|
ИСТОРИЯ СИОНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
|
Начало моей сионистской деятельности связано с двумя явлениями: с итальянской
оперой и с идеей самообороны.
Всегда у нас в Одессе в зимний сезон гостила итальянская опера. В ту зиму
царила Арманда Дел-ли-Абатти, подруга моего приятеля Лебединцева, и он пропадал
в театре каждый вечер. Однажды во время антракта я встретил его в буфете
в обществе элегантного господина с черными усиками и западными манерами,
которого я и прежде видел несколько раз, всегда на одном и том же месте,
во втором ряду партера. Лебединцев представил нас друг другу: господин оказался
специальным корреспондентом миланской газеты по вопросам музыки и пения.
Впоследствии я встретился с ним в доме госпожи Делли-Дбатти. Там мы говорили
по-французски и, выйдя на улицу с ним, я продолжал беседовать на том же
языке.
— Мы можем говорить по-русски, — сказал он мне, — я такой же одессит, как
и вы, хотя и родился в Литве.
Я и прежде знал, что он еврей — "синьор Зальцман". Уяснив это
обстоятельство, я представлю теперь его по имени: Соломон Давидович. Он
не утаил,
что сотрудничество с итальянской газетой для него всего лишь хобби, а главное
его занятие — торговля, как и у всех евреев, и он поведал мне, что он —
сионист.
Мы встретились еще несколько раз в театре, он показал мне свои статьи в
итальянской газете, но ни о чем другом не говорили.
Между тем приближались дни Пасхи, Пасхи 1903 года. От некоторых знакомых
я слышал странные тревожные речи, что в городе и во всей округе, во всей
губернии витает опасность еврейских погромов: ничего подобного не происходило
более двадцати лет. Один утверждал, что слухи — пустая болтовня и вздор,
полиция не допустит; другой шептал, что полиция как раз и собирается организовать
погром, третий советовал направить делегацию уважаемых еврейских граждан
для переговоров с городским головой. Странные вещи, непривычные нам.
Я засел за стол и написал десяток писем десятку еврейских деятелей, большую
часть которых я не знал. Я предлагал наладить самооборону.
Я не получил ответа, но прошла неделя, и ко мне заглянул друг детства, студент,
у которого были контакты со всеми "движениями". Он сказал мне:
— Имя рек показал мне твое письмо, совершенно конфиденциально, разумеется.
Зачем было писать? Прежде всего, именно те,, к кому ты обратился, не осмелятся
и не сдвинутся с места. И, во-вторых, и это главное, — здесь уже есть группа
самообороны, пойдем и увидишь.
Мы поехали на Молдаванку, и там в просторной и пустой комнате, похожей на
торговую контору, я увидел нескольких молодых людей, одним из них был Исраэль
Тривус, мой друг с того дня и в отдаленном будущем также мой коллега по
правлению движения ревизионистов. Имена других я запамятовал, а жаль — это
была, насколько мне известно, первая попытка организовать еврейскую самооборону
в России. Еще до того как разразился погром в Кишиневе, мы поработали на
славу: собрали деньга, до 500 рублей, если мне не изменяет память, — огромная
сумма в наших глазах; Ройхвергер, владелец оружейного магазина, подарил
нам двадцать револьверов, а остальные продал по дешевке, большей частью
"в кредит", без надежды на оплату. Оружейный склад был в той же
конторе: револьверы, ломы, кухонные ножи, ножи для убоя скота. В конторе
круглосуточно дежурили двое; юноша за юношей, каждый с "запиской",
с подписью одного из членов "комитета", приходят и получают то,
что им причитается. Во второй комнате конторы мы поместили гектограф и на
нем размножали листовки на русском языке и на идиш; их содержание было очень
простым: две статьи из уголовного кодекса, в которых написано ясно, что
убивший в целях самообороны освобождается от наказания, и несколько слов
ободрения к еврейской молодежи, чтобы она не давала резать евреев как скот.
Вначале я удивлялся долготерпению полиции. Невозможно, чтобы она не обратила
внимания на наши действия. После непродолжительного расследования эта тайна
раскрылась мне, когда мне представили владельца этой конторы и объяснили
— шепотом и за его спиной — его специальную функцию. Это был молчаливый
и вежливый молодой человек, с шелковистой бородкой, и сам он как бы символизировал
разновидность, известную под именем "шелковый молодой человек".
Имя его уже пользовалось известностью в левых кругах, и дурной известностью:
Генрик Шаевич. Я, однако, еще не слышал его имени, и не знал всего того,
что было связано с ним. Теперь мне рассказали, что Шаевич -посланец и агент
известного петербургского жандарма, офицера Зубатова, автора нового метода
воздействия на рабочее движение. В соответствии с законом и традицией, забастовки
рабочих считались в России государственным преступлением. Зубатов сказал:
"Почему? Разве таким путем вы не делаете рабочих врагами государства?
