|
ИСТОРИЯ СИОНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
|
Это, конечно, не “история” легиона. Для истории нет у меня материалов. Движение
это проявилось в нескольких странах, в каждой по-своему: в Палестине, в
Америке, в Канаде, в Аргентине, в Египте: в России Трумпельдору едва не
удалось создать настоящую еврейскую армию. Да и сам полк наш жил очень сложной
жизнью, из которой мне знаком только малый уголок. Я не был ни в Галлиполи
с Трумпельдором, ни в Плимуте с Патерсоном, ни в Эс-Сальте с Марголиным.
Из трех наших батальонов я знал хорошо только свой, а как раз остальные
два, особенно палестинский, представляли гораздо больше интереса для наблюдателя.
Здесь я передал только личные воспоминания; несомненно, со всеми недостатками
этого рода литературы — субъективные оценки, неточности и слишком много
местоимений “я”. За все это прошу извинения, совершенно не пытаясь оправдываться.
В одном только буду настаивать на оправдании. Правду ли я написал? Да. Всю
ли правду? Нет, и нарочно нет. Не всякий “факт” есть “правда” в основном
значении слова. Каждое крупное явление имеет свое “лицо”: что подходит к
общему характеру этого лица, то правда; что не подходит, то случайность,
царапина, волдырь. Может быть, в ученых сочинениях важно записывать и это;
там, может быть, уместно отметить, что во время штурма Бастилии поймали
на площади вора, который тут же таскал кошельки. Это, говорят, факт, — но
разве это “правда” о 14-м июля?
Сознаюсь: перечитывая эту рукопись, сам я раза два над собой посмеялся:
очень уж гладко и сладко это все у тебя изложено. За исключением горемычной
“ставки”, чуть ли не все милые, славные, храбрые, охотно помогают, сдерживают
обещания... Неужели забыл ты все камни, подножки, обманы? — Я их не забыл:
память — машина автономная, и притом мелочная. Если зажмурить глаза, вспоминаются
то смешные, то нехорошие образы, и в штатском платье, и в военном. Но искать
“правду” надо не с зажмуренными, а с открытыми глазами; тогда видишь главное,
а главное и есть “все”.
Нет, я написал всю правду. И пятьсот “погонщиков”, и пять тысяч “королевских
стрелков” — ими всеми вправе спокойно гордиться еврейский народ, всеми:
из Уайтчэпеля, из Тель-Авива, из Нью-Йорка, из Монреаля, из Буэнос-Айреса,
из Александрии. Они прибыли из четырех стран света, а один — Марголин —
из пятой; и они честно и прочно отслужили свою службу за еврейское дело.
И так же гордо может гордиться еврейский народ теми друзьями, что пришли
к нам из среды чужого народа. Есть в их ряду люди с большими именами, есть
и малоизвестные: но все это красивые души, широкие сердца: каждое из этих
имен, звонких или скромных, есть добрый знак для будущего, эхо старинного
слова о том, что не сирота на земле Израиль: эхо герцлевой “правды” о том,
что die Welt ist keine Rauberwelt — die Welt ist eine Richterwelt.
* * * * * *
О значении легионизма и легиона, о роли, какую оба сыграли в нашей народной
истории за годы войны, я говорил уже на разных страницах этой книги; попытаюсь
резюмировать. Понятно, я не предъявляю никаких притязаний на объективность
моей оценки. Спор о “легионе” еще не закончился — по-моему, настоящий разгар
его еще впереди; воздух еще полон и партийных, и личных раздражений. Противники
нового легиона естественно склонны недооценивать первый легион, и наоборот.
Вполне возможно, что я “наоборот”. Но и мой подход к этому вопросу не следует
понимать слишком уж упрощенно в духе классической гречневой каши. Если человек
судит только субъективно, он прежде всего скажет: победил! Я этого не говорю.
Далеко мне было до победы, и не раз я думал об этом в долине Иордана. Не
о пяти тысячах мечтал я в то дождливое утро, перед афишей в Бордо. Я своего
не добился. Но те пять тысяч — они добились: еврейский легион, такой, каков
он был, действительно сыграл историческую и определяющую роль в судьбе сионизма.
И так же уверен спокойно и твердо, как уверен я в том, что завтра взойдет
солнце и будет утро и день и вечер, так же уверен я в том, что оценка истории
совпадет с моей оценкой.
Чисто военное значение легиона было не больше и не меньше того, какое могут
иметь три батальона в большой войне. Британская армия могла бы освободить
Палестину и без нас. Но она освободила Палестину с нами; и в ответственный
момент она поручила нам ответственную роль на опасном, исключительно тяжелом
посту. Это не много и не мало; это то, что есть. В одном из храмов Лондона
хранится общее знамя старого корпуса “королевских стрелков”, чью кокарду
мы носили во время наступления; на этом знамени вышит ряд славных имен —
Крым, Индия, Судан, Южная Африка. Благодаря нам к этому ряду прибавилось
имя Палестины. Это имя было нашито на знамени в торжественной и величавой
церемонии, и славный полк, одна из гордостей британской армии, гордится
нашей службой. Солдат Патерсон тоже, солдат Марголин тоже. Я тоже.
