Эллинистическая цивилизация и евреи

Виктор Чериковер

ссылки к главе

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть I

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ПАЛЕСТИНЕ

Глава 2

ГРЕЧЕСКИЕ ГОРОДА ПАЛЕСТИНЫ

123 Clueck N. The Other Side of the Jordan. P. 158 ff.; Iliffe J. H. Nabatean Pottery from the Negeb // QDAP. Vol. 6.1938. P. 6 ff.; Vol. 8. P. 87; Vol. 9. P. 105 ff.

124 По вопросу эллинизации городов Сирии и Финикии см.: Rostovtzeff М. I. Н САН. Vol. 7. Р. 190 ff.; также см.: Rostovtzeff М. I. SEHHW. Р. 478 ff.; Jones А. Н. М. The Cities of Eastern Roman Provinces. Oxford, 1937. P. 246 ff.

125 Тир был полностью разрушен Александром. В источниках мы находим упоминание о нем как об укреплении только через два года после смерти Александра (Diod., XVIII, 37, 3-4). В 315 г. город был достаточно крепок, чтобы в течение пятнадцати месяцев противостоять Антигону (Diod., XIX, 61, 5). В ходе продолжавшегося в течение века правления Птолемеев Тир стал греческим городом. В 274 г. до н. э. царская династия в Тире, видимо, пресеклась, и с этого года его граждане начали летоисчисление в соответствии с особым календарем города (ср.: Beloch J. Griechische Geschichte. Bd. 2. Abt. 2. S. 328). Подобно любому греческому городу Тир чеканил монеты с греческими надписями, однако на них также были и финикийские надписи, как и на монетах других финикийских городов. Городской бог Мелькарт назывался теперь Гераклом, и греческие атлетические игры проводились с большой торжественностью каждые четыре года (в 173 г. до н. э. на них присутствовал сам царь Антиох IV (ср.: II Масс, 4:18). Эллинизм Сидона засвидетельствован надписью, относящейся приблизительно к 200 г. до н. э., в которой сообщается об участии жителей города в Немейских играх, проводившихся под эгидой народа Аргоса. В 270 г. до н. э. представители Сидона и Библа были победителями на атлетических соревнованиях на Делосе. Отсюда можно заключить, что в Сидоне, как и в других финикийских городах, греческая молодежь получала атлетическую подготовку подобно молодежи в греческих городах. О вышеупомянутой надписи об атлетике Сидона и других финикийских городов см. статью Бикермана (Bickermann Е. // Melanges Dussaud. P. 91 ss.). При Ceлевкидах Бейрут изменил свое имя на Лаодикея. См. книгу автора: Tcherikover V. Die hellenistischen Stadtegriindungen. S. 68.

126 Дамаск был захвачен Парменионом после битвы при Иссе и находился под властью македонян до римского периода. Иероним (Comment, ad Isaiam, 28) свидетельствует, что "во времена македонян и Птолемеев" городская жизнь оживилась (donee sub Macedonibus et Ptolomaeis rursum instauraretur). Это сообщение носит слишком общий характер, чтобы служить основанием для дальнейших предположений. Тем не менее, можно заключить, что Птолемеи сыграли определенную роль в восстановлении города. Имеются основания полагать, что при Птолемее II Филадельфе Дамаск назывался Арсиноя: Стефан упоминает Арсиною в Сирии, расположенную "в долине", а Страбон (XVI, 756) сообщает, что греки называют долину вблизи Дамаска Аулон.

Из сообщения Стефана следует также, что этот город был большим, а поскольку вблизи Дамаска не было большого города, то он мог иметь в виду непосредственно Дамаск (см. также: Tcherikover V. Die hellenistischer Stadtegriindungen. S. 65 ff.). В одном из папирусов Зенона (PCZ, 59079), относящихся к 257 г. до н. э., упоминается город, называемый "Арсиноя Диона". Это может быть Дион, полководец Птолемея, изгнанный из Дамаска "Антиохом, сыном Селевка", как сообщает Полиэн (IV, 15). В этом случае идентичность Арсинои с Дамаском получает дополнительное подтверждение. Поэтому возможно, что Дамаск изменил свой восточный характер на греческий и стал полисом уже во время правления Филадельфа. Во всяком случае, нет сомнения, что это произошло при селевкидской царе Деметрии III Эвкайре (95-88 гг. до н. э.), поскольку монеты указывают что при этом царе Дамаск назывался Деметриада (см.: Tcherikover V. Die hellenistischer Stadtegriindungen. S. 66). Археологи установили план древнего Дамаска в римский период, и сейчас есть основания полагать, что он в основном соответствует первоначальному плану эллинистической эпохи (см.: Watzinger С, Walzinger К. Damaskos, die antike Stadt. Berlin, 1921. S. 63 ff.).