Напротив: экономическую забастовку мы разрешим и позволим, и даже организацию
рабочих не распустим, но лишь с тем условием, что они не будут вмешиваться
в вопросы политики". Начальство согласилось с ним. Он подыскал посланцев
— в большинстве своем, видимо, наивных людей, действительно уверовавших,
что эта система в будущем облегчит положение рабочих, — и они уже начали
свою пропаганду в Петербурге, Москве, Вильне, Минске, Сормове и на донецких
шахтах. Самым значительным из этих посланцев был Гапон. Он был священником
и создал сильное движение в Петербурге. А Генрика Шаевича послали в Одессу.
Не думаю, что в числе заданий, которые поручил ему Зубатов, значилась еврейская
самооборона, и нет сомнения, что, занимаясь этим, Шаевич рисковал своим
официальным положением. Но местное начальство боялось задеть агента Зубатова;
возможно, они писали докладные записки в Петербург и не получали ответа.
Мне безразлично, был ли этот Шаевич честным и заблуждающимся человеком или
шпионил и предавал сознательно: на мой взгляд, с того дня, когда он предоставил
нам такое надежное убежище, чтобы вооружить евреев, он искупил все свои
грехи...
Пришла наша Пасха, пришла и христианская Пасха, а с ней и погром, -но не
у нас в Одессе, а в Кишиневе.
Странное дело: я не помню впечатления, которое произвело на меня это событие,
исходная точка целой эпохи нашей жизни в качестве народа; возможно, вообще
никакого впечатления оно не произвело на меня. Сионистом я стал еще до того,
до того я уже думал об обороне, как и о еврейской трусости, которая проявилась
в Кишиневе; никакого "открытия" мы не сделали, ни я, ни один еврей
и ни один христианин. Меня никогда не оставляет чувство: из событий нам
нечему учиться, в них нет никакой неожиданности для меня, словно я и прежде
знал, что так оно будет и да будет так... Редакцию "Новостей"
наводнил поток пожертвований в пользу пострадавших от Кишиневского погрома:
деньги, одежда — и мне направляли их, чтобы распределять в городе бедствия.
Я навестил места резни, говорил с очевидцами, в больнице видел еврея, помнится,
ремесленника, которому за несколько лет до того кто-то случайно выколол
левый глаз; с тех пор он жил в одном из предместий среди христиан, занимался
своим ремеслом, любил беседовать и играть с соседями, и в тот же день пришли
эти соседи и вырвали у него и правый глаз.
Там впервые познакомился я с деятелями русского сионизма. Коган-Бернштейн
был кишиневским жителем, Усышкин приехал туда из Екатеринослава, Зеев Темкин
из Елисаветграда, Сапир из Одессы. Я увидел там и Бялика, и мне сказали,
кто он, - к своему великому стыду, я этого не знал прежде.
Когда я вернулся в Одессу, ко мне пришел тот самый синьор Зальцман и сказал:
— Пришел я к вам от имени своей сионистской организации, она называется
"Эрец-Исраэль". Мы решили предложить вам отправиться на сионистский
конгресс в качестве нашего делегата.
— Но ведь я совершенный профан во всех вопросах движения. — Научитесь.
Я согласился. Пригласили меня на заседание союза "домовладельцев",
людей среднего и пожилого возраста, - я не нашел ни одной молодой физиономии
во всем обществе, помимо самого Зальцмана. Они просили меня, как это водится,
предложить свою программу. Да простит мне Всемилостивейший Господь всю чушь,
что я нагородил перед ними; как видно, не было границ милосердию членов
этой организации, и они не прогнали меня. Напротив, они обращались ко мне
с вопросами, и один из этих вопросов я еще помню: как я отношусь к программе
Эль-Ариша, за нее или против нее я буду голосовать, если попаду на конгресс?
(Зальцман успел объяснить мне за несколько дней до собрания, что нам предлагают
заселить эту область в Египте, которая граничит с Палестиной, и что туда
послана делегация сионистов обследовать эти места). Помню я и свой ответ,
который был чистым экспромптом:
— Мое голосование будет зависеть от отношения массы, которая соберется на
конгрессе. Если я увижу, что от этого нет опасности раскола в сионистской
организации, поддержу эту программу. Если же я увижу, что этот вопрос раздробит
движение как знак того, что нет сионизма вне Сиона, - тогда я проголосую
против Эль-Ариша.
Меня выбрали, и я отправился в Базель на шестой конгресс, и с этого началась
новая глава в моей жизни.