|
ИСТОРИЯ СИОНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
|
Консул Петров был горячий русский патриот. Как он, помимо того, относился
в душе к нашему избранному народу, за это я ручаться не берусь — и вообще
сам еще не настолько освободился от пережитков дедовской ксенофобии, чтобы
иметь право выслеживать зерна того же недуга в чужой душе. Но патриот он
был несомненный, и притом еще сухой и накрахмаленный бюрократ исконного,
классического, деревянного образца. Среди нашей молодежи в беженских лагерях
оказалось несколько сот русско-подданных. В то время в Египте еще действовали
добрые старые “капитуляции”, по которым консул имел экстерриториальные права
над “своими” подданными. А поэтому консул Петров внезапно предъявил британским
властям требование — отправить молодых людей на военную службу в Россию.
Положение получилось неудобное. Отношение наше и нашей молодежи к этому
ходу консула Петрова понятно без объяснений. Но британское начальство, согласно
капитуляциям, не имело права ему отказать: напротив, обязано было предоставить
к его услугам для этой цели все свои полицейские силы.
К английскому губернатору (официально он именовался “советником” при губернаторе-туземце,
но правил городом он) отправлена была депутация: и тут я, старый поклонник
эспаньольского еврейства — это, по-моему, лучшие евреи на свете — подметил
еще одно их достоинство, которого прежде не знал: как сефард разговаривает
с начальством в городе, находящемся на военном положении.
Главным оратором депутации был Эдгар Суарес, банкир обычного банкирского
типа, лет пятидесяти пяти, по взглядам — заклятый ассимилятор: с этим губернатором
он, должно быть, каждый вечер играл в клубе в покер — но ведь и после этого
губернатор оставался губернатором. Суарес спросил его:
— А вы помните, ваше превосходительство, что творилось в Александрии два
года тому назад, когда этот самый консул Петров хотел арестовать русского
еврея Р. на том основании, что тот был “политическим преступником” в России?
— Помню, — отозвался губернатор несколько уныло, потому что действительно
не забыл еще той громадной демонстрации десяти тысяч эспаньолов на главных
улицах Александрии, с этим самым Суаресом во главе толпы.
— А помните, — опять спросил Суарес, — как вам пришлось вызвать пожарную
команду, с большой кишкою — а мы все-таки не выдали того “преступника”?
— Еще как помню, — ответил губернатор, теперь уже с улыбкой, потому что
в конце концов был он все-таки "a sport" и умел ценить удачную
проделку. — Что же мне было делать, когда какой-то босяк перерезал пожарную
кишку?
— Позвольте представиться, — ответил Суарес, — я и был тот босяк. Губернатор
рассмеялся.
— Будьте спокойны, — сказал он, — ваших молодых людей мы не выдадим. Конечно,
дело очень щекотливое — капитуляции, военное время... но о выдаче не может
быть и речи.
После этого визита к губернатору я пошел знакомиться с И.В. Трумпельдором.
О том, что он находился среди беженцев, я знал уже раньше, но никогда его
не видел. Он жил на частной квартире. На консула Петрова можно было сердиться
за что угодно, но одно надо признать: человек он был корректный. Как только
до его сведения дошло, что в числе беженцев имеется бывший русский офицер,
потерявший руку в Порт-Артуре, он сейчас же послал к нему передать привет
и сообщить, что причитавшуюся Трумпельдору пенсию тот может получать ежемесячно
в здешнем консульстве. Трумпельдор поэтому ни в чем не нуждался и еще другим
помогал.
Я слыхал о нем, конечно, еще в России. Хотя следовало бы ожидать, что каждому
читателю известна его биография, все-таки, пожалуй, разумнее будет напомнить
ее главные черты.
Родился он на Кавказе в 1880 году. Отец его был военный фельдшер, еще из
николаевских солдат. “Ося” не видал гетто ни в отцовском доме, ни, конечно,
в окружавшей его детство кавказской обстановке.
В университет он не попал из-за процентной нормы, а потому сдал экзамен
на звание зубного врача. Тут подошла русско-японская война, и Трумпельдор
очутился в Порт-Артуре. Во время знаменитой осады он был ранен и потерял
левую руку выше локтя, но, выйдя из госпиталя, снова добился отправки на
передовые позиции. У него было четыре Георгия.