127 В римский период в Палестине также были основаны греческие города, в частности Иродом. Более детальное освещение их истории здесь опускается, поскольку это выходит за хронологические рамки настоящей работы. Что касается эллинистического периода, то у Иосифа Флавия сохранился имеющий очень важное значение список греческих городов, восстановленных Помпеем, которые ранее были разрушены Хасмонеями или утратили при их правлении свою независимость. Это города Гадара, Гиппос, Пехаль (Пелла), Дион, Скифополь, Самария, Марисса, Газа, Ашдод, Ямния, Яффа, Аретуза, Дора, Стратонова Башня (Ant. Jud., XIV, 75 sqq.; Bel. Jud., I, 155 sqq.). В перечень не входят все города, освобожденные Помпеем, поскольку имелись другие греческие города в стране, получившие свою свободу, как это можно видеть из принятого ими в римский период летоисчисления по "эре Помпея" (ср.: Schurer Е. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 102; Jones A. H. M. The Cities of the Eastern Roman Provinces. P. 454, n. 42). Некоторые из городов, превратившиеся в руины во время войны с Хасмонеями, были восстановлены Габинием (в 57-55 гг. до н. э.). Таковыми являлись города Самария, Скифополь, Рафия, Антедон, Ямния, Аполлония, Марисса, Адора, Газа и Ашдод (Ant. Jud., XIV, 88; Bel. Jud., 1,166).

128 В талмудической литературе Акко иногда относится к категории городов вне страны. "Рабби Иуда сказал: Акко и страна к северу от Акко считается севером" (М. Gitt., I, 2). Ср.: Hildesheimer Н. Beitrage zur Geographie Palastinas. Berlin, 1886 S. 11; Klein S. Galilaa von der Makkabaerzeit bis 67. Wien, 1928. S. 51 ff.

129 Pritchard]. B. Ancient Near Eastern Texst Relating to Old Testament. Princeton, 1950. P. 242, 256, 287, 484 ff.

130 Catalogue of Greek Coins in the British Museum. Ptolemies. P. 33 ff.

131 Harpocration, s. v. "Акт).

132 Территория Акко-Птолемаиды в римский период простиралась от "Лестницы Тира" на севере до гор Кармеля на юге и от моря до возвышенности в восточном направлении (Jos. Bel. Jud., II, 188). Мы не знаем, принадлежал ли весь этот обширный район Акко еще в эллинистический период. Акко, подобно другим греческим городам, контролировал окружающие сельские районы, но размеры подконтрольной ему терри-рории могли меняться в каждый период. См.: Avi-Yonah М. Historical Geography of Eretz Yisrael. (Heb.) 1950. P. 134 ff.

133 Некоторые ученые (Babelon E. Les rois de Syrie, d'Armenie et de Commagene. P. 103; Rouvier J. Polemais-Асё et ses eres sous les Seleucides et la domiantion romaine // RB. Vol. 8. 1899. P. 395) видели в этих "антиохийцах" колонию сирийцев Антиохии в Птолемаиде. Шюрер (Schiirer Е. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 145) справедливо возражает против этого предположения и предлагает свое объяснение: "Термин Антиохийский должен быть прямо связан с именем царя. Антиохийцами являются те, кто торжественно заявил о преданности царю". По Бикерману (Bickermann Е. Der Gott der Makkabaer. S. 62), антиохийцы составляли находящуюся в городе Птолемаиде корпорацию, которая пользовалась определенными привилегиями, предоставленными ей царем Антиохом IV Эпифаном. Подобные корпорации Бикерман видит в "селевкийцах Газы" и группах с аналогичными названиями. Эти объяснения только усложняют вопрос. Решение является очень простым и оно использовалось многими учеными: "антиохийцы" - это граждане города Антиохии. Специалистам по нумизматике греческих монет хорошо известно, что на них написано не имя города, но имя его граждан, то есть "антиохийцы", а не "Антиохия".

Если требуются дополнительные доказательства, то мы знаем несколько городов, на чьих монетах была надпись "антиохийцы" или "селевкийцы", причем из других источников известно, что имена этих городов были в действительности Антиохия или Селевкия (см. об Эдессе [= Антиохия на Каллирое]: Polyb., V, 21; Malalas, XVII, 418; о Нисибине [= Антиохия в Мигдонии]: Strab., XVI, 747; Plut., Lucull., 32; Polyb., V, 51). Другим доказательством является то, что граждане Ге-расы, Суситы и Абилы на монетах своих городов и надписях относящихся ко II в. н. э., именовали себя "антиохийцы" и "селевкийцы". Какова же могла быть "преданность" в тот период этих людей Антиоху или Селевку и какую ценность в римский период могли иметь для "корпорации" анонимных людей привилегии, когда-то полученные от какого-то селевкидского или иного царя? И мы должны поверить тому, что цари предоставляли право чеканить монеты таким корпорациям? Сам Бикерман в это не верит, поскольку в его книге "Les Institutions de Seleucidesw, опубликованной через год после книги "Der Gott der Makkabier", он включает "антиохийцев Птолемаиды" и "селевкийцев Газы" в список городов (Р. 231, 234). Он справедливо утверждает, что право чеканить монету было исключительным правом царя, иногда предоставлявшего его городам и династам (Р. 228). Отсюда ясно, что какие-либо корпорации, не принадлежащие к вышеуказанным классам, не могли чеканить своей собственной монеты. Единственная трудность связана с формулой "антиохийцы в Птолемаиде", поскольку Птолемаида также является греческим городом. Возможно ли одному греческому городу быть в пределах другого? Разумеется, формула должна быть "антиохийцы в Акко".

