=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ=


Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме

по материалам трехтомника М.Штерна, Москва-Иерусалим, 1997-2002
Жду Ваших писем!

XVII. АГАТАРХИД КНИДСКИЙ

КОММЕНТАРИИ К ТЕКСТУ 30a

206 Он рассказывает историю Стратоники: Стратоника - Селевкидская царевна, дочь Антиоха I Сирийского и жена Деметрия II Македонского. Сбежав из Македонии и вернувшись в Сирию, она подняла мятеж против собственного племянника Селевка II и в результате погибла; см.: Niese II, pp. 166 sq.; К. J. Beloch, Griechische Geschichte, Vol. IV, Part I, Berlin-Leipzig 1925, pp. 684 sq.; IV, 2, 1927, p. 330.

208 Агатархид ... приводит историю, повествующую о нас: Очень непросто решить, где Агатархид упоминает взятие Иерусалима: в Истории Европы или в Истории Азии. Muller (FHG, III, p. 196) выбирает второе решение, в то время как Jacoby (F. Gr. Hist., II С, р. 154) предпочитает первое, так как отправной точкой для Агатархида является судьба Стратоники, жены македонского царевича. Но в пользу точки зрения Muller'a говорит то, что сама Стратоника происходила из царского рода Селевкидов и закончила свои дни в Сирии.

209 самый неприступный из городов: Неприступность Иерусалима подчеркивается и другими эллинистическими писателями; см., напр., Тимохар у Евсевия, Евангельское приуготовление, IX, 35, 1 (№ 41): [Это неприступный город].

каждый седьмой день проводить в праздности: О преданности евреев той эпохи своей религии см. Гекатей в Против Апиона, I, 192 (№ 12). Замечание Агатархида о строжайшем соблюдении евреями субботы подкрепляется Первой Маккавейской книгой (2, 32 sqq.), где мы читаем о множестве "хасидов" (благочестивых), которые отказались от самозащиты в субботу и в этот святой день были безжалостно перерезаны воинами Антиоха. Евреи начали защищаться в субботу только по настоянию Маттатии Хасмонея. Сравни наши комментарии к Фронтину, Военные хитрости, II, 1, 17 (№ 229). Агатархид пользуется выражением "седьмой день", а не транскрипцией еврейского слова "шабат", как в выражении [день субботний].

210 отечество их получило жестокого властелина: О судьбе Иерусалима в царствование Птолемея I Сотера мы читаем также у Аппиана в Сирийских делах, 50, 252 (№ 343). В Послании Аристея, 12, говорится о большом числе пленных, захваченных тогда в Иудее [Затем, пойдя войной в Келесирию и Финикию, одних переселил, а других взял в плен]. Птолемей завоевывал Палестину четыре раза (а) в 320 г. до н. э., когда он отвоевал ее у Лаомедонта и владел ею пять лет, пока не был побежден войском Антигона Одноглазого, (б) в 312 г. до н.э., когда он победил Деметрия Полиоркета в сражении при Газе, хотя вскоре страна снова была отвоевана Антигоном, (в) в 302 г. до н.э., когда был образован союз против Антигона, (г) в 301 г. до н.э., при окончательном включении Палестины в состав империи Птолемеев. Некоторые ученые относят события в Иудее, описываемые Агатархидом, к 320 г. до н.э., смотри, например,: J. G. Droysen, Geschichte des Hellemsmus, II, Gotha 1878, pp 167 sq. Другие предпочитают 312 г, например, Н Willnch, Juden und Gnechen vor der makkabaischen Erhebung, Gottmgen 1895, p 23, Ed Meyer, II, p 24, F M Abel, RB, XLIV (1935), p 576, Tschenkover (pp 5 7 sq ) приводит основательные аргументы в пользу 302 г. Свидетельство Агатархида о взятии Иерусалима Птолемеем Сотером ни в коей мере не опровергается аргументами, которые приводит Е. L. Abel, REJ, CXXVII(1968), pp 253 sqq.

К ТЕКСТУ 30a


Hosted by uCoz