Эллинистическая цивилизация и евреи

Виктор Чериковер

ссылки к главе

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть I

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ПАЛЕСТИНЕ

Глава 4

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА

300 Я подчеркиваю слова "их потомкам", поскольку мы не можем сказать с уверенностью, что Товиады были сыновьями самого Иосифа. Возможно, в шестидесятые годы сыновья Иосифа достигли уже преклонного возраста, и не они, а их сыновья возглавляли движение.

301 Wellhausen J. Israelitische und judische Geschichte. 7 Aufl. S. 236; Buchler A. Die Tobiaden und Oniaden im II. Makkabaerbuche... S. 9 ff., 80; Meyer Ed. Ursprung und Anfange des Christentums. Bd. 2. S. 133; SchiirerE. Geschichte des jiidischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 1. S. 195. Anm. 28; Bickermann E. Der Gott der Makkabaer. S. 65. Anm. 1; Bevenot H. Die beiden Makkabaerbucher. Leipzig, 1931. S. 181 ff.; Abel F.-M. Les livres des Maccabees. P. 316; Momigliano A. I Tobiadi nelle prehistoria del moto maccabaico. P. 189.

302 В центре этих сравнений находится отрывок из "Иудейской войны" (I, 31 sqq.), но его надо использовать с величайшей осторожностью. См. Приложение I.

303 О деятельности храмов в качестве банков в Шумере, Аккаде и Вавилонии см.: Mendelssohn I. Slavery in the Ancient Near East. Oxford, 1949. P. 99 ff.; Рreaux C. L'economie royale des Lagides. P. 293 ff. Об аналогичной функции храмов в Греции см.: Andreades М. A. A History of Greek Public Finance. Cambridge (Mass.), 1933. P. 190 ff.

304 Шварц (в статье о казне Иерусалимского Храма: Schivarz А. // MGWJ. Bd. 63. 1919. S. 225) подчеркивает тот факт, что в отношении сосредоточения богатств Иерусалимский Храм был подобен всем другим храмам Древнего мира.

305 См.: Schwarz А. // MGWJ. Bd. 63. 1919. S. 234 ff; ср.: Schurer Е. Geschichte des jiidischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 314 ff.; Baron S. A Social and Religious History of the Jews. P. 215, 392, n. 6. Бикерман в своей статье о посещении Гелиодором Храма в Иерусалиме (Р. 14) пытается принизить значение этого полшекеля: он полагает, что полшекеля стало всеобщим налогом только со времени Маккавеев, поскольку те были заинтересованы в нем, и об этом налоге нигде не упоминается до римского периода. Этот взгляд Бикермана не является результатом какого-то специального исследования, но следует из его общего предположения о том, что средства Храма субсидировались из казны селевкидского государства. Ввиду того, что исходное предположение не бесспорно, мнение о полшекеле также лишено достаточного основания. Молчание источников не доказывает ничего, так как никакой источник эллинистического периода не касается специфического вопроса о доходах Храма.

306 Здесь Иосиф Флавий, конечно, говорит о римском периоде, но это равным образом относится и к предыдущей эпохе, поскольку теократический характер Иудеи со временем не изменился.

307 Отмеченная в тексте причина представляется в известном отношении странной: разве Симон Праведник не был также в родстве с Гирканом, как и с его братьями? Эти слова, по мнению автора данной книги, представляют собой отзвук слухов о его нечистом происхождении, имевших распространение среди врагов Гиркана. В глазах Симона только братья Гиркана были законными Товиадами.

308 О происхождении Симона и его братьях Менелае и Лисимахе см. Приложение II.

309 Момильяно (Momighano А. I Tobiadi nelle prehistoria del moto maccabaico. P. 188 ff.) истолковывает этот титул, как если бы было написано: (), и видит в Симоне одного из тех, кто являлся секулярным простатой под покровительством селевкидского властителя. Однако же в источнике вполне определенно говорится о Симоне как о простате Храма, а не всего народа и мы уже выше отмечали, что при Симоне Праведнике полномочия представлять народ перед царем были, очевидно, возвращены первосвященнику. Поэтому мы должны искать соответствие простату Храма среди наименований высших должностей тех, кто был связан с Храмом. В Книге пророка Неемии упоминается пост - "начальствующий в доме Божьем", то он прекрасно соответствует греческому титулу, упомянутому во Второй книге Маккавеев. Надо полагать, что общее управление всеми делами Храма находилось в руках занимающего этот пост. С ним необходимо сравнивать простасию храмов в птолемеевском Египте (P. Tebt., 781 etc.) и в эллинистических городах (например, см.: OGIS, 531).