После плена и заключения мира он попал в Петербург, получил недосягаемый
в то время для еврея чин прапорщика запаса и был принят на юридический факультет.
По окончании университета уехал в Палестину и стал простым рабочим где-то
в Галилее. Работал с одной рукой прекрасно. Пришла война, и его выселили.
Сослуживец и друг его, покойный Д. Белоцерковский, рассказал мне такой случай
из того времени, когда у Трумпельдора еще были обе руки: он уже был “отделенным”
(выше этого чина, даже до младшего унтера, нельзя было тогда еврею дослужиться),
и взвод его засел в окопах на сопке перед крепостью. Японцы круто наступали;
почти все соседние сопки уже были очищены, во взводе Трумпельдора все старшие
чины перебиты — кроме прапорщика запаса, который уже давно ушел по начальству
за приказом, что делать, и не вернулся. Солдаты начали ворчать, стали ползти
к выходу из траншеи. Трумпельдор стал у выхода с винтовкой и объявил: “кто
тронется с места — застрелю”. Так и остались они в окопе, пока не опустела
и последняя из соседних русских сопок. Тогда он солдат послал в крепость,
- но сам остался и полез на разведки: осмотрел профиль той местности и пришел
к убеждению, что японцев еще можно прогнать. В это время увидел он на равнине,
в стороне от огня, офицера в капитанских погонах морского дивизиона, с подзорной
трубкой в руках. Трумпельдор спустился к нему и объяснил: если вызвать свежую
роту и поставить ее там-то, можно еще отобрать позицию назад.
— Верно, — сказал капитан. — Сбегай, голубчик, вон за тот бугор — там засела
моя команда; скажи старшему офицеру, чтобы шли сюда.
Трумпельдор добежал до пригорка, на который сыпались японские снаряды, вскарабкался
на вершину — и увидел, что морская команда, не выдержав огня, “отступила”:
“только пятки мелькали” — он вернулся к капитану и доложил. Тот глубоко
огорчился: сорвал фуражку, ударил себя кулаком по седой голове и застонал:
— Осрамили! Удрали — как жиды!
Трумпельдор подтвердил мне потом этот анекдот, очень весело улыбаясь.
Я застал его дома. Вид у него был северянина, можно было принять и за шотландца
или шведа. Рост выше среднего; тонкий, жесткие русые волосы коротко подстрижены,
выбрит чисто, губы бледные, со спокойной улыбкой. По-русски говорил он хорошо,
хотя в Палестине научился немного “петь”.
Еврейский язык у него капал медленно, был небогат словами, но точен: на
идиш он говорил ужасно. Он был хорошо образован, большой начетчик в русской
литературе — читал даже вещи, которых никто не читал, Потебню и т.п. — и
помнил каждую прочитанную строчку. По сей день не знаю, был ли он из тех,
кого у нас в еврейском быту титулуют “умными”. Скорее нет. У нас в это понятие
входят всякие пряные приправы — подозрительность, скептицизм, хитроумие,
умение перекрутить простую вещь навыворот, углубиться до левого уха правой
руки позади затылка. Всего этого я в Трумпельдоре не нашел. Зато был у него
ясный и прямой рассудок; был мягкий и тихий юмор, помогавший ему тотчас
отличать важную вещь от пустяка. Но и о важных вещах он умел говорить просто
— без той ходульности, которая иногда чувствуется в его письмах. Говорил
он трезво, спокойно, без сентиментов и пафоса, и без крепких слов. В последнем
отношении даже русская казарма не повлияла. От него я ни разу не слышал
бранного слова, кроме разве одного: “шельма этакий”. По-еврейски любимое
выражение его было “эйн давар” — ничего, не беда, сойдет. Рассказывают,
что с этим словом на губах он и умер, пятью годами позже.
С одной рукой своей он управляется лучше, чем большинство из нас с двумя.
Без помощи мылся, брился, одевался; резал свой хлеб и чистил сапоги; в Палестине,
потом в Галлиполи с одной рукой правил конем и стрелял из ружья. В его комнате
был совершенно девичий порядок, платье было вычищено: все его обхождение
было спокойно и учтиво; и он издавна был вегетарианец, социалист и ненавистник
войны — только не из тех миролюбцев, которые прячут руки в карман и ждут,
чтобы другие за них воевали.