Однако эта трудность может быть преодолена. Поскольку каждый новый греческий город нуждался в дополнительном обозначении (ибо количество Антиохий, Селевкий, Александрии и т. д. было велико), возникала необходимость выбрать и добавочное местное наименование. Оно, как правило, было семитическим, хотя встречались также укоренившиеся среди жителей греческие наименования. Город Нисибин, например, назывался "Антиохия в Мигдонии", а Мигдония не восточное, а македонское наименование. Прошло сто лет после основания на месте Акко города Птолемаиды, и все это время его жители называли окружающую местность Птолемаида, и это наименование было de rigueur (обязательным) при ведении официальных дел. Отсюда следует, что когда Птолемаида изменила свое наименование на Антиохию, то наименование Птолемаида стало использоваться для обозначения того, что город находится в определенной местности.

134 См.: Steph., s. v. Иосиф также называет Дору "финикийским городом" (Vita, 8). Город, кроме того, упоминается в путешествии Унуамона (Pritchard J. В. Ancient Near Eastern Texst Relating to Old Testament. P. 26) и в Библии: Иисус Навин Jos., 17:11, III Reg., 4: 11. Ср.: Abel F.-M. Geographie de la Palestine. T. 2. P. 308.

135 Гекатей Милетский, живший около 500 г. до н. э., упоминает его в своих книгах по географии. См.: Steph. Byz., s. v.

136 Это предположение основано на том, что среди городов Карий, плативших дань Афинам в V в. до н. э., назван город Дор (Craterusap. Steph. Byz., s. v.). Поскольку в Карий нет города с таким наименованием, то А. Келер (см. его книгу: KohlerA. Urkunden und Untersuchungen zur Geschichte des delisch-attischen Bundes. Berlin, 1869. S. 121, 207) и позднее современные ученые, изучавшие список городов, плативших Афинам дань в V в. до н. э. (см.: Mentl B.-D., Wade-Cery Н.-Т., McGregor М. F. Athenian Tribute Lists. Vol. 1.1939. P. 154, 483), полагали, что упомянута Дора в Палестине и связывали афинское господство в Доре с войной в Египте в 460 г. до н. э. (Metitt B.-D., Wade-Сету Н.-Т., McGregor M.-F. Athenian Tribute Lists. Vol. 3. P. 9 ff.). Однако они игнорировали тот факт, что имеется другой Дор, чье географическое положение более подходит для решения проблемы: это Дорон в Кили кии, упомянутый Плинием (Н. N., V, 27, 92). Кратер упоминает Дор совместно с Фаселидой, которая, правда, находится не в Киликии, а в восточной части Ликии, рядом с Киликией. Афинское влияние в Киликии не подлежит сомнению. С другой стороны, у нас не имеется ни малейшего намека на афинское господство в Сирии в V в. до н. э.

137 Место эль Бурдж, к северу от арабской деревни Тантара, является местоположением древней Доры. Раскопки, проведенные вблизи него в 1950 г., обнаружили керамику эллинистического и римского периода, а также театр римского времени. См.: Bulletin of the Department of Antiquities. (Heb.) Vol. 3.1951. P. 38.

138 См. статью Галлинга: Calling К. Die syrisch-palastinische Kiiste nach der Beschreibung bei Pseudo-Scylax // ZDPV. Bd. 61.1938. S. 83.

139 Литература о Kecapee весьма обширна. См. статью: ReifenbergA. Unpublished and Unusual Jewish Coins // IEJ. Vol. 1. P. 20 ff.

140 В 61 г., во время конфликта между евреями и сирийцами в Кесареей, последние заявляли, что в древние времена, когда город назывался Стратоновой Башней, в нем не проживало ни одного еврея.

141 Stark К. В. Gaza und die philistaische Kuste. Jena, 1852. S. 450.

142 Семитское имя этих царей Сидона было Абд-Ашторет (ср.: Jones А. Н. М. The Cities of the Eastern Roman Provinces. P. 231, 249) и могло просто измениться при произношении греками в "Стратон", а евреями в "Шаршон".

143 Schurer Е. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 133. Anm. 159; Jones A. H. M. The Cities of the Eastern Roman Provinces. P. 231.

144 Таково мнение Хельшера (Holscher С. Palastina in der persischen und hellenistischen Zeit. S. 60). Он в качестве доказательства приводит свидетельство Аппиана (Syr., 47), упоминающего Аполлонию среди городов Селевка. Однако на Востоке было много Аполлоний и нет оснований полагать, что Аппиан имел в виду именно эту. Мы уже отмечали выше, что Палестина не была подчинена Селевку.

145 Smith С. A. The historical Geography of the Holy Land especially in relation to the history of Israel and of the early Church. London, 1898. P. 129.