310 Пост агоранома в первом значении встречается в греческих городах в классический и эллинистический периоды, ср.: Andreades М. А-A History of Greek Public Finance. P. 213; Jones A. H. M. The Greek City: From Alexander to Justinian. Oxford, 1940. P. 215 ff. Во втором значении он упомянут в документах, происходящих из птолемеевского Египта; здесь агораном выполняет обязанности современного нотариуса: в его конторе составлялись и подписывались официальные документы и т. д. Ср.: Bouche'-Leclercq A. Histoire des Lagides. Vol. 4. P. 134 ff.; Bevan E. R. The House of Ptolemy. P. 295.

311 Согласно Бикерману (Bicfeermann E. Heliodore au Temple de Jerusalem // Annuaire de l'lnstitut de Philologie et d'Histoire Orientale. T. 7. 1939-1944. P. 5 ss.), Иерусалимский Храм не имел денег, за исключением тех, что официально предоставлялись ему селевкидским царем для жертвоприношений. Симон был царским чиновником и сообщил царю, что деньги правительства только частично затрачивались на нужды святилища, в то время как излишек () оставался в казне Храма неиспользованным. Это он считал оскорблением иерусалимскими священниками деньгам царя. Можно привести целый ряд возражений против этих рассуждений Бикермана. Во-первых, () не означает излишек, возникший вследствие превышения доходов над расходами, но "деньги" вообще, как это можно заключить из Второй книги Маккавеев (1:35; 4:28); о значении слова см.: LSJ, ad voc. По этой причине мысль Бикермана об излишке денег, остававшихся в храмовой сокровищнице, несостоятельна. Намерением Симона было просто сообщить царю об "огромной сумме денег", находящейся там, и деньги "не были зачислены на счет для жертвоприношений", значит, они не были обязательно предназначены для ежедневных расходов Храма. Во-вторых, это правда, что как в персидский, так и в эллинистический периоды цари выделяли особые средства для Храма из государственной казны: см., например, выделение сумм, утвержденное Антиохом III (Jos. Ant. Jud., XII, 140). Однако нигде не говорится, что это означает покрытие всех расходов Храма и что Иерусалимский Храм не имеет других финансовых доходов. Уже тот факт, что средства были предназначены исключительно для жертвоприношений, указывает, что источник дохода был не одни, так как помимо жертвоприношений Храм имел некоторые другие статьи расходов, такие как содержание здания, проведение праздников, содержание и одевание жрецов и т. д. Отсюда следует, что предположение Бикермана о финансировании казны Храма только правительством неосновательно. Также необоснованно его мнение, что налог в размере половины шекеля в тот период не существовал. Предположение о том, что Симон являлся царским чиновником также весьма сомнительно. Это можно было бы допустить только в том случае, если задача поста простата сводилась бы к "представительству народа", как это полагает Момильяно. Однако мы уже видели, что такая интерпретация неприемлема, поскольку занимаемый Симоном пост был связан с Храмом, а не с общей администрацией. Существование постоянного поста селевкидского чиновника в Иерусалимском Храме разрушило бы основы еврейской автономии, подтвержденной Антиохом III, поскольку Храм был не только религиозным учреждением, но также центром теократического правительства Иудеи.

312 Кстати отметим, что автор Четвертой книги Маккавеев, заимствовавший материал для своего исторического рассказа из Второй книги Маккавеев (см. Приложение 1 в конце книги), усматривает в миссии Аполлония (исполняющего здесь роль Гелиодора во Второй книге Маккавеев) только одну цель - "конфисковать хранившиеся в Храме деньги частных лиц" (IV, 6).

313 В надписи (OGIS, 247) Гелиодор указан как - высший вершитель государственных дел, т. е., говоря современным языком, премьер-министр.

314 Об общепринятой форме эллинистических сказаний, описывающих явление () богов и т. п., см. вышеупомянутую статью Бикермана (Bickermann Е. Heliodore au Temple de Jerusalem. P. 18 ff.).