В тот день нам долго разговаривать не пришлось: с ним вообще не приходилось
долго разговаривать. Не принадлежа к цеху “умников”, он именно поэтому умел
сразу понять дело до конца и через четверть часа ответить да или нет. Тут
он ответил: да.
Вечером мы — комитет попечения о беженцах — собрались на квартире у М. А.
Марголиса; кроме хозяина, были тут иерусалимский врач д-р Вайц, В. Л. Глускин,
Г. Н. Городецкий, американский турист Г. Каплан, 3. Д. Левонтин, Трумпельдор,
агроном Я. Г. Этингер и я. Перечисляю имена так тщательно, потому, что —
выскажись то совещание против нашего плана — не о чем, вероятно, было бы
теперь писать эту книгу. Но оно высказалось за: пятеро против двух, один
воздержался. Протокол с датой 17 Адара 5675 года хранится у В.Л. Глускина
в Тель-Авиве.
Через неделю мы созвали беженскую молодежь на собрание в бараке “Мафруза”.
Пришло около двухсот человек. За президентским столом сидел раввин Делла
Пергола и другие члены беженского комитета, в том числе седой В.Л. Глускин.
Мы представили собранию отчет о положении. Требований консула Петрова англичане,
конечно, не выполнят; но и вечно оставаться в бараках на чужом иждивении
тоже не годится. С другой стороны — рано или поздно — британская армия двинется
из Египта на Палестину. Из Яффы ежедневно приходят новые грустные вести:
турки запретили еврейские вывески на улицах, выслали доктора Руппина, представителя
сионистской организации, — несмотря на то, что он немец, — арестовали руководящих
деятелей еврейского населения и заявляют, что после войны уж и совсем никакой
еврейской иммиграции не допустят. Итак?..
Документ, который мы в ту весеннюю ночь подписали в этом голом и темном
сарае “Мафруза”, хранится теперь у В.Л. Глускина и будет некогда передан
в национальную библиотеку нашу в Иерусалиме. Это — кусок бумаги обычного
ученического формата; на нем резолюция о том, что учреждается еврейский
полк, который предложит англичанам свои услуги для операций в Палестине,
и около ста подписей. Первым подписался В.Л. Глускин.
— Я стар, — сказал он, вырывая у меня перо, — в солдаты не гожусь, но ответственность
за это решение беру на себя.
На следующее утро, приехав в Габбари, я застал посреди двора целый парад.
Три группы молодых людей обучались маршировать; инструктора были из их же
среды, из бывших русских солдат. В углу девочки вышивали знамя; особый комитет
из гимназистов уже шумел на весь лагерь, обсуждая, как перевести какой-то
военный термин на язык Библии. Потом приехал Трумпельдор, все три взвода
выстроились в колонну и прошли мимо него, — или по крайней мере хотели пройти,
— церемониальным маршем. Он сочувственно улыбался.
Я сказал ему потихоньку:
— Маршируют они ужасно. Как овцы. Он ответил:
— Эйн давар.
Через несколько дней мы отправили новую делегацию — в Каир. Прежде всего
делегация пошла к министру внутренних дел (официальный чин: “советник при...”).
Назывался он тогда мистер Рональд Грэхэм; теперь он сэр Рональд и состоит
британским послом в Риме. Он оказался точно такой, каким и в книгах изображают
шотландцев: сдержанный, неразговорчивый, хорошо прислушивается, но и вопросы
задает скупо. Зато вскоре выяснилось, что дело он делает быстро и точно.
Он спросил: “на сколько рекрут вы рассчитываете?”, отметил что-то в записной
книжке и сказал коротко:
— От меня это не зависит, но постараюсь.
После этого делегация поехала к генералу Максвелю, который тогда командовал
британскими войсками в Египте. Представил нас ему Каттауи-паша, милый старенький
сефард, один из виднейших нотаблей всего Египта. В делегации были Трумпельдор,
З.Д. Левонтин, В.Л. Глускин, М.А. Марголис и я. Бедного Трумпельдора мы
заставили нацепить все четыре Георгия: два медных и два золотых. Генерал
пристально посмотрел на него и коротко спросил:
— Порт-Артур?
