Моше ДаянЖИТЬ С БИБЛИЕЙ |
...отрок остался служить Господу при Эли, священнике. Сыновья же Эли были люди негодные... Эли же был весьма стар...
I Самуил 2:11, 12, 22.
Слышу: меня зовут. Голос в ночи звучит.
- Кто тут?
Молчит...
Эли сказал:
- Сынок!
Это - не Божий глас.
Я уже не пророк.
Зренье ушло из глаз.
Снова зовут меня.
Голос в ночи суров.
Как же осмелюсь я
Ответить, что я готов?
Полночь. Эли рыдает.
Слышу его стенанья:
'Сыновья мои... сыновья...'
И вот я уже согнулся под тяжестью мирозданья.
Отныне за все сущее
Ответственен я.
Я знал, что Господь явится
в раскатах грозовой полночи
И в небе заблещут молнии,
словно осколки лун.
Я знал, что Эли состарился.
Что сыновья его - сволочи.
А я еще - слишком юн.
Но ранена в сердце
Вселенная и истекает кровью.
Великий Господь услышал мира
предсмертный храп.
И я отвечаю Господу с надеждою и любовью:
- Говори,Господи, ибо
Слышит Тебя Твой раб!
(Перевод Б. Камянова)
Я был на седьмом небе от счастья. Я слышал голoс бунта против всего одряхлевшего, окаменевшего, бунта юного Самуила против престарелого первосвященника Илия. Отголосок этого бунта донесся до наших дней, до клуба в Нахалале. Я поделился с родителями своими впечатлениями. Мама молчала. Дух бунта и русской революции был близок ее сердцу. Но она была тогда еще недостаточно знакома с литературой на иврите, в особенности традиционной. Другое дело отец. Он понимал, о чем шла речь. Я спросил его мнение о стихотворении 'Откровение'. 'Прекрасно', - ответил он. Мне было ясно, что он имел в виду библейскую историю, а не интерпретацию ее Шлионским.
x x x
Теперь на месте Шило нет поселения. Холм, на котором стоял древний Шило, называется по-арабски 'Хирбет-Сейлун' (то есть 'Руины Шило'). Местонахождение древнего Шило можно точно установить благодаря деталям, приводимым в 'Книге Судей': он лежал 'на север от Бет-Эля и на восток от дороги, ведущей от Бет-Эля в Шхем, и на юг от Левоны'.
Я не бывал в этих местах в детстве, в период британского мандата. Впервые попал я в Хирбет-Сейлун, то есть в Шило, только после Шестидневной войны. Я добрался до него через Шхем, другой дорогой, чем биньяминиты, которые устраивали засады на дочерей Шило в виноградниках. В Шхеме я хотел заглянуть к торговцу древностями Абу-Ромейлу. Я слышал, что он приобрел интересные мозаичные плиты, которыми был устлан пол византийской церкви. Они были найдены феллахами в Ливане и контрабандой переправлены в Иорданию.
Я застал Абу-Ромейла дома в Хаваре, южном пригороде Шхема, возле дороги на Иерусалим. Пригород назван так по той причине, что его первые жители пришли из Вади Хавары, что между Нетанией и Хадерой. Это были по большей части заболоченные земли. Евреи купили их, осушили болота, возделали, засеяли и переименовали в Эмек-Хефер (долина библейского Хефера). Время на все ставит свою мету. Вспыхивают войны, переселяются народы. Разрушаются поселения, жители покидают их. На их месте встают новые. Шило называется теперь Хирбет-Сейлуном, а Вади Хавара превратилось в Эмек-Хефер.
Мозаичные плиты Абу-Ромейла не были особенно удачной находкой. Я купил три плитки. На двух были изображения птиц, а на третьей - девушки с голубями на плечах. Я напился сладкого чая и горького кофе, поблагодарил хозяина, пожелал ему всех благ и продолжил свой путь.
В двадцати километрах южнее Шхема начинается долина Шило. Мы покинули Иерусалимскую автостраду и свернули на восток по немощеной дороге. Тель-Шило стоит в долине. Он имеет форму удлиненного эллипса, и его вершина обращена на север. Мне рассказывали, что окрестные арабы называют долину, примыкающую к кургану, Мардж эль-Ид или Мардж эль-Банат, то есть 'Долиной Праздника' или 'Долиной Дев'. Не иначе как какой-нибудь западный ученый, знакомый с библейским сказанием о похищении дочерей Шило, так назвал ее, и эти названия привились, хотя и претерпели изменения в устах арабов.
Проведенные здесь археологические раскопки почти не оставили следов. Несколько развалившихся зданий, которые все еще стояли на кургане - позднейшего, арабского происхождения. Единственными остатками древнего Шило были, как обычно, глиняные черепки - куски от кувшинов и мисок, изготовленных гончарами тысячелетия назад. Попадались и ручки кувшинов, за которые могли держаться дочери Шило, и закопченные масляные лампы, освещавшие дома в древности.
Репейник, чертополох и овсюг пробивались между камнями, разбросанными
по кургану, там и сям виднелись развалины стен и строений. Солдаты, сопровождавшие
меня, спрашивали об истории Шило, и я рассказывал им. 'Что можно увидеть
из всего этого теперь?' - спрашивали они. В самом деле, ничего примечательного
на поверхности земли не осталось. Но в моих ушах звучали два прекрасных
стиха. Один - то, что сказал пророк царю, а другой - то, что сказал муж
жене. Упрек, сделанный Самуилом царю: 'Неужели всесожжения и жертвы столь
же приятны Господу, как послушание гласу Господа?' И слова любви и утешения,
обращенные Элканой к своей бездетной ж&не Ханне: 'Не лучше ли я для
тебя десяти сыновей?'