315 В этом отношении еврейская история не является уникальной. Власть семьи была общим явлением в древние времена, и республиканский Рим предоставляет наиболее убедительные образцы этого.

316 Надо полагать, что в отсутствие своего брата Ясон автоматически занял его место, точно так же как позднее Лисимах занял место своего брата Менелая, когда того не было в Иерусалиме.

317 Об основании "Антиохии в Иерусалиме" см. Приложение III.

318 Об аристократическом характере власти на Родосе см.: Strab., XTV, 652-653; ср.: Rostovtzeff M. I. // САН. Vol. 8. P. 632 ff.; также: Rostovtzeff M. I. SEHHW. Vol. 2. P. 684 ff.

319 См.: Jones А. Н. М. The Greek City. P. 224.

320 Число граждан Родоса, одного из богатейших греческих городов в эллинистический период, составляло примерно 6000 человек (Diod., XX, 84, 2). В ходе двух олигархических революций в Афинах (в 411 и 404 г. до н. э.) число граждан было ограничено 5000 и 3000 человек соответственно. Среднего размера греческий город был, конечно, много меньше Афин, и в случае аристократического правления число его граждан не превышало 3000.

321 Герусия справедливо считается общим институтом для всех греческих городов. Наиболее известным примером этого в классический период была герусия в Спарте. "Старейшины" (yepovxeq) часто упоминаются в греческих городах эллинистического периода и весьма часто в надписях римского времени во Фракии, Малой Азии и на островах Эгейского моря (RE, Dreizehnter Halbband, cols. 1264-1268. Статьи Gerontes, Gerousia). Аристократический совет также существовал в городе Лаодикея-на-море в Сирии, о чем свидетельствует надпись от 175 г. до н. э. (см. статью: Roussell P. Decret des Peliganes de Laodicee-sur-Mer // Syria. Vol. 33. 1942-1943. P. 21 ff.). Поэтому неудивительно, что Антиохия-в-Иерусалиме не видела необходимости менять свою герусию на какой-то другой институт. Клаузнер (Klausner J. History of the Period of the Second Temple. (Heb.) Vol. 2. P. 185) полагает, что герусия продолжала существовать после реформ Ясона в качестве высшей инстанции в Иерусалиме, в то время как в новом полисе было создано буле. Но нам ничего неизвестно о буле в Антиохии-в-Иерусалиме. Что же касается возможного существования рядом друг с другом двух городов (Иерусалима и Антиохии), см. конец следующей главы.

322 О связи между обучением в гимнасий и принятием в число граждан см. надпись 104 г. до н. э. (SEG, 8, 641) из египетского города (очевидно, Птолемаиды в Верхнем Египте). Знаменитый рескрипт императора Клавдия к гражданам Александрии (SB, 212, 11, 53 sqq.) Доказывает прием эфебов в сообщество граждан и в римский период.

323 Бикерман в своей книге "Der Gott der Makkabaer" пытается определить две стадии в эллинистической реформе: основание общины "антиохийцы в Иерусалиме" Ясоном в 175 г. до н. э. и основание эллинистического города в Акре в 168 г. до н. э. Он пишет об указе Антиоха III в отношении евреев: "Привилегия была нарушена основанием общины "антиохийцы в Иерусалиме", а в 168 г. полностью отменена Эпифаном". Представляется удивительным, что Бикерман, ученый с высоко развитым пониманием юридических источников, использовал столь туманные выражения для описания характера реформы 175 г. до н. э. Что это за вид юридического понятия "нарушил" ()? Или указ Антиоха III оставался в силе после реформ Ясона, и в таком случае вся реформа, включая строительство гимнасия и эфебиона, была неконституционной, поскольку находилась в противоречии с "законами предков", или же реформа была проведена по особому разрешению царя, причем разрешение включало отмену предшествующих норм и предоставление первосвященнику права учредить новые? Автор данной книги не видит среднего пути между этими двумя возможностями. Об общине антиохийцев см. Приложение III.