Но ответ его на наше предложение разочаровал нас глубоко:
— О наступлении на Палестину я ничего не слышал и сомневаюсь, быть ли вообще
такому наступлению. Кроме того, по закону, я не имею права принимать в британскую
армию иностранцев. Могу предложить вам только одно: составить из ваших молодых
людей отряд для транспорта на мулах и послать его на какой-нибудь другой
турецкий фронт. Больше ничего не могу сделать.
В ту ночь, в номере у Глускина, мы все просидели до утра, обсуждая, что
делать.
Нам, штатским, казалось, что предложение генерала Максвеля надо вежливо
отклонить. Французское слово “Corps de muletiers”, которое он употребил,
прозвучало в наших ушах очень уж нелестно, почти презрительно: пристойная
ли это комбинация — первый еврейский отряд за всю историю диаспоры, возрождение,
Сион... и погонщики мулов? Во-вторых — “другой турецкий фронт”. Что нам
за дело до “других” фронтов? Неясно было даже, о каком именно фронте он
говорил: первое морское покушение на Галлиполи тогда уже кончилось провалом,
а о том, что подготовляется второе наступление, на этот раз уже с высадкой
солдат на самом полуострове, — об этом еще только шептались. Но одно было
ясно: в Палестину их не поведут. Значит, надо отказаться. Другого мнения
был Трумпельдор.
— Рассуждая по-солдатски, — сказал он, — я думаю, что вы преувеличиваете
разницу. Окопы или транспорт — большого различия тут нет. И те, и те — солдаты,
и без тех и без других нельзя обойтись; да и опасность часто одна и та же.
А я думаю, что вы просто стыдитесь слова “мул”. Это уж совсем по-ребячески.
— “Мул”, — отозвался кто-то из нас, — ведь это почти осел. Звучит как ругательство,
особенно по-еврейски.
— Позвольте, — ответил Трумпельдор, — по-еврейски ведь и “лошадь” тоже ругательство
— bist а ferd! — но службу в коннице вы бы считали для них честью. По-французски
chameau — самое обидное слово: однако есть и у французов, и у англичан верблюжьи
корпуса, и служить в них считается шиком. Все это пустяки.
— Но ведь это и не палестинский фронт?
— И это не так существенно, рассуждая по-солдатски. Чтобы освободить Палестину,
надо разбить турок. А где их бить, с юга или с севера, это уж технический
вопрос. Каждый фронт ведет к Сиону.
Так мы ничего и не решили. Идя домой с Трумпельдором, я ему сказал:
— Может быть, вы и правы, но я в такой отряд не пойду.
— А я, пожалуй, пойду, — ответил он.
Утром, вернувшись в Александрию, я застал телеграмму из Генуи. Подпись была:
“Рутенберг”. Он спрашивал, могу ли я с ним повидаться и где. Его имя и биографию
я, конечно, знал: ни разу с ним еще не виделся, — но в Риме, еще до моего
отъезда в Египет, мне сказал однажды А.В.Амфитеатров:
— Угадайте, кто теперь сильно заинтересовался сионизмом? Петр Моисеевич
Рутенберг. Он говорит, что вмешательство Турции в войну открывает перед
евреями блестящие возможности, — и, по-моему, он теперь носится с важными
планами. У него тут, кстати, большие связи в правительственных кругах и
во Франции тоже.
Прочитав телеграмму, я сейчас же разыскал Трумпельдора и заявил ему:
— Иосиф Владимирович, я уезжаю. Если генерал Максвель переменит свое решение
и согласится учредить настоящий боевой полк, я приеду; если нет, поищу других
генералов.