О том, что за роль сыграл наш легион в охране Палестины в трудные месяцы
послевоенных содроганий, я уже писал; и эту правду пусть затвердит на память
еврейская молодежь родины и рассеяния. Пока стояли в Палестине пять тысяч
еврейских солдат — даже когда, в самую опасную минуту, они остались почти
одни на весь край — в Палестине было тихо. Когда они ушли, в Палестине трижды
пролилась еврейская кровь.
Нравственное значение легиона ясно для каждого, кто умеет честно мыслить.
Злая вещь война; но признание своего права на Палестину мы получили ценою
войны — значит, ценою человеческих жертв. Сегодня никто не может бросить
нам в лицо упрек: где вы были? Отчего не пришли тогда с требованием — дайте
нам, как евреям, положить и свою душу за Палестину? Сегодня есть у нас ответ:
“пять тысяч: и было бы много больше, если бы ваши начальники не тормозили
нашего дела два с половиной гола подряд”. Этому нравственному моменту нет
цены: это и хотел выразить премьер Южной Африки Смуте, герой двух народов,
один из последних рыцарей на земле, и сам глубокий миролюбец, когда сказал:
дать евреям биться за землю Израиля — это одна из прекраснейших мыслей,
какие слышал я за всю свою жизнь.
* * * * * *
Но главную свою роль сыграли эти пять тысяч и то движение, которое их породило,
в области политической: роль историческую и решающую. Изо дня в день, два
года и больше, я следил за работой тех немногих тружеников, имена которых
навеки связаны с декларацией Бальфура: они сами знают, как высоко я ставлю
их достижение и их заслугу. Больше того: я знаю, что вся сумма всех усилий
во имя Палестины, произведенных ими и нами и другими за четыре года войны,
есть только малая доля того массового и длительного подвига, который накопила
упрямая работа трех поколений сионизма. Декларацией Бальфура мы обязаны
и Герцлю, и Ротшильду, и Пинскеру: в еще большей, верно, мере, первым пионерам
— “6илуйцам” и всем преемникам их, колонистам, рабочим, учителям, от Метуллы
на севере до Рухамы на юге. Я уж не говорю о том, что еще важнее: о книге.
святой для всего мира и научившей весь мир связывать еврейский народ с Иерусалимом.
Девяносто девять шагов к цели были сделаны задолго до выстрела в Сараеве:
только сотый, последний был ступлен за годы войны. Но этот последний шаг
был большой шаг: и неправо забывать, что это был шаг коллективный, и, поминая
несомненную заслугу отдельных единиц, затенять заслугу пяти тысяч. Я считаю
обе заслуги равными. Свет не жюри, декларация Бальфура не приз; даже на
бумаге не дают родины Ивану, Сидору или Петру. Обещать родину можно только
в ответ на соборный голос массы — в ответ на движение. В чем, где, когда
могла в те одичалые годы проявиться сионистская мечта, как “движение”, как
манифестация массовых воль? Организация была разбита, парализована, загнана
в тень или прямо в подполье; но и без того, по самой природе своей, культурной
и колонизационной, сионизм лежал безнадежно вне тесного, резко отграниченного
кругозора воюющих народов и их правителей. Только одна форма сионизма в
состоянии была проникнуть в это узкое поле зрения, прорваться в очередь,
заставить министров, послов и репортеров внести нашу мечту о земле в список
забот текущего — кровью текущего — дня.
Еврейский народ ничем не отблагодарил своих солдат; они меня тоже не уполномочили
хлопотать о его благодарности — обойдутся. Но в их душе живет то спокойное
сознание, которое я высказал здесь; и придет время, когда дети ваши будут
заучивать имена их полковников вместе с азбукой. А рядовым, каждому из пятисот
и каждому из пяти тысяч, я хочу сказать на прощанье то, что сказал когда-то
своим товарищам “портным”, уходя навсегда из последнего лагеря нашего под
Ришоном:
— Ты вернешься к своим, далеко за море; и там когда-нибудь, просматривая
газету, прочтешь добрые вести о свободной жизни еврейской в свободной еврейской
стране — о станках и кафедрах, о пашнях и театрах, может быть, о депутатах
и министрах. И задумаешься, и газета выскользнет из рук; и ты вспомнишь
Иорданскую долину, и пустыню за Рафой, и Ефремовы горы над Абуэйном. Встрепенись
тогда и встань, подойди к зеркалу и гордо взгляни себе в лицо, вытянись
навытяжку и отдай честь: это — твоя работа.