=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ=
Греческие и римские авторы о евреях и иудаизмепо материалам трехтомника М.Штерна, Москва-Иерусалим, 1997-2002 |
КОММЕНТАРИИ К ТЕКСТУ 21
228 и, основав город Гиеросолимы, построили Храм: В рассказе Манефона об изгнании гиксосов, переданном Иосифом, не упоминается о строительстве Храма. Однако Гекатей говорит об этом в легенде о деяниях Моисея (см Диодор, XL (№ 11))
До сих: пор он действительно следовал письменным свидетельствам: Как отмечает Ed Meyer, это утверждение Иосифа верно только в том случае, если мы будем считать, что подразумеваются "священные письмена", а не принимать в прямом значении [т.е. "надписи", "записи" — пер.], что явно противоречило бы приводимому ниже рассказу об Осарсифе; см. Ed. Meyer, Chronologie, p. 79. По мнению Ed. Meyer'a, этот рассказ содержит историческое описание, не менее близкое к действительности, чем рассказы о гиксосах, о Сети и Гармаисе или, например, чем история о царе Бокхорисе и Пророчество агнца, известные из демотических папирусов.
230 Упомянув царя Аменофиса, имя вымышленное: Это имя взято Манефоном из египетского источника. Оно также приводится как имя фараона времени смуты в Оракуле горшечника. Аменофис у Манефона, как и в Оракуле горшечника, по-прежнему является загадкой. Schwartz справедливо отмечает, что появление в таком контексте фараона по имени Аменофис не имеет большого значения для историка, так как и он, и Бокхорис выступают в роли легендарных царей, "вполне взаимозаменяемых". У Манефона уже упоминались два Аменофиса (§ 95 sqq.). Meyer отождествляет данного (т. е. третьего) Аменофиса с Мернептахом, сыном Рамсеса II, в правление которого Египет подвергся нашествию сирийцев; его, однако, путали с Аменофисом IV (Эхнатоном), Херемон (см. Иосиф Флавий, Против Апиона, I, 288 sqq. (№ 178)) также относит изгнание нечистых к правлению Аменофиса; ср. наше введение.
очевидно позабыв, что, согласно его собственному рассказу, исход пастухов в Гиеросолимы произошел на пятьсот восемнадцать лет раньше: В таком виде аргументация Иосифа едва ли может быть убедительна, поскольку Манефон явно отличает уход гиксосов, увенчавшийся основанием Иерусалима, от более поздних событий, в которых участвовали прокаженные и Осарсиф. Возможно, на самом деле, Иосиф имел в виду следующее: если первый рассказ Манефона предполагает, что евреи основали Иерусалим, то едва ли еврейский законодатель (Осарсиф = Моисей), а также годы формирования государственного устройства евреев и возникновения религиозных законов могли относиться к существенно более позднему времени.
232 тот ... пожелал созерцать богов: Ср. Геродот, II, 42, 3.
подобно Ору, одному из своих царственных предшественников: Об этом фараоне см. Иосиф, Против Апиона, I, 96 (№ 20) и наш комментарий к этому месту.
Аменофису, сыну Пааписа: Это Аменхотпе, сын Хапу, одно из важных должностных лиц в правление Аменофиса III; он был даже обожествлен; см. Waddell, op. cit. (выше, с. 65), стр. 122, прим. 1; Gardiner, op. cit. (выше, с. 70), pp. 209 sqq.; J. Schwartz, BIFAO, XLIX (1950), p. 80, прим. 2. У Херемона (№ 178) подобную роль играет младший жрец (писец) Фритибафт.
233 что он может узреть богов, если полностью очистит страну от прокаженных и других грязных людей: Сравнительную таблицу мотивов, встречающихся в сочинениях Манефона и у других греческих и латинских авторов см. у Weill, op. cit. (выше с. 65), р. 109. Интересные замечания о локализации этих событий и об идентификации соответствующих географических названий в литературной традиции, см. Schwartz, BIFAO, XLIX, pp. 77 sq. Гекатей (№ 11) не связывает очищение Египта от людей неугодных богам с желанием царя видеть богов. Он подчеркивает только, что страну охватила эпидемия. По Гекатею, дело было не в прокаженных, но в чужеземцах, чье присутствие повлекло за собой забвение национальных культов. Однако мотив изгнания прокаженных мы находим у Диодора, XXXIV — XXXV, 1, 2 (№ 63), где это делается [для очищения], а также у Помпея Трога (Юстин, XXXVI, 2, 12, № 137). Впрочем, ни один из них не упоминает о желании царя видеть богов. Не находим мы этого и в сочинении Херемона, согласно которому действия Аменофиса были вызваны явлением ему во сне Исиды. Исида упрекала царя за разрушение ее храма (№ 178). По версии Лисимаха (см. Иосиф Флавий, Против Апиона, I, 304-311 (№ 158)), который, в отличие от Манефона и Херемона, относит эти события ко временам Бокхориса, прокаженные евреи стали причиной голода, охватившего весь Египет. Тацит (История, V, 3 (№ 281 )) , в основном, опирается на версию Лисимаха; ср. наш комментарий к соответствующему месту. В обоих источниках царь Бокхорис советуется с оракулом Аммона.