146 Bulletin of the Department of Antiquities. (Heb.)Vol. 3. P. 4 ff.

147 Pritchard J. B. Ancient Near Eastern Texst Relating to Old Testament. P. 22-23, 287; ср.: Tolkovsky S. History of Jaffa. (Heb.) Jerusalem, 1926. S. И. В персидский период Яффа и Дора были переданы в качестве дара сидонянам.

148 Head В. Historia Numorum. P. 803.

149 Pritchard ]. В. Ancient Near Eastern Texst Relating to Old Testament. P. 284 ff. (Index).

150 Pritchard ]. В. Ancient Near Eastern Texst Relating to Old Testament. Index.

151 Iliffe ]. H. Nabatean Pottery from the Negeb. P. 61 ff.

152 См. статью Олбрайта: Albright W. F. The Excavations at Ascalon // BASOR. Vol. 6. May. 1922. P. 11 ff.

153 Head B. Historia Numorum. P. 804.

154 Стефан перечисляет четырех знаменитых людей, уроженцев Аскалона (s. v. Ascalon). Ср.: Schurer E. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 53.

155 Геродот (1,105) называет богиню Аскалона "Афродитой царицей Неба". Греческая богиня и восточное наименование указано в греческой надписи из Аскалона: (см.: ZDPV. 1913. S. 233).

156 "Р. Иуда сказал: Аскалон и страна к югу от Аскалона считается югом" (М. Gitt., I, 2). Другой взгляд встречается в Tos. Oholot (XVIII, 4). Ср.: Klein S. Das Tannaitische Grenzverzeichnis Palastinas. S. 30 ff.

157 Так, например, у Иосифа Флавия (Ant. Jud., XIII, 395) и, особенно, у греческого географа Скимна из Хиоса (500).

158 Jones А. Н. М. The Cities of the Eastern Roman Provinces. P. 448, n. 16.

159 Упомянута в письмах из Тель-Амарны, а также в египетских и ассирийских надписях. Ср.: Pritchard J. В. Ancient Near Eastern Texst Relating to Old Testament. Index; Abel F.-M. Geographie de la Palestine. T. 2. P. 327.

160 Согласно преобладающим среди нумизматов взглядам, Газа чеканила монеты по аттическому стандарту с семитской надписью zu на них. См., например: Head В. Historia Numorum. P. 805. Однако ср. возражения против этого взгляда со стороны Наркисса (Narkiss М. Coins of Eretz Yisrael. (Heb.) Vol. 2. P. 30 ff.

161 Jacoby F. П FGH (В). 142. S. 807. См . для этого пассажа статью Гутмана (Cutmann ]. Alexander of Macedonia in Palestine. (Heb.) Vol. 11. P. 281).

162 Meyer Ed. Ursprung und Anfange des Christentums. Bd. 2. S. 122.

163 PCZ, 59001,59006,59009,59093; PSJ, 322; P. Col. Zen., 3; CP.: Abel F.-M. Les confins de la Palestine et de l'Egypte sous les Ptolemees. P. 64 ss.

164 См.: Schurer E. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 28.

165 Hill С. F. Catalogue of the Greek Coins of Palestine. 69. P. 143. Бикерман видит в понятии демос "селевкийцев Газы" "корпорацию" по типу "антиохийцев в Птолемаиде". Действительно, понятие демос могло иногда также обозначать жителей деревни, но главное значение слова, конечно, означает людей, объединенных в городское сообщество. В этом смысле слово демос использовалось городами селевкидской Сирии, а именно Антиохией, Лаодикеей и Апамеей, когда во II в. до н. э. они чеканили монеты с надписью () (Head В. Historia Numorum. P. 778; ср.: Bickermann E. Les institutions des Seleucides. P. 234). Надо еще раз отметить, что никакие "корпорации" не имели права чеканить монету.

166 По вопросу топографии см.: Avi-Yonah М. Historical Geography of Eretz Yisrael. (Heb.) P. 107 ss.

167 Pritchard J. B. Ancient Near Eastern Texst Relating to Old Testament. P. 254, 284, 285, 292.

168 Head B. Historia Numorum. P. 806.

169 Птолемей (V, 15, 22-23) перечисляет восемнадцать городов Келесирии-Десятиградья, включая расположенные в долине Ливана. Однако есть основание полагать, что слово "Десятиградье" вставлено здесь по ошибке и должно быть устранено, так что надо читать только "Келесирия". См.: Schurer Е. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 149. О городах Десятиградья см.: Jones А. Н. М. The Cities of the Eastern Roman Provinces. P. 260 ff.; Avi-Yonah M. Historical Geography of Eretz Yisrael. (Heb.) P. 42 ff.

170 Его имя содержится в Библии: Numeri 32:42; I Chron. 2:23.

171 По вопросу топографии см.: Schurer Е. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. Leipzig, 1904. S. 164 ff.