Я пишу не историю, а личные воспоминания. Сам я в Галлиполи не был и потому
не могу ничего рассказать об отряде Трумпельдора. Но одно должен признать:
прав был Трумпельдор, а не я. Эти шестьсот “muletiers” потихоньку открыли
новую эру в развитии сионистских возможностей. До тех пор трудно было говорить
о сионизме даже с дружелюбно настроенными политическими деятелями: в то
жестокое время кому из них было до сельскохозяйственной колонизации или
до возрождения еврейской культуры? Все это лежало вне поля зрения. Маленькому
отряду в Галлиполи удалось пробить в этой стене первую щель, проникнуть
хоть одним пальцем в это заколдованное поле зрения воюющего мира. О еврейском
отряде упомянули все европейские газеты; почти все военные корреспонденты,
писавшие о Галлиполи, посвятили ему страницу или главу в своих письмах,
потом и в книгах. Вообще в течение всей первой половины военного времени
отряд этот оказался единственной манифестацией, напомнившей миру, в особенности
английскому военному миру, что сионизм “актуален”, что из него еще можно
сделать фактор, способный сыграть свою роль даже в грохоте пушек. Для меня
же лично, для моей дальнейшей работы по осуществлению замысла о легионе,
“Zion Mule Corps” сыграл роль ключа, открыл мне двери английского военного
министерства, дверь кабинета Делькассэ в Париже, двери министерства иностранных
дел в Петербурге.
Но и чисто военная история Галлиполийского отряда тоже представляет собой
красивую страницу в нашей книге военной летописи. Очень жалею, что палестинские
друзья Трумпельдора чересчур поторопились с выпуском его писем из Галлиполи.
В них Трумпельдор обращался к близкому человеку и интимно рассказывал о
печалях и заботах лагерной обыденщины, рассказывал с обычной своей любовью
к деталям. Лагерная обыденщина всегда полна мелких дрязг. Возьмите любую
из романтических кампаний самого Гарибальди: внутренняя жизнь лагеря и там
состояла наполовину из кухонной неурядицы, из ссор между поручиком А. и
поручиком Б., из мириада мелких разочарований. Не в этом смысл коллективного
действия. Смысл и ценность его в том, что с первого и до последнего дня
злополучной черчиллевской авантюры эта группа беженской молодежи несла на
себе тяжелую и опасную службу под турецким огнем. Трумпельдор и в этом был
прав: для транспорта и для траншей — опасность оказалась одна и та же. Вся
занятая англичанами площадь равнялась всего нескольким квадратным верстам:
с вершины Ачи-Баба турецкие пушки засыпали картечью все это пространство,
от передних окопов до лагеря еврейского транспорта. Под этим огнем им приходилось
каждую ночь вести своих мулов, нагруженных амуницией, хлебом и консервами,
к передовым траншеям и обратно. Они потеряли убитыми и ранеными пропорционально
не меньше, чем остальные полки Галлиполийского корпуса, получили несколько
медалей, отслужили свою службу смело, с пользой и честью. Особенно о смелости
их писал мне генерал сэр Иан Гамильтон, главнокомандующий галлиполийской
экспедицией: “...они работали со своими мулами спокойно под сильным огнем,
проявляя при этом еще высшую форму храбрости, чем та, которая нужна солдатам
в передовых окопах — потому что тем ведь помогает возбуждение боевой обстановки...”.
Командовал ими подполковник Джон Генри Патерсон, одна из замечательнейших
христианских фигур, какие когда-либо попадались на пути нашем за все столетия
рассеяния. Я познакомился с ним много позже и буду еще говорить о нем в
дальнейших главах. Трумпельдор, за которым англичане признали чин капитана,
был сначала вторым по команде, но к концу кампании Патерсон заболел или
был ранен — не помню — и был отослан на излечение в Англию, и тогда командование
перешло к Трумпельдору. После ухода англичан из Галлиполи он еще несколько
месяцев продержался во главе своего отряда, в Александрии: там они бомбардировали
начальство петициями, чтобы их не демобилизовывали, чтобы дали им возможность
остаться вместе и подготовиться к моменту начала операций на палестинском
фронте; но петиции не помогли, Zion Mule Corps был учрежден в апреле 1915
года, а 26 мая 1916 его распустили. Лишь около 120 из его участников снова
попали в солдаты, добрались до Лондона — и из этой группы и вокруг нее там
возник тот еврейский легион, который впоследствии, со штыками и пулеметами,
принял участие в завоевании Палестины и которому принадлежит ряд могил под
знаком щита Давидова на горе Елеонской. Прав был Трумпельдор: хоть победили
мы в Иорданской долине, но путь через Галлиполи был правильный путь.