234 их оказалось восемьдесят тысяч: У Лисимаха (№ 160) и Апиона (№ 165) число изгнанных из Египта составляет сто десять тысяч; Херемон (№ 178) утверждает, что царь собрал и выслал двести пятьдесят тысяч прокаженных.
235 бросил их в каменоломни: Эта история об увечных, посланных на работу в каменоломни, есть только у Манефона. Гекатей, Диодор, Помпей Трог, Херемон и Тацит говорят об изгнании их из Египта, у Лисимаха их изгоняют в пустыню.
было далее несколько ученых жрецов: Ср. New Phrunichus, ed. W. G. Rutherford, London 1881, p. 284: [ученый ... сведущий в истолковании обычаев разных народов]. См. также Плутарх, Сулла, 1 [самые сведущие из этрусков] ; Арриан, Поход Александра, VII, 16, 5; Геродот, II, 3, 1: [ведь говорят, жители Гелиополя самые ученые из египтян].
238 поставили своим предводителем некоего жреца из Гелиополя, по имени Осарсиф: Это единственное место в античной литературе, где законодатель евреев появляется под таким именем. И Страбон (География, XVI, 2, 35, р. 760 (№ 115) ), и Херемон (Иосиф Флавий, Против Апиона, I, 290 (№ 178)) также утверждают, что Моисей был египетским жрецом. На Гелиопольском происхождении Моисея настаивает и Апион (Иосиф Флавий, Против Апиона, II, 10 (№ 164)). Существует предположение, что имя "Осарсиф" представляет собой в действительности египетскую форму имени "Иосиф", в котором "Ио" было принято за имя иудейского Бога и замещено именем "Осирис", см., напр., Reinach (Bude), p. 45, прим. 1. У Херемона (№ 178) на месте Моисея — Тисифен; ср. Gager, p. 115, прим. 5.
239 не воздерживаться ни от каких особо почитаемых в Египте священных животных: Ср. Тацит, История, V, 4 (№ 281).
не вступать в общение ни с кем, кроме связанных с ними одной клятвой: О мотиве [клятвы-заговора] в античной литературе, в связи с которым формула не вступать в общение ни с кем, кроме связанных с ними одной клятвой представляет собой устоявшийся [общее место], а также об истории клятвы–заговора у евреев см. Е. Bickermann, MGWG, LXXI (1927) pp. 173 sqq.; наш комментарий к Апиону (№ 171).
243 Вне себя от радости, все они ... с готовностью двинулись в путь: Плодородные земли Египта всегда привлекали завоевателей; ср. Быт., 13, 10, где "сад Господень" сравнивается с "землей Египетской".
246 посчитав, что здесь ему предстоит сражаться с богами : О понятии [богоборчества] см. Еврипид, Вакханки, 45, 325; Диодор, XIV, 69, 2; 2 Макк , 7, 19; Деян , 5, 39; Эпиктет, III 24, 24.
248 казалось золотым <веком> : Ср Еврипид, Троянки, 432; Конон, 13, в Библиотеке Фотия, 186, р 13 f, Плутарх, Серторий, 5.
250 Говорят, что жрец … звался Осарсифом ... изменил свое имя и стал называться Моисес: Из того, как Манефон вводит отождествление Осарсифа с Моисеем (с помощью [говорят]), можно сделать вывод, что эти слова были добавлены к основному рассказу после того, как он сложился в традиции Однако этот дополнительный материал, как представляется, придает особый оттенок рассказу Манефона, поскольку отождествление Осарсифа с Моисеем означает тем самым отождествление нечистых с евреями