324 О связи между новым городом и его царственным основателем см. книгу автора: Tcherikover V. Die hellenistischen Stadtegriindungen. S. 132. Если город назывался по имени царя, то последний принимал особое участие в последующей судьбе города. Так, название города "Антиохия в Персии" свидетельствует о стремлении его основателя Антиоха I Сотера увеличить число его жителей, поскольку "он носил его имя" (OGIS, 233, 1. 15). Культ ктиста сохранялся и при римском правлении; см., например, культ Птолемея I в Птолемаиде Египетской во И в. н. э. (BIFAO, 41, 43) и культ Пердикки в Самарии.

325 По вопросам хронологии см.: Bouche'-Leclercq A. Histoire des Lagides. P. 5 ss.; Bevan E. R. The House of Ptolemy. P. 233 ff. Вопреки принятому мнению, относящему посещение Антиохом Иерусалима к 172 г. до н. э., Отто (Оно W. Zur Geschichte der Zeit des 6. Ptolemaers // Abhandlungen Bayerischer Akademie der Wissenschaften. N. F. Heft 11. 1934. S. 15 ff.) полагает, что это имело место в 175/174 г. до н. э.

326 Ср.: Motzo В. Saggi di Storia е Letteratura Giudeo-EUenistica. P. 125 sgg.; Klausner J. History of the Period of the Second Temple. (Heb.) Vol. 2. P. 185. См. Приложение III.

327 Ср.: Heinemann I. Philons griechische und jiidische Bildung. Bd. 82. S. 146 ff.

328 Согласно Иосифу Флавию, инициатором реформы был Менелай, а не Ясон.

329 Например: Willrich Н- Juden und Griechen vor der Makkabaischen Erhabung. S. 86. Ср.: Abel F.-M. Les livres des Maccabees. P. 331.

330 О правах греческих городов в селевкидском государстве см.: Bickermann Е. Les institutions des Seleucides. P. 141 ff.; 157 ff. О праве чеканить монеты см.: Ibid. P. 228 ff. Важность наличия собственной монеты подчеркивается в письме Антиоха Сидета Симону Маккавею (I Масс, 15:6). Ср.: Narkiss М. Coins of Eretz Yisrael. Vol. 1. P. 17.

331 Посланцы, представавшие перед божеством или присутствовавшие на атлетических играх, посвященных одному из богов, были известны в Греции как ().

332 Пост жреца в греческом городе был муниципальной должностью подобно другим должностям, и обычно на этот пост избирались на один год. В некоторых городах год именовался по имени главного жреца, подобно тому как в Афинах год назывался по имени архонта или в Риме по именам консулов. Стоит упомянуть, что Лисий в 164 г. до н. э. угрожал евреям превратить пост первосвященника в ежегодно выставляемую на аукцион должность. Это было логическим следствием превращения Иерусалима в греческий полис.

333 Он умер, когда пытался ограбить казну бога Бела, очевидно, главного божества Элама (Strab., XV, 744; Diod., XXVIII, 3; XXIX, 15). Ср.: Bouche-Leclercq A. Histoire des Seleucides. Paris, 1913. P. 223.

334 Рассказ Иосифа в целом весьма запутан. Согласно "Иудейским древностям" (XII, 239), Менелай был братом Ясона, его еврейское имя - Ония. Ученые давно заметили невозможность этого, так как в этом случае у Ясона были два брата, носивших имя Ония. Не заслуживает доверия и рассказ Иосифа в "Иудейской войне" (I, 31 sqq.) об изгнании Товиадов Онией, поскольку он путает Онию с Ясоном.

335 Согласно Абелю (Abel F.-M. Les livres des Maccabees. P. 339), Ясон действительно мог бежать в 'Арак эль-Эмир, прежнюю резиденцию Гиркана. См. также: Bevenot Н. Die beiden Makkabaerbiicher. S. 190; Klausner J. History of the Period of the Second Temple. P. 189. Это правдоподобно, поскольку Гиркан представлял проегипетскую партию, а Ясон позднее (в 168 г. до н. э.) стал противником Антиоха Эпифана, т. е. сторонником Египта. Более того, после своей неудачи в Иерусалиме он бежал в Египет. Вероятно, в 'Арак эль-Эмире и после смерти Гиркана сохранились определенные проегипетские настроения.

336 В первый раз победителем был Ясон, а во втором случае - Менелай; таким образом, можно согласовать два сообщения (Иосифа Флавия и Второй книги Маккавеев).

