ИСТОРИЯ СИОНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯИЦХАК МАОР, СИОНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ |
Глава первая - ЗАЧИНАТЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Стремление народа Израиля к освобождению
Одна из легенд эпохи разрушения Второго храма гласит: "В день, когда был разрушен Храм, родился Мессия". В этой легенде, с точки зрения национального сознания еврейского народа, заложен глубокий смысл.
Она свидетельствует о том, что с утратой политической независимости народ наш духовно не покорился. Евреям пришлось уйти в изгнание, но народ никогда не смирялся с жизнью в диаспоре, и с момента потери государственности не покидала его жажда национального избавления.
Надежда на приход Мессии, который явится в предначертанный срок и спасет Израиль; тоска по Сиону и Иерусалиму и мечта об "обновлении наших дней, как древле", изливавшаяся из уст еврея в его молитвах, в будни и в праздники, из поколения в поколение, крепили народ, наделяли его могучей внутренней силой, помогая в муках и страданиях противостоять притеснениям, преследованиям и сберечь национально-духовную независимость после утраты территориального базиса национально-политической независимости.
Этот субъективный фактор национального сознания, существовавший века, с течением времени превратился в объективный фактор еврейской {6} истории. Воля к жизни, проявленная еврейским народом, повлияла на его судьбу; духовная связь рассеянной нации с ее Страной никогда не прерывалась. Более того, временами она давала мощные вспышки в виде мессианских движений, возникавших в разные эпохи в разных местах диаспоры. И не только духовная, но и реальная связь народа с Эрец-Исраэль сохранялась во всех поколениях, так как евреи всегда жили в Стране и переселялись в нее в одиночку или группами, пускай и в ограниченных масштабах.
Можно, таким образом, заключить, что идея Шиват Цион - возврата в Сион - зародилась как идеал национального избавления одновременно с разрушением Иудейского царства легионами Римской империи. Идею эту и выразила легенда о том, что "в день, когда был разрушен Храм, родился Мессия". В веках этот идеал прошел многие стадии перевоплощения и, наконец, приобрел форму современного сионизма.
Ибо прав тот, кто сказал, что сионизм - не что иное, как мессианское движение, но с реальными возможностями воплотиться в жизнь.
Первые ростки практического осуществления идеи Шиват Цион и
заселения Эрец-Исраэль возникли в 19-м веке. И если сионистские теории и устремления
обязаны своим появлением западным евреям, то массовое сионистское движение
родилось в Восточной Европе, особенно в разных частях России (Польша, Литва,
Украина и т. д.) с ее многочисленным и плотным еврейским населением.