вот, давние предзнаменования стали всплывать в его памяти: Сравни: Светоний, Божественный Веспасиан, 5 (№313).
но Веспасиан, достигнув всего этого, стал подумывать, что предсказана ему была императорская власть: В противоположность Светонию, где за пророчеством на горе Кармель следует предсказание Иосифа, Тацит полностью обходит молчанием предсказанье Иосифом грядущей славы Веспасиана.
3 Между Иудеей и Сирией находится Кармель: Граница между провинциями Иудея и Сирия проходила к югу от Кармеля, поскольку Дора в Иудею определенно не входила.
так называют и гору, и божество: Сравни также Carmelus deus [бог Кармель] у Светония (7.) и надпись конца второго или начала третьего века н. э., гласящую: [Гелиопольскому богу Кармелю]; Утверждение о том, что Кармель - это имя бога, восходит к ошибочному переводу Баал Кармеля; Культ на Кармеле подразумевается и в выражении Псевдо-Скилака, 66, [священная гора Зевса]; Смотри также Ямвлих, Жизнь Пифагора, III, 15;cp. наш комментарий к Порфирию, Жизнь Пифагора, 11 (№ 456а).
Об оленях Кармеля, но не об их культе, сообщает Элиан, О животных, V, 56. Плиний упоминает лишь [возвышенность Кармель, и на горе - крепость с тем же названием]; ср. Плиний, Естественная история, V, 75. Смотри также Страбон, География, XVI, 2, 27, р. 758 (№ 114);
жрец Басилид: что этот жрец тождествен тому Басилиду, который явился Веспасиану как видение в храме Сераписа; сравни: Тацит, История, IV, 82. Scott полагает, что Басилид действовал как представитель Тиберия Александра на совещании, устроенном Веспасианом и Муцианом на горе Кармель.
4 Цезарею, столицу Иудеи: О Кесарии как столице провинции Иудея смотри: Иудейская война, II, 171, 230, 332,407; Иудейские древности, XVIII, 57; XX, 116; Деян., 23, 23; 25.
Лишено всяких оснований утверждение Juster'a о том, что Кесария стала столицей провинции только после разрушения Храма и, следовательно, выражение Тацита анахронистично; см. Juster, II, р. 4, прим. 3.
С историей Кесарии в настоящее время можно познакомиться по L. I. Levine, Caesarea
under Roman Rule, Leiden 1975 (о периоде, предшествовавшем войне евреев против
римлян - pp. 18 sqq.; о втором веке н.э. - pp. 34 sqq.). Во времена Тацита это
была римская колония, обретшая такой свой статус при Веспасиане; сравни: Плиний,
Естественная история, V, 69 (№204).