ИСТОРИЯ СИОНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯИЦХАК МАОР, СИОНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ |
Глава первая - ЗАЧИНАТЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
3. Элиэзер Бен-Иехуда
Идеи Смоленскина о национальном возрождении еврейского народа, вызвавшие широкий отклик среди образованной молодежи, особенно глубоко повлияли на одного из ее представителей - студента Элиэзера Перельмана (1858-1922), впоследствии известного исследователя языка иврит Элиэзера Бен-Иехуду.
Бен-Иехуда не только испытал воздействие национальных идей Смоленскина, но расширил и углубил мировоззрение своего учителя. Смоленский, видевший в еврейском народе "нацию духа", не усматривал практическое решение еврейского вопроса в заселении Палестины.
Он считал это преждевременным, так как, по его мнению, нужна была долгая подготовительная работа, чтобы евреи оказались в состоянии заложить фундамент новой жизни на земле отцов. Он полагал, что ивриту уже никогда более не стать разговорным языком - это лишь язык еврейской литературы, трактующей проблемы своего народа. Бен-Иехуда оспорил это мнение, изложив свои взгляды в статье, опубликованной им в журнале Смоленскина "Хашахар" в 1879 году. Он утверждал, что залогом обновления еврейской нации и ее жизни в будущем может быть только возвращение в Сион и возрождение иврита в качестве разговорного языка. Причем эти явления взаимообусловлены, то есть возрождение иврита может произойти {9} только в Эрец-Исраэль, а возрождение еврейского народа в Эрец-Исраэль возможно только в процессе возрождения иврита.
Спор Смоленскина с Бен-Иехудой разрешили еврейские погромы,
разразившиеся на юге России: Смоленский признал тогда правоту своего оппонента
и с тех пор стал одним из самых пылких поборников переселения русских евреев
в Эрец-Исраэль. Сам Бен-Иехуда переселился в Страну в октябре 1881 года, чтобы
на практике осуществить свою идею о возрождении языка иврит и еврейского народа
на его исторической родине. Местом жительства он выбрал Иерусалим, а иврит
в качестве разговорного языка он ввел в обиход прежде всего в своем собственном
доме, в своей семье. Фанатики из старого ишува вскоре узнали, что Бен-Иехуда
по национально-светским мотивам пользуется "священным языком" как
разговорным... Они принялись всячески ему досаждать, но Бен-Иехуда оставался
непоколебим. В тяжелых материальных условиях, преследуемый фанатиками, он
продолжил также дело всей своей жизни - составление словаря языка иврит.