337 Дафна была пригородом Антиохии, известным центром культа бога Аполлона и фешенебельным курортом для населения сирийской столицы. Согласно Второй книге Маккавеев (4:33), Ония нашел убежище в Дафне, что обычно истолковывается как убежище в храме Аполлона (см. комментарии Бевено и Абеля ad loc.). Однако источники подтверждают существование в римский период в Дафне синагоги, и поэтому можно полагать, что она существовала еще в эллинистический период. Хорошо известно, что синагога пользовалась правом (убежища), см.: OGIS, 129. Бегство еврейского первосвященника в синагогу более правдоподобно, чем попытка с его стороны искать убежища у греческих божеств. Надо помнить, что Ония не был эллинистом и был известен как приверженец веры отцов.

338 Согласно Вельгаузену (Wellhausen ]. Israelitische und jiidische Geschichte. S. 235) и Вильриху (Willrich H. Juden und Griechen vor der Makkabaischen Erhabung. Gottingen, 1895. S. 77 ff.), история убийства Онии противоречит исторической реальности. Некоторые современные ученые (Momigliano A. I Tobiadi nelle prehistoria del moto maccabaico. Р. 190; ZeUlin S. The History of the Second Jewish Commonwealth. Philadelphia, 1933. P. 26 If.; Seeligmann. I. L. The Septuagint Version of Isaiah. Tubingen, 1948. P. 91 ff.) также склоняются к этому мнению. Выводы Вельгаузена и Вильриха основаны на их недоверии ко Второй книге Маккавеев как историческому источнику; об этом см. Приложение I. Одно из доказательств этих ученых основано на предположении, что автор Второй книги Маккавеев перенес на Онию историю трагической смерти сына Селевка, убитого тем же самым высокопоставленным чиновником Андроником (Diod., XXX, 7, 2; ср.: Iohannes Antiochensis, fr. 58 (ed. Muller). FHG, 4, 558). Однако рассказ об убийстве наследника престола слишком краток, чтобы проводить достоверные параллели с сообщением Второй книги Маккавеев. Надо думать, оба случая могли иметь место. Автор Второй книги Маккавеев мог украсить рассказ о смерти Онии некоторыми не сохранившимися в наших источниках и заимствованными из истории убийства царевича подробностями (например, гнев Антиоха на Андроника и скорбь всего населения Антиохии). Однако и это не является доказательством того, что Ония не был убит Андроником. Трагическая гибель Онии, видимо, способствовала его идеализации. Во Второй книге Маккавеев (15:12 sqq.) Ония является во сне Иуде Маккавею вместе с пророком Иеремией. Надо упомянуть общепринятый среди ученых взгляд на то, что пророк Даниил (9:26) в словах "предан будет смерти помазанник" имел в виду Онию; ср. комментарии Монтгомери (Montgomery ]. A. A Critical and Exegetical Commentary on the Book of Daniel. P. 393) и Чарльза (Charles R. H. A Critical and Exegetical Commentary on the Book of Daniel. P. 246 ff.).

359 О борьбе между Ониадами и Товиадами Тарн пишет: "Как Ониады, так и Товиады были эллинистами, и их спор не имел религиозной основы" (Tarn W. Hellenistic Civilisazion. P. 214). "Первосвященник и его последователи... были не менее эллинизированы, чем Товиады, хотя, возможно, их связи с Храмом делали их меньшими экстремистами" (Finkelstein L. The Pharisees. 1946. Vol. 2. P. 585). Что касается Ясона, то его приверженность эллинизму была достаточно хорошо известна. Ония IV, сын Онии III, основатель хорошо известного храма в Египте ("Дома Онии"), не может рассматриваться в качестве преданного верованиям отца, поскольку основание Храма за пределами Иерусалима было нарушением традиции. Но сам Ония III, конечно, не был эллинистом, поскольку в противном случае было бы трудно понять идеализацию его личности во Второй книге Маккавеев (см. например, И Масс, 3:1; 4:2; 15:12).

340 Такая антиэллинистическая позиция герусии не должна удивлять. Уже было показано, что эллинистическая реформа не нарушала религиозных или культовых основ, отсюда ничего не мешает нам предположить, что члены герусии были преданы еврейской религии. Они поддержали умеренного эллиниста Ясона, но не могли поддержать Менелая и его методы управления с помощью террора.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Hosted by uCoz