172 Klausner]. Raphana, one of the ten cities. (Heb.) // BJPES. Vol. 2. Jerusalem, 1937. P. 134 ff.

173 По вопросу топографии ср.: Cutmann J. The Canaanite God Shadrapa and His Nature (Heb.); Avi-Yonah M. Historical Geography of Eretz Yisrael. (Heb.) P. 142; Albright W.-F. // BASOR. 1925. P. 16; Abel F.-M. Geographie de la Palestine. T. 2. P. 432.

174 Head В. Historia Numorum. P. 786: (); ср.: Avi-Yonah M. Historical Geography of Eretz Yisrael. (Heb.) P. 146.

175 Tos. Ahil., XVIII, 4: "Меньшие города, анклавы в Стране Израиля, такие как Сусита и ее соседи, Аскалон и его соседи, хотя они освобождены от десятины и соблюдения субботнего года, не составляют нееврейской территории".

176 Schurer Е. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 161.

177 Руины описаны Шумахером: Schumacher С. Northern Ajlun. "Within the Decapolis". London, 1890. P. 46 ff. Древнее наименование "Гедер" (в арабском произношении Джедар) сохранилось до наших дней для восточной части города. Талмудическая литература часто сообщает о теплых источниках вблизи Гедера (Хамей Гедер, Хамат Гедер, Хамата). См.: Sukenik Е. L. More About the Oldest Coins of Judaea. P. 109 ff.

178 Не следует путать с Абель Бет-Ма'аха, Абель ха-Крамим и Абель ха-Шиттим, которые все упомянуты в Библии. Это наименование часто встречается в Палестине. Ср.: Abel F.-M. Geographie de la Palestine. Т. 2. P. 233 ff.

179 Head В. Historia Numorum. P. 768. Руины города Тель-Абиль детально описаны Шумахером в его работе: Schumacher С. Abila of the Decapolis. London, 1889.

180 Pritchard J. B. Ancient Near Eastern Texst Relating to Old Testament. P. 243, 253.

181 Schurer E. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 175. Anm. 334.

182 См. в книге автора: Tcherikover V. Die hellenistischen Stadtegriin-dungen. S. 61, 75.

183 Уже было отмечено, что греческие города на Востоке, имена которых сходны с македонскими, были основаны в ранний период эллинизма.

184 Steph. Byz., s. v. Bspeviicca: "Имеется и другая Береника в Сирии, называемая Пелла". Это сообщение не может быть приписано Пелле-Апамее в Сирии, поскольку город никогда не находился под властью Птолемеев.

185 Schumacher С. Pella. London, 1888. S. 66. Сегодня это место называется Хирбет Табкат Фахиль (Avi-Yonah М. Historical Geography of Eretz Yisrael. (Heb.) P. 148; Abel F.-M. Geographie de la Palestine. T. 2. P. 405).

186 Avi-Yonah M. Historical Geography of Eretz Yisrael. P. 145; Abel F.-M. Geographie de la Palestine. T. 2. P. 306.

187 Раскопки Джераша были проведены Йельским университетом совместно с Британской Школой Археологии в Иерусалиме (British School of Archaeology at Jerusalem) в 1928-1930 гг. и продолжены в 1930- 1934 гг. Йельским университетом совместно с Американской Школой Восточных Исследований (American Schools of Oriental Research). Их результаты были обобщены Крелингом в книге: Kraeling С. Н. Gerasa, City of the Decapolis. New Haven, 1938. В ней на с. 353-494 приведено полное собрание надписей, изданных Уэллсом. Из прежней литературы о Джераше см.: Schumacher С. Dscherasch // ZDPV. 1902. S. 109-177; Абамелек-Лазарев С. Джераш. СПб., 1897.

188 Ср.: Etymolog. Magn., s. v.: "Александр захватил город, убил всех воинов и пощадил старых людей; они совместно основали город".

189 Надпись с упоминанием Пердикки: Kraeling С. Н. Gerasa, City of the Decapolis. P. 423. № 137:. Уэллс прав в своем наблюдении, что имя Пердикка с определенным артиклем означает, что он был основателем города. По Крелингу (Р. 29), эта надпись не доказывает ничего, кроме того, что о нем думали так в III в. до. и. э., и отсюда, согласно Крелингу, нельзя заключить, что он был основателем города, как думает Джонс (Jones А. Н. М. The Cities of the Eastern Roman Provinces. P. 239). Однако имя Пердикки было не столь знаменито как имя Александра, и граждане Джераша не связывали бы в римский период основание города с ним, если бы в их памяти не сохранилось воспоминание об этом. Поэтому замечание Джонса представляется автору приемлемым. О македонянах сообщается в надписи № 78 (вторая половина II в. н. э.)

190 Head В. Historia Numorum. P. 787; Kraeling С. H. Gerasa, City of the Decapolis. New Haven, 1938 (надписи № 56-58; 69,143-145,147, 153,192 (со времени Траяна до 211 г. до н. э.)). Ср.: ZDPV. 1913. S. 18, 147; 36, 260; MNDPV. 1901. S. 57, 68, 75; RB. 1927. Р. 250.

191 Hill С. F. Catalogue of the Greek Coins of British Museum. Arabia. XXXIX.

192 Schurer E. Geschichte des jiidischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 40 ff.

193 Пещера Панион, из которой вытекает Иордан, описана Иосифом (Ant. Jud., XV, 364; Bel. Jud., I, 404). Ср.: Tos. Bekhor., VII, 4: "Поток устремляется из пещеры Памиас".

194 Pirkei d'Rabbi Elieser, XXVII: "...Дан это Памиас". Ср.: Meg., 6 а.

195 "Кисарейон" на языке Талмуда, чтобы отличить его от Кисрин (Кесарей), Морской (см.: Krauss S. Lehnworter. Bd. 2. S. 536). Греческое наименование города Кесарея Филиппа, или Кесарея-Паниас. О территории Кесарей в римский период см.: Avi-Yonah М. Historical Geography of Eretz Yisrael. (Heb.) P. 138.

196 Только в Египте были деревни, известные по династическим именам, главным образом в Файюме, в эллинистический период.

197 Holscher С. Palastina in der persischen und hellenistischen Zeit. S. 64.

198 Kahrstedt U. Syrische Territorien in hellenistischen Zeit. S. 23 ff.

199 ZDPV. Bd. 9. S. 347.

200 Schlatter A. Zur Topographie und Geschichte Palastinas. S. 314 ff., 319; ср.: Avi-Yonah M. Historical Geography of Eretz Yisrael. (Heb.) P. 140.

201 См. работу автора: Tcherikover V. Die hellenistischen Stadtegrun-dungen. S. 13, 72.

202 В пользу идентификации Филотерии с Бет-Иерой см.: Sukenik Е. L. Н JPOS. Vol. 2. 1922. P. 10 ff.; Abel F.-M. Geographie de la Palestine. P. 284; против такой идентификации см.: Avi-Yonah М. Historical Geography of Eretz Yisrael. (Heb.) P. 127, n. 12. О возможности идентификации Хирбет эль-Керак с Бет-Иерой или с Синнабрисом ср. статью: Bar-Adon D. Archaeological Studies. (Heb.) // Eretz Israel. Vol. 4. 1956. P. 50 ff. Раскопки вскрыли остатки различных периодов, включая остатки эллинистической эпохи; см.: BJPES. Vol. 11. 1944-1945. Р. 77 ff.; Vol. 13. 1946-1947. P. 53 ff.; Bulletin of the Department of Antiquities. (Heb.) Vol. 3. P. 32 ff.; Bar-Adon D. Archaeological Studies. (Heb.) // Eretz Israel. Vol. 4. 1956. P. 52.

203 См.: Baramki J. Coin Hoards from Palestine // QDAP. Vol. 11.1944. P. 86.

204 Как показали раскопки американцев, Бет-Шеан был крепостью фараонов еще в середине II тыс. до н. э. См.: The Museum Journal. 1923. P. 5 ff. Город упомянут в египетских надписях и письмах из Тель Амар-ны: Pritchard J. В. Ancient Near Eastern Texst Relating to Old Testament. P. 242, 486, 489.

205 Ср.: Head B. Historia Numorum. P. 803; Plin. H.N., V, 18, 74; Steph. Byz., s. v.. Храм Диониса, The Museum Joum. 1923, Р. 239; Джонс (Jones А. Н. М. The Cities of Eastern Roman Provinces. P. 252) и разделяющий его мнение Ави-Иона (Avi-Yonah М. Historical Geography of Eretz Yisrael. (Heb.) P. 27) полагают, что город назывался Ниса в честь племянницы царя Антиоха IV. Однако так именовался не только Скифополь: везде это имя связывалось с культом Диониса и подземных божеств (ср. работу автора: Tcherikover V. Die hellenistischen Stadtegriindungen. S. 27, 107). Нет оснований считать, что Скифополь был исключением.

206 Птолемей III вел свой род от Геракла с отцовской стороны и от Диониса с материнской (OGIS, 54). Птолемей IV Филопатор особенно выделялся в своей приверженности культу Диониса и даже выжег на своем теле клеймо в виде изображения символа бога. Из папируса BGU, 1211 (= SB, 208) мы знаем, что Филопатор желал установить под эгидой правительства мистерии Диониса в Египте. См. по этому вопросу: Tondriau }. Tatouage, lierre et syncretismes // Aegyptus. Vol. 30. 1950. P. 57 ff.; кроме того, см.: Tondriau J. // Chronique d'Egypte. Vol. 50.1950. P. 293.

207 Holscher C. Palastina in der persischen und hellenistischen Zeit. S. 43 ff.) и Шюрер (Schurer E. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 171

208 Плиний (Н. N.. V, 18, 74) также искал связь между именем города и скифами, однако не со вторгшимися в VII в. до н. э. в Палестину, а с теми, кто сопровождал бога Диониса в его путешествиях: Scythopolin, antea Nysam, a Libera pat re... Scythis deductis. Таким образом, он относит основание города и происхождение его имени к мифологической эре. Недавно была сделана попытка объяснить это наименование исходя из предположения, что в начале эллинистического периода в городе была стоянка скифских всадников, ввиду того, что они служили в армии Александра (Abel F.-M. Histoire de la Palestine. P. 57). Однако мы ничего не знаем ни о пребывании скифского гарнизона в Бет-Шеане в тот период, а, кроме того, нелегко понять, как эллинистический город мог именовать себя по имени временного гарнизона, притом что слово "скифский" было синонимом жестокости и варварства.

209 См.: Schurer Е. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 171; ср.: /ones A. H. M. The Cities of the Eastern Roman Provinces. P. 449, n. 20. Основание для идентификации Скифополя с Суккотом можно найти у Иеронима: est autem usque hodie civitas trans Jordanem hoc vocabulo inter partes Scythopoleos. О местоположении Сук-кота см. статью: Clutch N. // BASOR. Vol. 90.1943. P. 14 ff.

210 См.: Smith C. A. The Historical Geography of the Holy Land. P. 364. В работе автора (Tcherikover V. Die hellenistischen Stadtegriindungen. S. 72) высказано мнение, что в этом предположении имеется какой-то смысл. Теперь, однако, он не усматривает для этого какого-либо серьезного основания и полагает, что оно может быть отвергнуто.

211 Euseb. Chron. (trans. Hieronym.) P. 123. См. также: Syncellus. Vol. I. P. 496 (ed. Dindorf).

212 SchiirerE. Geschichte des jiidischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 195).

213 Евсевий передает это сообщение следующими словами: "Деметрий, царь Азии... разрушил город самаритян, ранее построенный Пердиккой" (Chron. (trans. Hieronym.), p. 127). Он забыл, что "город... построенный... Пердиккой" был уже разрушен в 312 г. до н. э. Птолемеем. Город, разрушенный Деметрием, был построен после 312 г. до н. э. и, конечно, не Пердиккой, убитым в 321 г. до н. э. Иосиппон также сохранил воспоминание о разрушении Самарии Деметрием: "А Иптолис Ольгис умер, а Деметрий Филиокрит, что означает воин, правил после него и он захватил Самарию" (р. 112, ed. Baron Ginzberg).

214 QDAP. Vol. 5.1936. P. 203; Excavations in Palestine, 1934-1935; Crowfoot, Kenyon, Sukenik. The Buildings of Samaria. 1942. P. 243 ff.

215 Старк (Stark К. В. Gaza und die philistaische Kuste. Jena, 1852. S. 434) полагает, что Аретуза - это Древняя Газа; Хельшер (Holscher С. Palastina in der persischen und hellenistischen Zeit. S. 61) желает видеть в ней Экрон; Ави-Иона (Avi-Yonah М. BJPES. Р. 18 ff.) - эллинистический город Пеги, то есть Антипатрис Ирода.

216 Шлаттер (Schlatter A. Geschichte Israels. S. 3, 2, 13) и вслед за ним Клейн (Klein S. // BJPES. Vol. 3. S. 109 ff.) помещают Аретузу у Артаса, на дороге от Иерусалима до Хеврона, а Пресс (Eretz Israel, Enc. Topog-Hist. Vol. 1. P. 53) помещает ее у Артуфа (Хартуф) на возвышенностях Иудеи. Ясно, что эти удаляющие Аретузу из Шефелы идентификации не могут быть признаны удачными.

217 Помимо Аретузы в Палестине, мы знаем два других города того же названия на Востоке: один в Сирии на реке Оронт (Strab., XVI, 753; Steph. Byz., s. v. (), другой в Аравии (Plin. Н. N.. I, 23, 159; ср.: Арр. Syr., 57).

218 В рукописях Древностей мы находим вариант написания "Дор" вместо "Адора". В "Иудейской войне" слово написано правильно. См.: Schurer Е. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 5 ff.

219 Здесь также надо читать "Адора" вместо "Дор" (Ibid).

220 Раскопки в Мариссе вскрыли стену эллинистического периода; ср.: Avi-Yonah М., Yeivin S. Kadmoniot artzenu. (Heb.) 1956. P. 317.

221 Schwarz Е. II Nachrichten der Gesellschaft der Wissenschaften in Gottingen. 1906. S. 374 ff.

222 Ср.: Krauss S. Talmudische Archaologie. (Heb.) Bd. 1.1. Leipzig, 1910. S. 28; Klein S. Jewish Transjordan. (Heb.) 1925. P. 10.

223 Ср.: Krauss 5. Talmudische Archaologie. (Heb.) Bd. 1.1. S. 47.

224 См.: Schurer E. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 181; та же самая формула обнаружена в надписи в Аскалоне римского периода: Palestine Exploration Fund Quarterly Statement. 1922. P. 22; см. также: Bereshit Rabba, VI, 4: ffB41 bn.

225 Head В. Historia Numorum. P. 786 ff.

226 См.: Avi-Yonah M. The Foundation of Tiberias // IEJ. Vol. 1. P. 160 ff.

227 См.: Jones A. H. M. The Cities of the Eastern Roman Provinces. P. 246 ff. Особый интерес представляет надпись из сирийского города Селевкии (186 г. до н. а.), содержащая обычную формулу () упоминание об "архонтах" города и его разделении на (). Ср.: Seyrig Н. Decret de Seleucie et ordonance de Seleucus IV // Syria. Vol. 13.1932. P. 255 ff.

228 Разделение всей страны на городские территории в римский и византийский периоды дано в работе: Avi-Yonah М. Historical Geography Eretz Yisrael.(Heb.)P. 87 ff.

229 Развалины Бет-Цура, вскрытые раскопками, правда, принадлежат к эллинистическому периоду. Однако Бет-Цур не был греческим городом. См.: Sellers О. R. The Citadel of Beth Zur.

230 Такова же была практика Птолемеев в отношении городов, основанных на берегу Красного моря: Филотира была основана Сатиром (Strab., XVI, 769), Птолемаида Ферон - Евмедом (Strab., XVI, 770).

231 Полибий называет Филадельфию старым именем Раббат-Аммон, как она названа и в папирусах Зенона. Точно так же Гадара называется в источниках (Иосиф Флавий и Полибий) Гадарой, хотя у нее были греческие имена - Антиохия и Селевкия. Граждане Абилы именовали себя на своих монетах двумя наименованиями - (Head В. Historia Numorum. P. 786). Граждане Антиохии-Герасы не забывали свое восточное имя и называли себя "граждане Антиохии Хрисороаса, бывшие гражданами Герасы".

232 Современное наименование "Теда", может быть, увековечивает какое-то древнее восточное название, от которого произошел Антедон, Помимо названий греческих городов сохранились некоторые отдельные имена греческих деревень: например, Федша; гораздо больше греко-римских имен сохранилось от римского периода - Кесарея, Тиберия, Наблус (Неаполь) и др.

233 См.: Schurer Е. Geschichte des jiidischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 161.

234 Я называю "сирийцами" все население Палестины, кроме Иудеи, хотя, конечно, с научной точки зрения надо различать под этим общим наименованием различные народы - сирийцев, финикийцев, самаритян, Эдомитов и филистимлян, включая также некоторых не семитов.

235 Иосиф Флавий в этом месте сообщает о нападении евреев на греческие города и сразу после этого (461) говорит: "однако сирийцы также убили немало евреев". Стоит отметить, что Александр Яннай не использовал сирийских наемников "ввиду их врожденной ненависти ко всем евреям" (Jos. Bel. Jud., I, 88).

236 Этим культурным грекам мы обязаны интересным фактом вовлечения различных палестинских городов и местностей в круг греческих мифов. О Яффе, Газе, Аскалоне и многих других городах рассказывались легенды, в которых они связывались с жизнью героев древности. Часто случайное созвучие имени составляло решающий предлог для "эллинизации" города. Ср.: Abel F.-M. Histoire de la Palestine. P. 270 ff.

237 Перечень этих имен см.: Schurer Е. Geschichte des jiidischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 53.

238 Ростовцев (САН. Vol. 7. P. 195) подчеркивает низкий культурный Уровень среди уроженцев селевкидской Сирии, имевших общественный вес. Помимо Посидония, среди них нельзя указать ни одной известной личности.

239 О гробницах Мариссы см.: Peters J. P., Thiersch Н. The Painted Tombs of the Necropolis of Marissa. 1905; Warzinger C. Die Denkmaler Palastinas. Bd. 2. S. 17 ff.; Albright W. F. Two Cressets from Marisa and the Pillars of Jachim and Boaz // BASOR. Vol. 85. 1942. P. 18 ff. Колония была основана около 257 г. до н. э. или несколькими годами позднее; ср.: Vincent N. // RB. 1920. Р. 177 ff. Основателем был Аполлоний, чиновник Птолемея II Филадельфа. Живопись в гробнице I представляет собой картину синкретической греко-восточной культуры. Обладателями греческих имен (включая самого основателя колонии) были сидоняне или эдомитяне. Среди колонистов, за исключением отдельных македонян, не было лиц греческого происхождения. Отсюда неудивительно, что восточные элементы быстро возобладали над не очень ярко выраженными греческими культурными элементами (см.: Peters J. P., Thiersch H. The Painted Tombs of the Necropolis of Marissa. P. 13). Большое число эдомитских имен поставило перед исследователями вопрос о том, происходили ли "сидоняне" Мариссы из окрестностей Тира и Сидона, или это были "хананеи" в широком смысле этого понятия. Как хорошо известно, понятие "сидоняне" могло использоваться также и в последнем смысле, как это можно заключить на примере самаритян, именовавших себя "сидоняне Шхема" (Fl. Jos. Ant. Jud., XII, 258 sqq.). Вероятно, только небольшую часть колонистов составляли уроженцы Сидона или его округа, а остальные набирались из местных народов. Поэтому здесь, так же как и в Филадельфии, эллинизированные сидоняне были носителями греческой культуры в новых "греческих" городах. О слиянии различных этнических элементов в Мариссе см.: Abel F.-M. Histoire de la Palestine. P. 55.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Hosted by uCoz